Номинация "Литературное творчество"
жизнь иосифа волоцкого
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение« Средняя общеобразовательная школа № 2 г. Щигры Курской области»
Всероссийский детский творческий конкурс
«Святые заступники Руси»
к 500-летию преподобного Иосифа Волоцкого
«Иосиф Волоцкий. Просветитель»
Эссе «Жизнь Иосифа Волоцкого»
Выполнила обучающаяся 5 «А» класса
Гричаненко Ирина
Руководитель: Глазунова Анастасия
Александровна, учитель ОПК
Щигры - 2015
Для человека чувство любви к родине глубокими корнями уходит в историю.
Есть святой давних, грозных времен,
Но сегодня народ отчего-то
Мало знает и помнит о нем,
Хоть он много свершил для народа.
Он явился России, когда
Собирались над ней «грозные тучи»,
Из Волоко-Ламы тогда
Спас страну от беды неминучей.
Он молился в слезах по ночам,
Чтобы Царь ему верил охотно,
Что б врагов наказал по делам
И зажили б все тихо, достойно.
В знак победы над злейшим врагом
Монастырь был построен степенно,
Где монахи все ночью и днем
Здесь молились за Русь незабвенно.
Так усилим молитву к нему,
На защитника образ взирая.
Тем спасем от беды мы страну,
Его имя в веках воспевая.
Олсуфьева Елена Николаевна 19.12.2002г.
Из книги стихов автора «Святое Отечество» (Рязань, 2003 г.)
Вглядываясь в ход истории нашего государства с середины 14 до середины 16 века, происходит подвижническая деятельность целого ряда людей, обладавших высшей духовной энергией, во главе с величайшим из них – преподобным Сергием Радонежским,( игуменом)основателем Троицкого монастыря – признанного «главой» русских монастырей. В продолжение этой эпохи на всем пространстве Руси было основано более 200 монастырей, впитавших духовность, благочестие, культуру русского народа. Многие основатели этих монастырей – соратники, ученики и, даже ученики учеников преподобного Сергия . Они зажгли огоньки святой христианской жизни по всей Руси. Одним из таких людей был и преподобный Иосиф Волоцкий.
Богата Волоколамская земля талантливыми людьми, верой и правдой служившими ей на разных ее поприщах.
22 сентября память преподобного Иосифа Волоцкого, уникального человека в истории Руси, выдающегося деятеля Русской православной церкви, теоретика и практика, яркого богослова и церковного писателя, философа, мецената, основателя Иосифо-Волоцкого монастыря, являющегося одной из жемчужин России.
Иосиф Волоцкий ( Иван Иванович Санин, 1439-1515) происходил из семьи волоколамских дворян. Он родился в селе Язвище около Волоколамска. Его родители Иван и Марина Санины. У них долго не было детей, они молились и просили у Бога ребенка. Когда долгожданный младенец родился, его назвали в честь отца Иваном. Родители заботились о воспитании и образовании сына. В 15 в. на Руси единственными центрами распространения знаний, образованности, культуры были монастыри. Семилетнего Ивана для обучения грамоте отправили в Крестовоздвиженскую обитель в г. Волоколамске к почтенному иноку Арсению. Иван выучил Псалтырь, а в 8 лет уже читал разные божественные книги, потом стал чтецом и певцом в церкви. С детства у Ивана Санина был интерес к духовным знаниям, книгам, его влекло к монашеской жизни. А в роду Саниных 18 членов были монахами и монахинями, двое – архиепископами. В возрасте 20 лет в Боровском монастыре он постригся в монахи и получил имя Иосиф. Настоятелем Боровского монастыря был знаменитый и уважаемый игумен Пафнутий, который по достоинству оценил духовную зрелость своего ученика Иосифа. 18 долгих лет провел он здесь. Начинал монах Иосиф с самых трудных послушаний, долгое время трудился в пекарне: все исполнял быстро и хорошо. А когда поставили руководить монастырским хозяйством, распоряжался твердо и толково. Начитанный, обладающий прекрасной памятью, сильным духом, Иосиф выделялся из всей братии, и игумен Пафнутий назвал его преемником. После смерти учителя 37-летний Иосиф, став игуменом Боровского монастыря, решил ввести строгое общежитие, суровую дисциплину, обязательный труд для всех, выполнение обетов. Монахов это не устраивало. Иосиф оставил обитель, искал те монастыри, где уставы соблюдаются. Обошел 9 монастырей, изучал их уставы, интересовался хозяйством и богослужением, учился, как монастырская власть организует дело.
Служение родной земле было для Иосифа естественным продолжением традиций его рода, как и традиция благочестия. Он вернулся в родные места, где решил основать новый монастырь в соответствии с его взглядами на монашескую жизнь. Существует легенда о том, как Господь молнией указал Иосифу место для возведения монастыря. Семья удельного князя Бориса Васильевича Волоцкого радушно приняла Иосифа. Под покровительством князя закладывается центральная церковь Успенья (1479г.). Увеличивается приток средств в монастырь – деньгами, селами, деревнями. Иосиф проявил себя как дальновидный хозяин, своим трудолюбием и упорством подавал пример другим.
В трудное для Русской Церкви время Господь воздвиг преподобного Иосифа как ревностного поборника Православия и защитника церковного и государственного единства в борьбе с ересями. Преподобный Иосиф – один из вдохновителей учения о святой Руси как преемнице и хранительнице древнего Вселенского благочестия.
Особую значимость имеет письменное наследие Иосифа Волоцкого. Он вел переписку с царями, княжнами, поучал и призывал к милосердию, к помощи нуждающимся. Редчайшая эрудиция, образованность, яркий талант игумена сделали его главным борцом против ереси (отклонение, противоречие церковным догматам),защитником православия. Иосиф написал 16 обличительных «Слов», известных под общим названием «Просветитель». Данная книга во многих отношениях замечательна: она содержит живой, наполненный яркими картинами, рассказ о деяниях и бесчинствах еретиков, детальный анализ и непримиримую критику их взглядов, проникновенные размышления о Боге, Благовестии, Спасении, о жизненной необходимости веры в евангельские истины и соблюдения апостольских и святоотеческих заветов. Представляя собой интереснейший памятник древнерусского богословия (в сущности это первый на Руси самостоятельный опыт систематизации богословских знаний), книга преподобного Иосифа сыграла выдающуюся роль в искоренении ереси «жидовствующих» и для утверждения, просвещения маловедующих коренных вопросах Православия. Не удивительно почему огромную популярность это сочинение имело среди древнерусских книжников: к нему неоднократно обращались в своей общественно-религиозной борьбе последователи преподобного Иосифа Волоцкого.
Иосиф Волоцкий, образованнейший человек своей эпохи, понимал и ценил искусство, образованность в людях , в значительной степени способствовал распространению грамотности на Руси: монахи не только переписывали книги, которые читались, изучались на опыте, но и разносили их по приходам. К концу 14 века в монастырской библиотеке насчитывалось более тысячи рукописных книг.
Уже при жизни Иосиф прославился многими чудесами. В 1591 г., через 76 лет после кончины, он был причислен к лику святых. Святые мощи Иосифа Волоцкого покоятся в подклете Успенского собора монастыря.
Оценить: |
Автор: Глазунова Анастасия, .
Заглянем в историю вместе
|