Номинация "Литературное творчество"
Святой, исцеляющий тело и душу
Подумать только, как быстро время летит! Не успела я оглянуться, как наступили долгожданные летние каникулы. И мы нашей дружной семьей уже отдыхали у прабабушки Лиды в городе Высокое Брестской области.
В очередное воскресенье мы встали очень рано, так как отправились в церковь на Божественную литургию. Завтра нам предстояла дальняя дорога в село Теряево Московской области, где находился Иосифо-Волоцкий монастырь. Я, мама, бабушка и сестра Арина накануне исповедовались и сегодня должны были причаститься и попросить благословления в дорогу у батюшки Александра и, конечно, у самого Господа нашего – Иисуса Христа.
В церкви было очень душно, и мы с Ариной часто выходили на улицу. Я, как старшая сестра, подговаривала ее, чтобы та спрашивала у бабушки, долго ли нам еще находиться в церкви. Вскоре нас причастили. Отправившись домой, я еще не знала, что бабушка расскажет нам историю о чуде, которое произошло с ней 14 лет назад. И я подумать не могла, что этот день перевернет всю мою жизнь!
Свою историю бабушка начала с рассказа о святом Иосифе Волоцком, в монастырь которого мы должны были завтра ехать.
- Преподобный Иосиф Волоцкий родился около 1439 года в деревушке, примерно в 115 километрах от Москвы. Происходил из дворянской семьи, находившейся на службе удельного князя Бориса Волоцкого. В 20 лет Иосиф удалился в Санин монастырь в Твери, где подвизался под духовным водительством старца Варсонофия. Тот посоветовал Иосифу пойти к преподобному Пафнутию, ученику святого Сергия в Боровский монастырь. Святой Пафнутий был одним из ярких духовных светочей Русской Церкви того времени.
В 1960 году преподобный Пафнутий постриг Иосифа в монахи, научил строгой монашеской жизни. Юноша отличался терпением, послушанием и сострадательностью. Кроме того, он прекрасно пел в церковном хоре. В Боровском монастыре Иосиф прожил 18 лет. Во время пребывания в нем он постриг своих родителей и братьев. Около 15 лет заботился в больнице при монастыре о своем отце, который был серьезно болен. Тогда именно Пафнутий предсказал ученику путь более блистательный, чем его собственный.
В 1477 году, по смерти преподобного Пафнутия, Иосиф был избран его приемником по настоянию великого князя Ивана III, но вскоре оставил монастырь из-за конфликта с братиями, которые не хотели принимать строгие порядки настоятеля. Два года странствовал преподобный. Жизнь в других монастырях не нравилась ему.
Со временем Иосиф основал на родине во владениях Волоцкого князя в 20 км от Волокамска, у слияния рек Сестры и Cтруги, в 1479 году Иосифо – Волокамский монастырь. Монастырь, руководителем которого был Иосиф Волоцкий, отличался особой строгостью поведения. Это привлекло к нему многочисленных учеников, желающих взять свой крест и следовать за спасителем в ежедневном умерщвлении плоти. Все: богатые, бедные, знатные господа, простой люд, были в монастыре равны, вели жизнь суровую и строгую. Святой Иосиф делал исключения только для немощных и старых. Некоторые иноки носили вериги и клали от тысячи до трех тысяч земных поклонов ежедневно. Сам игумен в течение дня был занят тяжелым трудом, помогая братиям на разных работах. Большую часть ночи преподобный молился.
Это было очень трудное время. После нашествия татаро-монгольского ига Русское государство постепенно восстанавливалось. Иосиф Волоцкий помогал всем нуждающимся. В год страшного голода многие люди, в том числе дети, нашли приют в монастыре. Он всегда поддерживал народ, занимаясь благотворительностью и находя средства для помощи нуждающимся. Часто приходилось занимать деньги на покупку хлеба и раздавать его голодающим. Тем самым Иосиф показывал пример для государства, как надо строить экономическую, социальную, духовно-просветительскую деятельность на Руси. Святой учил богатых и одержимых властью людей быть милосердными по отношению к подданным. Он с твердостью возвращал на путь заповедей Божиих и призывал к справедливости состраданию, как богатых, так и бедных.
Игумен Иосиф был талантливым церковным писателем. Он является автором книги «Просветитель» и нескольких посланий, в которых доказывал законность монастырского землевладения, отстаивал необходимость украшать храмы росписями, богатыми иконостасами и образами. Он требовал отказа царской власти от посягательств на церковную собственность, считая, что царь, который простирает руку на церковные земли «не божий слуга, но дьявол, и не царь, но мучитель». Преподобный боролся против стремительно распространявшейся тогда ереси жидовствующих. Он занимал активную позицию в решении вопросов и спорах в отношении церкви и государства. Устаф Иосифо-Волокамского монастыря, основанного на писаниях святых отцов, стал образцом для устройства других монашеских общин и руководством для епископов.
Преподобный Иосиф умер 9 сентября 1515 года во время утрени, перекрестившись и испустив три вздоха во имя Святой Троицы. Он был похоронен в церкви своего монастыря. У его гробницы совершались многочисленные чудеса. А 1 июня 1591 года он был признан святым всей Русской Церковью.
Монастырь продолжал действовать, не смотря ни на что. И даже в Смутное время, когда он был разорен поляками, монастырь восстановили в нынешнем виде в конце XVII века. В 1920 году советская власть закрыла обитель, но в 1989 году она была возвращена Церкви. В наши дни монастырь живет монашеской жизнью и соблюдает правила, основоположниками которых является Иосиф Волоцкий. Мощи и вериги святого покоятся в Успенском соборе Иосифо-Волоцкого монастыря и доступны для поклонения. В 2009 году открылся памятник преподобному Иосифу Волоцкому. В этом же году по благословлению патриарха Кирилла преподобный был объявлен покровителем православного предпринимательства и хозяйства.
Делом жизни игумена было организовать монашескую жизнь как активную силу в строительстве централизованного государства, поднять общий уровень нравственности через веру, религиозность, просвещенность. Взгляды Иосифа Волоцкого содействовали укреплению союза светской власти и духовной. На протяжении всей истории эта связь неоднократно прерывалась, сейчас мы вновь наблюдаем воссоединение государственной власти с духовенством. Как приятно и с гордостью звучит: Святая Русь! Именно благодаря Иосифу Волоцкому удалось заложить основы социального служения церкви. Без его служения, не было бы нынешней современной Русской Церкви, хотя со временем мы многое упустили. Сегодня Русская православная церковь пытается вернуть в жизнь русского народа те ценности и идеалы, которые являлись в течение веков духовными ориентирами и помогали быть людям добрее, сострадательнее к более слабым или просто к оказавшимся в беде людям.
Мы ходим в церковь не потому, что это правило и его надо выполнять. Мы ходим молиться, просить у Господа Бога, Девы Марии, Святых здоровья, благополучия, также благодарим их за добро, которое происходит у нас в жизни, зачастую просим прощения за плохие поступки, которые мы совершаем. Очищая совесть, нам становится легче жить. Мы должны быть благодарны святым, которые при земной жизни создавали для нас эту духовную жизнь, без которой не будет ни добра, ни мира.
После этих слов бабушки мне стало стыдно, я задумалась о своем поведении в церкви и заплакала. Сестра, не смотря на то, что была еще совсем мала, тоже заплакала. Мы попросили у бабушки прощения, и она перешла к истории, которая произошла с ней.
- В 2000 году я серьезно заболела, мне поставили диагноз – рак. Операция состоялась, но прогнозы врачей были не утешительны – от 6 месяцев до 2 лет. Сказать честно, не хотелось умирать, тем более еще не появились на свет мои любимые правнучки, - улыбнулась бабушка. – Мне было очень страшно, и я решила не сдаваться. Будь что будет! А не поехать ли по святым местам! Возвращаясь в очередной раз из церкви, я нашла на тропинке старую иконку святого Иосифа Волоцкого. Тогда мне пришлось вернуться в церковь, чтобы расспросить батюшку о святом, о его житие.
Когда я рассказала батюшке о чудесной находке, он тут же благословил меня в дорогу и велел немедленно собираться в село Теряево Московской области, где находился Иосифо-Волоцкий монастырь. Это был знак свыше, и я благодарна Господу за вторую жизнь, подаренную мне. В дороге я читала книгу, подаренную батюшкой Василием, о жизни святого и с нетерпением ждала, когда же приеду в монастырь.
И вот долгожданная мечта сбылась. Я прожила при монастыре три дня: ходила на исповедь, причащалась, прикладывалась к мощам святого и молилась. Никогда я не чувствовала такой благодати, она снисходила с небес и пронизывала все мое тело. Моя душа пела и трепетала. Боль, которая мучила меня долгое время, утихла. Буду жить! – прокричала я – За что мне, Господи, такое счастье!
С тех пор я побывала в нескольких святых местах: Почаевский монастырь, Белогорский Свято–Николаевский монастырь, Спасо-Преображенский Мирожский монастырь. Везде чувствуется тепло и излучается свет. Но в Иосифо-Волоцком монастыре мне особенно тепло и уютно. С вами я еду туда в четвертый раз. Настало время правнучек везти к моему спасителю, ведь они уже взрослые, сознательные, умеющие хорошо себя вести в общественных местах!
Мы вновь с сестрой покраснели от стыда. Мама улыбнулась, ведь она тоже слушала историю бабушки, как выяснилось, уже не первый раз. Её глаза были мокрые от слёз, и она молча обняла нас и бабулю.
- Конечно, мы готовы к поездке. Извините меня, пожалуйста. Я вас подвела, еще и сестру плохим манерам учила! – прокричала я.
- Господь простит! – сказала бабуля и пошла молиться.
А я поняла, что без духовной жизни не построишь свою жизнь и не будешь достойным человеком не только для родных людей, но и для своей страны. Конечно, я не буду посвящать свою жизнь служению Господу в монастыре. Хотя… Кто знает? Мне хочется со временем обзавестись своей семьей: иметь доброго и заботливого мужа, послушных замечательных детишек. Самой быть прекрасной женой, матерью, да и просто хорошим человеком, православным христианином. И я рада, что на Руси были такие замечательные люди, как Иосиф Волоцкий. Без них наша Россия превратилась в бездушных, безнравственных, бесчувственных негодяев. Я горжусь тем, что живу в России – самой православно-демократической стране, которая существует благодаря святым, положившим свою жизнь служению Господу Богу, то есть нам, так как Бог любит нас – людей. Святой Иосиф Волоцкий исцеляет не только тело, но и душу. Это я точно теперь знаю!
P. S. Вы хотели бы знать о нашей поездке в монастырь, уважаемые читатели? Но это совсем другая история!
Оценить: |
Автор: Ракитина Анастасия, 13 лет.
Заглянем в историю вместе
|