Видео ролики бесплатно онлайн

Смотреть мамочки видео

Официальный сайт seoturbina 24/7/365

Смотреть видео бесплатно

Номинация "Литературное творчество"

Образ Сергия Радонежского в литературе и изобразительно

  •  
  •  
  •  
  •  

На всем обширном пространстве русской земли нет простого человека, который не знал бы Сергия Радонежского; на всем обширном пространстве русской земли не найдется простой женщины, которая не учила бы своих детей молиться.

         Более 600 лет приходят люди поклониться преподобному

С.Радонежскому. Приходят со своими думами, мольбами, упованиями. Что уносят они с собой во все концы Русской земли? Какой подвиг совершил этот святой? Чтобы понять это, надобно припомнить время, когда в народе жил страх и ужасы татарского нашествия. Это бедствие принесло не только материальное, но и духовное разорение, повергая народ в мертвое оцепенение. Примером своей жизни, высотой своего духа С. Радонежский поднял дух родного народа, пробудил в нем доверие к себе, к своим силам, вдохнул веру в свое будущее. « Желаю лучше учиться, нежели учить», - говорил С.Радонежский ученикам. Но он учил, учил своим поведением, всем образом жизни, «учил собой»,- как писал Борис Зайцев.

Светлый образ С.Радонежского всегда волновал сердца людей. На протяжении многих веков после его смерти и до наших дней писатели и художники обращались к нему. Чем привлекал его образ писателей и художников?  Основным источником  для воссоздания жизненного пути и учения С.Радонежского служит его “Житие”, написанное в 1417-1418 годах учеником преподобного Епифание Премудрым и переработанное во второй четверти XV века известным агиографом (от греческого “агиос” - святой и “графо” - пишу) Пахомием Лагофетом. Помимо труда Епифания, о Сергии написано, в сущности, очень мало. В XIX веке крупнейший историк русской церкви Е.Е.Голубинский, анализируя и сравнивая различные списки жития, пользуясь данными, попытался с максимальной точностью воссоздать внешнюю сторону биографии Сергия. Свой путь к Сергию проторил известный русский историк В.О.Ключевский. Одновременно  с  Голубинским,  торжественно отмечавшим  в 1892 году  500-летие  со дня  кончины преподобного, он создал небольшой, но яркий по форме и глубокий по содержанию очерк, посвященный “великому старцу”. Целый ряд новых черт образа Сергия в житии подметил тонкий и чуткий художник слова – писатель Б.К.Зайцев, работающий в эмиграции. В XX веке писатели в художественных произведениях воссоздавали образ С.Радонежского. В одних он выступает как главный герой,  в других – как эпизодический герой.

Начиная с   XV с века, когда было написано Житие Епифания Премудрого, и до наших дней образ С.Радонежского нашел отражение в литературных произведениях. Немало и произведений изобразительного искусства, посвященных  Преподобному. И прежде всего это произведения древнерусских живописцев. “Покров на гробницу Сергия Радонежского” (1420-е гг.),  икона “Сергий Радонежский в житии” (XVI в).

 В клеймах (небольших сценах, расположенных вокруг центральной фигуры по периметру) житийной иконы отражены основные события жизни святого. Давайте вспомним их. “Присмотримся же к его жизни”, - как писал Б.Зайцев.

 Имя было дано ему при рождении Варфоломей. Марией звали мать  Варфоломея и отца Кириллом. Епифаний  Премудрый пишет, что наука Варфоломею не давалась. Он очень упорен и старается, но успеха нет. Товарищи смеются и родители усовещивают. Варфоломей только плачет и молится. И молитвы его были услышаны.

 Судьбу Варфоломея изменила встреча со старцем. Это событие нашло отражение на картине художника М.В. Нестерова. “Видение отроку Варфоломею”. Была у Варфоломея мечта – служить Богу, но не в монастыре, а вне монастыря. Однажды он объявил родителям, что собирается уйти в монастырь. Узнав об этом, отец наотрез отказался благословить его. Церковные каноны запрещали родителям удерживать детей, пожелавших посвятить себя служению Богу. Но Варфоломей не бежал из дома, он слишком любил своих родителей, чтобы нанести им такой удар.

Когда же умерли родители, Варфоломей осуществил свою мечту. Вместе с братом Стефаном, который к тому времени овдовел, они пошли искать место пустынное и нашли близ города Радонеж, местечко Маковец, но Стефан не выдержал одиночества и ушел. Варфоломей стал монахом в 23 года, дано ему было имя Сергий. Сергий остался один, два года жил в одиночестве. Пожалуй, лучше всего об этом написано в книге известного историка русской церкви Е.Е.Голубинского.

 Слава о С.Радонежском расходилась по всей земле  Русской. И стали приходить к нему люди проситься, чтобы принял их. Жили они, как пишет Б.Зайцев, “просто и сурово”. Носили ветхую одежду, часто приходилось голодать. В произведении Б.Зайцева мы читали, как однажды Сергий, проголодав 3 дня, пошел к некому Даниилу, чтобы заработать хлеб.

 Чем занимались монахи в лесу? (Молились, много трудились, это был тяжелый физический труд: рубили деревья, строили кельи, носили воду, пекли хлеб, занимались рукоделием, переписывали книги, писали иконы и др.) Сергий во всем подавал пример и, как пишет Епифаний Премудрый, был для других как “купленный раб”. Он был крепкого телосложения, силен физически, был прекрасным строителем. По преданию, он вырезал деревянные игрушки и раздавал их детям прихожан, поэтому с его именем связывают зарождение народного промысла – изготовление игрушек Сергиева Посада .

Сергию-труженику посвящено немало произведений изобразительного искусства. Это картины художников: Н.К.Рерих “Сергий-строитель”, неизвестный художник “Труды преподобного Сергия с братией в хлебопекарне”, а также картины художника М. Нестерова.

Триптиха (три картины, объединенные общим замыслом) М.В.Нестерова “Труды С.Радонежского”

 Монастырь рос, монахи  стали требовать, чтобы С.Радонежский стал игуменом.  Священство получил на следующий день. И еще на следующий сам служил литургию...” Но не каждый монах мог вести литургии, а только священник, игумен.

Вот картина художника  Гадалова “Видение птиц преподобному Сергию”.

 А монастырь, который основал С.Радонежский, называется Троице-Сергиева лавра . Лавра – слово греческое, значит улица, переулок. Лаврами греки называли монастыри, где каждый монах жил отдельно в келии, жил как бы затворником. В России лаврами стали называть большие монастыри. Официальное название Троице-Сергиевой лавре было присвоено указом Елизаветы Петровны 8 июня 1744 г. До сих пор Сергий был тихим отшельником, плотником, скромным игуменом, воспитателем и  святым. Теперь стоял перед трудным делом: благословения на кровь. Благословил бы на войну, даже национальную, Христос?.. Если на трагической земле идет трагическое дело, он благословит ту сторону, которую считает правой. Он не за войну, но раз она случилась, за народ и за Россию, православных...” - так пишет Б.Зайцев.

Необычно, согласно одному из преданий, закончилась жизнь Сергия Радонежского. Убедившись, что он не в силах побороть зло на земле, искоренить ложь и недостатки людей, он дает клятву замолчать и ни с кем никогда не разговаривать до конца дней своих. Что бы вокруг ни происходило, он, умевший говорить так, что все слушали его затаив дыхание, молчал. Безмолвствовал год, два, три и так и умер в молчании.

 Вот мы и вспомнили все основные этапы жизни С.Радонежского.

А  закончить  хотелось бы  словами Б.Зайцева: “Сергий – благоуханнейшее дитя Севера. Прохлада, выдержка и кроткое спокойствие, гармония негромких слов и святых дел создали единственный образ русского святого... Через 500 лет, всматриваясь в его образ, чувствуешь: да, велика Россия. Да, святая сила ей дана. Да, рядом с силой, истиной мы можем жить”.

  МКОУ « Вятская  основная общеобразовательная  школа»       

 

 

 

 

 

                            

                                        Сочинение

                     

                 Образ  Сергия  Радонежского в литературе и  в

                 изобразительном  искусстве

 

 

 

 

                                                       

 

                                                                                Выполнила: Третьякова Елена,

                                                                                 обучающаяся в 8 классе

                                                                                 Вятской ООШ, 14 лет.

                                                                                  Руководитель: Бабкина Л.А.,

                                                                                 учитель русского языка  и                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                .                                                                                литературы 1 кв.категории.                                                                                                                                                  

                                    

                               

 

                                            с. Вятское

                                                2013



Оценить: 

Автор: Бабкина Людмила, .
Удмуртия с.Вятское

Заглянем в историю вместе
Комментарии (всего 0)
Чтобы оставлять комментарии Вам нужно зарегистрироваться.

В хорошем качестве hd видео

Онлайн видео бесплатно