Видео ролики бесплатно онлайн

Смотреть русское видео

Официальный сайт jetune 24/7/365

Смотреть видео бесплатно

Номинация "Литературное творчество"

Изображение жизни Преподобного Сергия Радонежского в

Тема: Изображение жизни Преподобного Сергия Радонежского в живописи художника  XIX века Михаила Нестерова и  в иконах Сергея Харламова.

Гипотеза: Жизнь  Сергия Радонежского в живописи и иконописи.

Цель  исследования:   Особенность изображения жизни Преподобного Сергия Радонежского в живописи художника XIX века Михаила Нестерова и  в иконах Сергея Харламова.

Метод исследования: наглядный, сравнительный, анализ, исследовательский, моделирования.

Ход работы:

 Приступая к изучению особенностей изображения жизни Преподобного Сергия Радонежского  в живописи художника  XIX века Михаила Нестерова  и в иконах Сергея Харламова,  я  исследовал   книги:

Сергея Николаевича Дурылина «Нестеров в жизни и творчестве»,

Ирины Ивановны  Никоновой «Михаил Нестеров. Жизнь в искусстве»,

Бориса Константиновича  Зайцева «Люди Божии».

I.       Введение.

700 лет прошло с тех пор, когда на земле Русской жил великий святой Сергий Радонежский, а люди XXI века и сейчас обращаются к нему в своих молитвах, почитают его как великого защитника Руси. Разные виды искусства всегда взаимосвязаны.Изображение жизни Преподобного Сергия Радонежского нашло свое воплощение и в литературе, и в живописи, и в современной иконописи. 

II.      Изображение жизни Преподобного Сергия  Радонежского  в живописи художника  XIX века Михаила Васильевича Нестерова.

М. В. Нестеров цикл картин посвящает жизни и трудам Сергия Радонежского («Видение отроку Варфоломею», «Юность Сергия Радонежского», «Труды преподобного Сергия Радонежского», «Прощание преподобного Сергия с князем Дмитрием Донским», «Великий постриг»). 

«Я писал жизнь хорошего русского человека 14 века, лучшего человека древних лет Руси, чуткого к природе и её красоте, по-своему любившего родину и по-своему стремившегося к правде. Эту прекрасную жизнь я и пытался передать», –  вспоминал  Нестеров. Он живёт в Сергиевом посаде при Троице-Сергиевом монастыре и пишет картину «Видение отроку Варфоломею». Окрестности ещё помнили тихую поступь основателя монастыря. «Нашёл подходящий дуб для первого плана, написал первый план, и однажды с террасы абрамцевского дома совершенно неожиданно моим глазам представилась такая русская, русская осенняя красота. Там где-то розоватые осенние дали, поднимается дымок, ближе – капустные малахитовые огороды, справа – золотистая роща. И я принялся за этюд. Он удался, а главное, я, смотря на этот пейзаж, им любуясь, проникся каким-то особым чувством «подлинности», историчности его...» – рассказывал впоследствии Нестеров. В дни работы над «Видением отроку Варфоломею»  Нестерову приснилось два сна. Первый такой: высокая, до самых небес, лестница. Он поднимается по ней всё выше и выше  к облакам.

Второй сон: картина « Видение отроку Варфоломею» висит в Третьяковской галерее, в знаменитом  Ивановском зале, висит  прекрасно, на самом почётном месте…

 Оба эти сна впоследствии оказались пророческими. И уже через год «Варфоломей…» действительно  висел в Третьяковке, в том же зале и почти на том же месте… Вот таким замечательным образом сбылся сон художника.

Картина эта вознесла Михаила Васильевича Нестерова на вершину  славы , а для самого художника «Видение отроку Варфоломею» было огромным шагом к стойкой вере в победу духовности, нравственного света. К.Г. Паустовский писал по этому поводу: «Все знают картину Нестерова «Видение отроку Варфоломею». Для многих этот отрок, этот деревенский пастушок с глубочайшей чистоты синими глазами – белоголовый, худенький, в онучах – кажется  олицетворением стародавней России – ее сокровенной тихой красоты, ее неярких небес, нежаркого солнца, сияния ее неоглядных далей, ее пажитей и тихих лесов, ее легенд и сказок. Картина эта – как хрустальный светильник, зажженный художником во славу своей страны, своей России. Самое  замечательное в этой картине – пейзаж. В чистом, как ключевая вода, воздухе виден каждый листок, каждый скромный венчик полевого цветка, каждая травинка и крошечная девочка-березка. Все это кажется драгоценным. Да так оно и есть. Это зрелище трав, синеглазых рек, взгорий и темных лесов, что как бы прислушивается к долетающему вполголоса звону, открывает в нас самих такие глубины любви к своей родимой земле, что стоит большого труда даже самому спокойному человеку сдержать невольные слезы. Этот нестеровский пейзаж ударяет по сердцу каждого, у кого есть сердце. В нем выражена прекрасная сущность русского характера».

 Художник, часто живя недалеко от Троице-Сергиевского монастыря, хорошо знал природу этих мест. В основу будущей картины «Видение отроку Варфоломею» (1889—1890 гг.) легло множество пейзажных зарисовок, пронизанных тонким поэтическим чувством. Маленькая болезненная девочка из деревни Комякино послужила моделью для отрока Варфоломея. Мягкие очертания холмов, ритмически повторяемые первым и вторым планами, тонкие деревца, покрытые осенней листвой, прозрачный воздух создают особый мир, исполненный созерцательности и тишины. Хрупкая фигура отрока с молитвенно сложенными руками кажется трогательно-беззащитной. Но печально проникновенное выражение глаз, в которых светятся непоколебимая вера и желание служения этой вере, поражает недетской силой убежденности. Более лаконична фигура монаха. Капюшон почти целиком закрывает его лицо. Легкий наклон головы, тонкие пальцы, держащие ковчег, создают образ, лишенный зримой конкретности, несущий в себе некую отвлеченность, призванную открыть истину тому, к кому он послан. Картина была экспонирована на XVIII передвижной выставке. Она несла идею, которая еще не находила в русском искусстве этой эпохи своего живописного выражения, идею заключавшую в себе веру в возможность чудесных нравственных перевоплощений в духовной жизни человека.

Окрылённый успехом картины «Видение отроку Варфоломею», художник создаёт целую серию картин, посвящённых Сергию Радонежскому», («Юность Сергия Радонежского», «Труды преподобного Сергия Радонежского», «Прощание преподобного Сергия с князем Дмитрием Донским», «Великий постриг»).  Так, на протяжении всех 1890-х годов художник работает над полотнами «Сергиевского цикла». Пишет картину «Юность Преподобного Сергия» (1897), триптих «Труды Преподобного Сергия» (1897), полотно «Преподобный Сергий» (1898), эскизы к большой картине «Прощание Преподобного Сергия с князем Дмитрием Донским» (1898-1899). Про картину «Юность Преподобного Сергия» (1892-1897 гг.) сам Нестеров в своих письмах говорил: «Теперь же, спустя много лет, многие считают «Сергия с медведем» лучшим из моих произведений». 

      Несколько картин вошло в серию под названием  "Труды Преподобного Сергия"(1896-1897 гг.). Это моменты жизни, когда Святой жил вместе с братией. Главенствующую роль играет пейзаж, причем разных времен года. Сергий, с его крестьянской, простонародной натурой, препятствовал ничегонеделанию монахов, и сам первый показывал пример смиренного трудолюбия. Здесь Нестеров приблизился к осуществлению своей постоянной мечты   создать образ совершенного человека, близкого родной земле, человеколюбивого, доброго.   Были мысли у Нестерова создать полотно под названием «Прощание Преподобного Сергия с князем Дмитрием Донским» (эскизы, 1898—1899), но, к сожалению, идея не была воплощена в жизнь.  В 1899 году на Савву Мамонтова, хозяина Абрамцева, обрушивается несчастье: финансовый крах и арест. Это событие отдаляет Нестерова от абрамцевских просторов, от мира сказочной русской природы, а вместе с ними – и от Сергия. Масштабное полотно «Прощание Преподобного Сергия с князем Дмитрием Донским», к которому уже было создано несколько эскизов, художник так и оставляет неоконченным. Но личность святого продолжает занимать ум живописца. Каждое из «сергиевских» полотен, появившихся на свет после «Видения отроку Варфоломею», написано добротно и основательно. Все-таки Нестеров был настоящий мастер своего дела. Но –  мастер, пошедший у своей эпохи на поводу и отказавшийся от дарованного ему прозрения. Это хорошо видно на примере триптиха «Труды Преподобного Сергия».   Так, уже при большевиках, в 1926 году, появляется новое полотно цикла – «Христос, благословляющий отрока Варфоломея». Однако Нестеров остро чувствует: рядом с самой первой картиной цикла все они серьезно проигрывают. 

 

III.    Жизнь Преподобного Сергия в иконах Сергея Харламова.

 Сергей Михайлович Харламов – иконописец, член Союза художников России, народный художник России, лауреат премии Андрея Первозванного. С 1972 по 1979 годы внимание художника обращено к теме Куликовской битвы. Его работы лишены парадности. Он редко показывает само действие, ему важно передать внутреннее драматическое движение, готовность к подвигу. Поэтому значительное место занимают сюжеты, изображающие момент, предшествующий битве («Дмитрий Донской», «Молитва перед битвой»).

      Гравюры народного художника России Сергея Харламова  «Преподобный Сергий Радонежский» созданы в 1991 году и изданы в 1992 году  Российским Духовным центром (Москва). На каждой из гравюр Преподобный Сергий изображен в важные моменты своей подвижнической жизни: вот беседа с Богородицей, навестившей его в келье, вот тяжелый и одновременно радостный труд в монастыре; интересны гравюры к праздникам: Преподобный с веточкой вербы встречает Христа,  а здесь святой Сергий выпускает птиц на волю в праздник Благовещения.

       «Преподобный Сергий пришел к нам из другого мира, мира, о котором можно только догадываться. Мира святых людей и подвижников, каковой была Древняя Русь. И мы, сознавая это, со всем смирением обращаемся к тем светлым образам, находя в них нравственную и духовную опору, –  говорит иконописец С. Харламов. – Преподобный Сергий – ангел-хранитель России, светильник веры Христовой, подвижник благочестия и миротворчества. Его светлое имя, его путь, его подвиги вдохновляют нас и воспламеняют наши сердца верой в Господа и любовью к Родине…». 

IV. Заключение.

Глядя на   полотна Михаила Васильевича Нестерова  и иконы Сергея Михайловича Харламова, поражаешься, с какой любовью они воссоздавали тот  особый  мир, который, пожалуй, нельзя назвать  иначе, как мир души. Из их работ понимаешь, что эти люди не только сами    глубоко духовны, но и им так же был  интересен духовный мир окружающих  людей, их смирение, умиротворение, погружение в себя.

V. Литература

1.Вагнер  Г. К. «В поисках Истины». М: Издательство «Искусство» - 1993 г.

2.Дурылин С.Н. «Нестеров в жизни и творчестве»: Молодая гвардия; Москва; 1976

3.Зайцев Б.К. «Люди Божии» - М.: «Советская Россия», 1991.

4. Никонова  И.И. Книга 6 Серия "Жизнь в искусстве" (комплект из 18 книг) Издательство: Искусство Серия: Жизнь в искусстве 1989 г.

 5. Слово. VII’91

 6.  http://art-nesterov.ru/nesterov/nesterov7.php



Оценить: 

Автор: Руденко Кирилл, 13 лет.
Белгородская обл.Хотмыжск

Заглянем в историю вместе
Комментарии (всего 0)
Чтобы оставлять комментарии Вам нужно зарегистрироваться.

Смотреть онлайн бесплатно

Онлайн видео бесплатно