Online video hd

Смотреть измена видео

Официальный сайт isprras 24/7/365

Смотреть видео бесплатно

Номинация "Литературное творчество"

Преподобный Сергий Радонежский-Душа России

Преподобный Сергий Радонежский. Душа России.
( исследовательская работа)

Номинация «Литературное творчество»
Автор: Крылов Дмитрий Алексеевич,
ученик 5 класса МОУ «Нижнепенская СОШ»

Руководитель: учитель православной культуры
Жильцова Светлана Михайловна
с. Нижние Пены, Ракитянский район Белгородская область

Введение
Одним из самых первых и самых почитаемых святых на Руси был Сергий Радонежский. Какое же такое дело совершил Сергий Радонежский, что его имя стало, освящено сквозь столько столетий истории? Что же может связывать давно жившего человека с нашим миром, с современными людьми? Почему преподобного Сергия Радонежского называют «Душой России»?
Тема исследования «Преподобный Сергий. Душа России». Цель исследования: изучение жизни преподобного Сергия Радонежского, его роли в судьбе России.
Задачи исследования:
1. Изучить литературу и познакомиться с фактами биографии Сергия Радонежского.
2.Выяснить, что способствовало выбору жизненного пути будущего преподобного.
3.Проследить путь духовного восхождения.
4.Изучить один из самых значимых периодов жизни святого.
5.Определить, роль преподобного Сергия Радонежского для духовной жизни России?
Предмет моего исследования – жизненный путь преподобного Сергия Радонежского. Объектом исследования является личность Сергия Радонежского
Отсюда роди¬лось желание самой найти ответы на поставленные вопросы, и поя¬вилась гипотеза будущего исследования: «Каким должен быть жизненный путь человека, чтобы после смерти стать примером служения Богу и людям». Актуальность работы заключается в том, что образ святого Сергия Радонежского, является частью человеческого общества и его жизненный путь в истории православной Руси является примером служения Богу и людям. Методы, использованные в работе: сбор информации, изучение литературы, анализ собранного материала.

Глава 1. Духовный путь Сергия Радонежского
С детства люди восхищаются русскими богатырями-воинами. Но были на Руси сильнее их – богатыри духа в монашеской одежде, которые вдохновляли на подвиги богатырей-воинов и земледельцев. Богатырь духа Сергий Радонежский – одна из самых великих личностей в 1000-летней истории России.
Точная дата рождения Варфоломея Кирилловича, так звали Сергия до пострижения в монахи, неизвестна: на основании разных источников называют 1314 г.(3 мая), 1319 г., 1322 г. Он родился в селе Варницы под Ростовом Великим. Родители Варфоломея, знатные бояре, жили просто, без роскоши, были люди тихие и спокойные, почтенные и справедливые, очень религиозные, «с крепким и серьезным складом жизни». Сына с детства приучали к труду (например, мальчика посылали следить за лошадьми в поле), не баловали. Семи лет его отдали учиться грамоте, но наука не давалась мальчику, и родители по-доброму усовещивали его.
У мальчика сложились замечательные отношения с родными. И мать, и отец с ранних лет Варфоломея почувствовали в сыне «необычное». Всегда тихий, молчаливый, ласковый, но «с некоторой печатью». Очень строго соблюдал посты, и родителям казалось, что он слишком себя изнуряет. Мать упрашивала сына не насиловать себя, но он почтительно, но твердо возражал. Варфоломею не давалась наука, и мальчик очень огорчался. Однажды забрели куда-то жеребята, и отец послал сына их разыскивать. В поисках жеребят он под дубом встретил старца-черноризца. Старец, увидев расстроенного мальчика, спросил, что случилось, и Варфоломей сквозь слезы рассказал ему о своих неудачах и просил молиться, чтобы Бог помог ему одолеть грамоту. Старец помолился, а затем вынул из-за пазухи ковчежец, взял частицу просфоры, благословил ею Варфоломея и велел съесть. «Отныне, — сказал он, — овладеешь грамотою лучше братьев и товарищей». А родителям мальчика, когда тот привел его в дом, подтвердил, что мальчик одолеет чтение и будет хорошо понимать Священное Писание, и затем добавил: «Отрок будет некогда обителью Пресвятой Троицы; он многих приведет за собой к уразумению Божественных заповедей». Так и случилось.
В юности Варфоломей твердо решил принять монашеский постриг и начать жизнь отшельника. После смерти родителей он раздал большую часть своего имущества бедным и вместе со старшим братом Стефаном, который после безвременной смерти жены принял монашество, поселился среди глухого леса в десяти верстах от Хотьковского монастыря в уединенном месте, которое было очень удобно для отшельнической жизни. Братья устроили себе сначала шалаш, а потом бревенчатую келью, возле которой поставили небольшую церковь во имя Пресвятой Троицы. Образ Троицы служил в ту эпоху символом любви и уединения. Брат, не выдержав тяжелой жизни отшельника, через некоторое время покинул своего брата и ушел в Москву. Варфоломей остался тверд в своих замыслах. В 1342 г. игумен Митрофан постриг его в монашество с именем Сергей и он начал свой монашеский подвиг.
Твердость его была удивительной. Стужу, голод, жажду, изнурительную тяжелую работу - неизменных спутников жизни отшельника - терпел он со смирением. Кроме хлеба, который время от времени приносил ему из Радонежа младший брат Петр, у Сергия не было другой пищи. Зимними ночами приходили к келье стаи голодных волков, иногда приходил медведь (с ним Сергий из жалости делился скудной пищей). И однажды было такое видение: все небо над лаврой заполнили голуби, и был к нему голос с небес: «Как много птиц в небе над монастырем, так много будет твоих учеников».
Прошло всего 2-3 года, и о юном пустыннике заговорили как в Радонеже, так и в соседних селеньях. Один за другим жители стали приходить к нему ради духовного совета, а потом нашлись желающие разделить его подвиг. Сергий сначала не соглашался принимать их, но, тронутый их мольбами, решил отказаться от своего уединения.
Пришельцы построили себе кельи, обнесли обитель высоким тыном и стали жить, во всем подражая Сергию. Никакого определенного монастырского устава не существовало, не существовало, впрочем, и самого монастыря. Каждый монах жил отдельно от других, сам добывал себе пропитание, вел свое хозяйство. Семь раз в день братья встречались в церкви на молитве. Варфоломей праздничные дни для свершения литургии приглашали священника из ближайшего села. Все свободное от молитвы время монахи проводили в постоянном труде, причем Сергий работал больше всех: он своими руками построил несколько келий, рубил и колол для всех дрова, молол в ручных жерновах, пек хлеб, варил пищу, кроил и шил одежду и приносил воду.
С годами местность вокруг монастыря становилась все более заселенной. Вслед за монахами пришло в эти места много крестьян-переселенцев, которые быстро вырубили леса, распахали поля. Затем мимо монастыря была проложена дорога в северные города. Обитель Сергиева как бы вдруг выдвинулась из дремучих лесов на распутье людской жизни. Но и после этого еще очень долго уделом Сергиевых иноков была самая суровая, ни чем не прикрытая бедность. Монахи нуждались буквально во всем: недоставало пищи, одежды, вина для литургии, воска для свеч, елея для лампад, взамен пергамента для книг употребляли бересту, ели и пили из деревянных сосудов, которые изготавливали своими руками. В это скудное время, по свидетельству сподвижников Сергия, его молитвами стали совершаться чудеса. Так, например, после горячей молитвы игумена вблизи обители из-под земли пробился обильный источник холодной ключевой воды (до этого приходилось с немалым трудом приходилось доставлять воду издалека). Затем, благодаря молитвам святого, случилось несколько чудесных исцелений. Слава о Сергии стала греметь по всей округе. К нему потянулись болящие и калеки, и многие после бесед со святым и его молитв испытывали облегчение, а некоторые и вовсе получали полное исцеление. Сергий умножением числа посетителей благосостояние монастыря стало поправляться. Но сам Сергий никогда не имел пристрастий к земным вещам, все раздавал братии или беднякам. До самой смерти он носил сшитую им самим ветхую одежду из сермяжной ткани и простой овечьей шерсти.
Жизнь отрока, добровольно затворившегося в монастырской ограде, размеренна и небогата событиями. Однако Сергию не раз приходилось покидать Радонеж и совершать миротворческие походы, с тем, чтобы вразумить князей и заставить их прекратить гибельные для страны усобицы. Чувствуя огромную духовную ответственность за все, что происходило на Руси, великий старец всеми доступными ему средствами стремился утвердить правду Евангелия перед лицом жестокого мира. Следуя заветам древних христианских подвижников, он никогда не садился на коня и пешком, порой с риском для жизни, среди войн и мировых поветрий, ходил с призывами к миру в Нижний Новгород, Ростов, Рязань, Тверь.
В последующие годы жизни Сергия его духовная сила достигла чрезвычайной мощи. Ему сообщились все дары Божии: дар чудотворения, дар пророчества, дар утешения и назидания. Для его духовного взора не существует ни вещественных преград, ни расстояния, ни времени. Однажды братия видела, как во время литургии Сергию прислуживал Ангел, в другой раз к нему явилась сама Богородица. За полгода до смерти Сергий удостоился откровения о времени своего пришествия к Богу. Тогда он созвал всю братию и в присутствии всех передал управление обителью своему ученику, преподобному Никону, а сам принял на себя обет безмолвия. Лишь перед самой смертью, 25 сентября 1392 г., он опять собрал к себе всех монахов и обратился к ним с последним напутствием. Завещание его было просто и бесхитростно. Это были те самые, идущие от Евангелия, слова, истинность которых Сергий свидетельствовал всей своей жизнью. Более всего он просил братию хранить любовь и единомыслие, душевную и телесную чистоту, смирение и заботу о нищих и бездомных.

Глава 2. Преподобный Сергий Радонежский.Душа России
Преподобный Сергий Радонежский – один из самых почитаемых святых на Руси. Чем же Сергий заслужил такое доверие и любовь?
В русской истории этой святой прославился как человек, имевший крепчайшую веру в Бога. Он жил исключительно по заповедям Господа, стремился избежать мирской суеты, чтобы всей жизнью заслужить спасение души. Сергий славился своим исключительным смирением и трудолюбием. Долгое время он жил в «строжайшем монашестве» в лесу, ведя аскетический образ жизни. Позднее, обретя свой монастырь, Радонежский организовал там жизнь согласно божьим заветам – все монахи посвящали свои дни лишь труду и молитвам, избегая мирских соблазнов.
Сергий всей душой стремился содействовать благополучию Руси. Часто он усмирял князей, враждующих между собой, призывал их подчиниться одному князю – московскому. Именно во многом благодаря Сергию Радонежскому князь Дмитрий Донской перед битвой с татарами собрал большое войско со всех русских земель.
Перед Куликовской битвой князь попросил у Сергия благословения, и тот предрек ему победу и спасение от смерти, а также отпустил с Донским двух своих воинов – двух ангелов-хранителей. Да и во время битвы Сергий всячески поддерживал князя и помог ему, таким образом, победить Мамая и освободить Русь.
Кроме того, Сергий очень близок был к простому народу – он прославился тем, что исцелял людей, своими беседами наставлял их на пусть истинный, помогал обрести веру и смысл в жизни. Преподобный Сергий Радонежский призывал людей, прежде всего, к полному отказу от мирских соблазнов – богатства, власти, ненависти, насилия.
Именно поэтому, я думаю, Сергий Радонежский считается «душой народа». Всей своей жизнью он призывал к смиренному и добродетельному существованию, основанному на вере в Бога, к любви к труду и людям, к постоянной заботе о родной земле, о благе своей Родины.
Можно рассуждать так, чем больше человек устремлён к Богу: любит, чтит, пламенеет, тем больше Бог поддерживает, окрыляет, заступается за человека. Ощущать действие этого промысла может и просто верующий, не святой. Чудо простому человеку не дано, не дано ему и истинных видений.
Судьба Сергия является тому подтверждением. Его восхождение по лестнице духовного совершенствования сопровождалось мистическими прорывами в царство духа. Игумен наяву видел ангелов и райских птиц, неземное сияние и небесный огонь. Но вершиной богосозерцания, которого удостоился святой, стало чудесное явление Богородицы, событие, отозвавшееся далеко за пределами Троицкого монастыря.
Однажды Сергий долго и самозабвенно молился перед иконой Богоматери. Вероятно, это была та самая, небольшая по размерам, но очень выразительная по манере изображения икона Одигитрии, которая до сих пор хранится в музее Сергиева Посада (бывший Загорск) и, согласно старой монастырской традиции, считается любимой келейной иконой Сергия. Закончив молитву, старец обратился к своему ученику, келейнику (т.е. жившему с ним в одной келье монаху) Михею, со словами: “Чадо! Будь бдителен и бодрствуй, потому что видение чудесное и ужасное будет нам сейчас”. И тут же раздался голос: “Вот Пречистая грядет!” Услышав голос, Сергий стремительно вышел из кельи. “И вот свет ослепительный, сильнее солнца сияющий, ярко озарил святого; и видит он Пречистую Богородицу с двумя апостолами, Петром и Иоанном, в несказанной светлости блистающую. И когда увидел Её святой, он упал ниц, не в силах вынести нестерпимый этот свет, — повествует автор “Жития Сергия”. — Пречистая же своими руками прикоснулась к святому говоря: „Не ужасайся, избранник мой! Ведь я пришла посетить тебя. Услышана молитва твоя об учениках твоих, о которых ты молишься, и об обители твоей...” Богоматерь обещала Сергию и впредь защищать монастырь от опасностей и оказывать ему покровительство. “Сказав это, стала она невидимой”
Уже вскоре после кончины Сергий стал почитаться троицкими монахами как святой. В 1422— 1423 гг. над могилой Сергия был выстроен каменный собор во имя Троицы. Роспись собора и его иконостас были наполнены артелью под начальством Андрея Рублёва. Эти стенописи не дошли до настоящего времени: они были заменены на новые в 1635 г.
Скромному Радонежскому игумену суждено было обрести бессмертие не только в памяти и делах своих учеников и последователей, но также и в истории Российского государства. Московские государи считали его своим небесным покровителем и заступником. Они часто ездили в Троицкий монастырь на богомолье. К образу Сергия обращались в тяжёлые для России времена. Имя Сергия было и остаётся символом духовного богатства русского народа, душа России, святой заступник Руси.

Заключение
В заключении хочется отметить, что именно в XIY веке, в эпоху борьбы с внешними врагами, во времена внутренних княжеских раздоров явился Руси святой, жизнь которого прошла в служении Пресвятой Троице. Сергия Радонежского отличали боголюбие, огромное терпение, смирение, трудолюбие, добросовестность, природная скромность, умение оставаться в тени, будучи для всех источником духовного света, любовь к людям и родной земле и готовность посвятить ей свою жизнь.
Через многие тяжкие испытания прошла Земля Русская, но все они лишь послужили к её очищению - так было, так будет. Имя Сергия было и остается символом духовного богатства русского народа. Идущая от Сергия традиция внутренней духовной свободы имеет значение высшей ценности для россиян. Важно было, чтобы люди увидели пример жизни, которая, обретает смысл и завершенность в подвиге, основанном на жертвенной любви ко всякому человеку: и близкому, и незнакомому, и другу, и врагу, и праведнику, и грешнику. Преподобный Сергий нес эту идею своим служением, призывом к единению, основанному на братской любви, без ненавести, раздоров, вражды и войн. Потому – то к преподобному Сергию, как к неиссякающемуся роднику крепкого русского духа, притекают на поклонение, для назидания, молитвы и до сегодняшнего дня тысячи людей.

Список использованной литературы
1.«Великие русские. Русские святые». В.Н. Крутин. «Росмэн» 2002 г.
2.“Житие преподобного Сергия”, составлено иеромонахом, ныне Архимандритом Никоном, Свято – Троицкая Сергиева лавра.
3.“История Русской церкви”, священник Сергий Максезров.
 

Оценить: 

Автор: Жильцова Светлана, .

Заглянем в историю вместе
Комментарии (всего 0)
Чтобы оставлять комментарии Вам нужно зарегистрироваться.

В хорошем качестве hd видео

Онлайн видео бесплатно


Смотреть русское с разговорами видео

Online video HD

Видео скачать на телефон

Русские фильмы бесплатно

Full HD video online

Смотреть видео онлайн

Смотреть HD видео бесплатно

School смотреть онлайн