Видео смотреть бесплатно

Смотреть 365 видео

Официальный сайт toppromotion 24/7/365

Смотреть видео бесплатно

Номинация "Литературное творчество"

Образ преподобного Сергия Радонежского в русской лите

i07Муниципальное бюджетное образовательное учреждение

Руханская средняя общеобразовательная школа –

Муниципального образования Ершичский район

Смоленской области  

 

 

 

 

 

 

 

VII всероссийский детский творческий конкурс  

«СВЯТЫЕ ЗАСТУПНИКИ РУСИ»

К 700-летию со дня рождения преподобного Сергия Радонежского

Преподобный Сергий.  Душа России.

Тема: Образ  преподобного Сергия Радонежского

 в русской литературе.

Номинация – «Литературное творчество»

 

 

                                                             Работу выполнила:

                                                             ученица 7 класса

                                                             Кузнецова Галина

                                                     Руководитель:   учитель русского

                               языка и  литературы

                                             Фролова Ирина Михайловна

                                                2013

 

 

 

 

В древнерусской литературе главными темами всегда были судьба и слава Родины. Святость человека в понимании древних авторов напрямую влияла на его жизнь, помыслы и деяния. А святости этот человек мог достигнуть только при абсолютном доверии к Слову Божию и вере в Силу Божию. Он обретал их не во имя себя, а во имя Отчизны.

Среди самых выдающихся людей, совершивших святые деяния во имя Руси, были князь Александр Невский и служитель Господний преподобный Сергий Радонежский (в миру – Варфоломей). За свои помыслы и поступки оба этих человека были канонизированы Православной церковью в разряд святых: Александр невский – в благоверные, Сергий Радонежский – в чудотворные. Образы Невского и Радонежского запечатлены в русском искусстве – в живописи, кино и литературе.

О жизни и учении Сергия известно очень мало. До наших дней не сохранилось каких-либо его произведений — посланий, поучений, проповедей. То немногое, что мы знаем о “великом старце”, как называли Сергия современники, содержится глав­ным образом в его «Житии…». Оно написано учеником Сергия монахом Епифанием Премудрым в 1417— 1418 годах. Автор изображает Сергия как человека, игравшего значительную роль в политической и церковной жизни Руси второй половины XIV века и сумевшего своими благочестивыми делами сыскать себе высочайший нравственный авторитет. Мудрый и добродетельный Сергий был и весьма авторитетным человеком в разрешении политических проблем Отечества.

Насколько это было возможно в рамках избранного им жанра, Епифаний сумел показать подлинное величие и обаяние личности своего учителя. Дополняя рассказ автора жития сведениями, почерпнутыми из летописей и других исторических источников, можно воссоздать основные вехи земного пути Сергия, понять истоки его прижизненной и посмертной славы.

Будущий подвижник родился в 1314 году в Ростовской земле от благочестивых родителей Кирилла и Марии.  Именно Ростов с его древними монастырями был в то время одним из крупнейших религиозных центров Северо-Восточной Руси. Здесь сохранялась древняя киевская и византийская духовная традиция, великим продолжателем которой суждено было стать Варфоломею.

   Согласно «Житию…», Варфоломей уже с детства был отмечен Божьей благодатью. Многочисленные чудесные знамения (знаки, приметы) убеждали Кирилла и Марию в “богоизбранности” их среднего сына. Незадолго до рождения Варфоломея мать была в церкви на воскресном богослужении. Трижды, в самые важные моменты ЛИТУРГИИ, младенец прокричал во чреве матери. В первый год жизни он отказывался от материнского молока в “постные” дни недели - среду и пятницу.

Когда ему исполнилось семь лет, отдан был в учение, но учился с трудом из-за плохой памяти. Однажды, гуляя в дубраве, Варфоломей  увидел молящегося инока и, низко поклонившись, ждал окончания молитвы. Закончив молитву, инок спросил: «Чего хочешь, чадо?» Отрок отвечал, что он очень скорбит из-за того, что никак не может уразуметь грамоту, и попросил инока помолиться о нём. Инок тут же сотворил молитву, благословил его и сказал: «Отныне, чадо, дарует тебе Бог разумение, о котором просишь, чтобы мог и других учить». К изумлению всех Варфоломей взял в руки Псалтырь и стал ясно и громко его читать.

«Поступь его, - пишет Епифаний, - была полна скромности и целомудрия, лицо его, чаще  всего было задумчиво и серьезно, а на глазах нередко появлялись слезы-свидетели его сердечного умиления. Всегда тихий и молчаливый, кроткий и смирный, он со всеми был ласков и обходителен, ни на кого не раздражался и от всех любовно принимал случайные неприятности».

Епифаний Премудрый стремился изобразить Сергия, используя факты его биографии, документально, но в тексте «Жития…» есть и лиризм, и человеческая теплота, и яркие, неожиданные для литературы подобного рода в средние века образно-выразительные средства. Постижение их позволяет нам испытать чувство гордости за литературу Древней Руси, убедиться в таланте древнерусских авторов.

«Житие Сергия Радонежского», как и вообще жития в литературе Древней руси, проповедует добро, милосердие, сострадание. Мы находим в «Житии…» целый ряд слов и словосочетаний, по смыслу связанных с темой любви и добра: добродетельный, достохвальный, победоносный, добрый совет, благодарил старца, мужа благочестивого, многими добродетелями преисполненного, великим князем любимый, иметь чистоту душевную и телесную, любовь нелицемерную.

Жизнь инока, добровольно затворившегося в монастырской ограде, размеренна и небогата событиями. Твердость его была удивительной. Стужу, голод, жажду, изнурительную тяжелую работу – неизменных спутников жизни отшельника – терпел он со смирением.   «Приходили к преподобному звери лесные, и птицы небесные прилетали к нему. И однажды было такое видение: всё небо над лаврой заполнили голуби, и был к нему голос с небес: «Как много птиц в небе над монастырём, так много будет твоих учеников».

В употреблении эпитетов Епифаний Премудрый очень сдержан. Чаще других он использует эпитет «великий», относя его к образу князя Дмитрия: «Князем же великим, скипетр Русской земли державшим, был тогда прославленный и непобедимый великий Дмитрий»; «Святой же, когда услышал об этом великого князя, благословил его, молитвой вооружил…»;  «Тогда великий князь Дмитрий и всё его войско… пошли против поганых»; «помог Бог великому победоносному Дмитрию»; «Достохвальный же и победоносный великий князь Дмитрий… возвращается всецело в радости большой в своё отечество»; « с соизволения великого князя на том месте святой Сергий церковь поставил Успения Владычицы нашей Богородицы»; «В другой раз великодержавный князь великий Дмитрий… просил святого старца Сергия, чтобы он пошёл и благословил место для построения церкви». Тем самым автор хочет подчеркнуть значительность князя, почтительное отношение к нему людей, которыми он правит.

Характеризуя победу на Куликовом поле Епифаний Премудрый также прибегает к помощи эпитетов: великой решимости исполнившись, было чудесное зрелище и удивительная победа, славная победа.

Негативное отношение автора к врагам проявляется в следующих словах и выражениях: против безбожных татар, пошли против поганых, окаянные, побеждены были безбожные. Епифаний как бы убеждает читателя в том, что сила – в вере, в Боге, поэтому татары, не имеющие веры, обречены на поражение, а русское войско победит несомненно: «Без всякого сомнения, господин, смело вступай в бой со свирепостью их, нисколько не устрашаясь, обязательно поможет тебе Бог».

Победа на Куликовом поле была одержана в день  большого церковного праздника —Рождества Богородицы. Это было воспринято современниками как  ещё одно явное свидетельство небесного покровительства Богородицы Русской земле. Молитва Пресвятой Богородице сопровождала весь иноческий путь Сергия. На его родине, Ростове, главный храм города был посвящен Успению Богоматери.

Игумен наяву видел ангелов и райских птиц, неземное сияние и небесный oгонь. Но вершиной богосозерцания, которого удостоился святой, стало чудесное явление Богородицы - событие, отозвавшееся далеко за пределами Троицкого монастыря.

Однажды Сергий долго и самозаб­венно молился перед иконой Бого­матери. Закончив молитву, старец обратился к своему ученику Михею, со словами: “Чадо! Будь бдителен и бодрствуй, потому что видение чудесное и ужасное будет нам сейчас”.

И тут же раздался голос: “Вот Пречистая грядет!” Услышав голос, Сергий стремительно вышел из кельи. “И вот свет ослепительный, сильнее солнца сияющий, ярко озарил святого; и видит он Пречистую Богородицу с двумя апостолами, Пет­ром и Иоанном, в несказанной светлости блис­тающую. И когда увидел Её святой, он упал ниц, не в силах вынести нестерпимый этот свет, — повествует автор “Жития Сергия”. — Пречистая же своими руками прикоснулась к святому говоря: „Не ужасайся, избранник мой! Ведь я  пришла посетить тебя. Услышана молитва твоя об учениках твоих, о которых ты молишься, в обители твоей..." Богоматерь обещала Сергию и впредь защищать монастырь от опасностей и оказывать ему покровительство. “Сказав это, стала она невидимой”.

За полгода до кончины Сергий передал игуменство своему ученику Никону и “начал безмолвствовать”. Отрешённый от всего мирского, внимательно-сосредоточенный, он словно готовился к далёкому пути. В сентябре 1392 г. недуг стал совсем одолевать старца. Предчувствуя приближение смерти, он велел собрать монахов — обратился к ним с последним наставлением. Более всего он просил братию хранить любовь и единомыслие, душевную и телесную чистоту, смирение и “страннолюбие” — заботу о нищих и бездомных. 25 сентября 1392 г. великий  старец отошёл в мир иной.

Автор «Жития…» так передаёт скорбь по поводу кончины святого: «А братия вся собралась и в плаче и рыдании сокрушалась; и в гроб честное и трудолюбивое тело положили честно, они псалмами и надгробным пением его провожали. Ученики проливали слёз ручьи, кормчего лишившись, с учителем разъединённые; с отцом разлуки не вынося, плакали они и, если бы могли, умерли бы тогда с ним».

        Как правило, «Житие…» обычно заканчивается описанием чуда. И это произведение не стало исключением. После смерти Сергия Радонежского происходит ряд чудесных дел:    « расслабленных членов укрепление, от лукавых духов людям освобождение, слепых прозрение, горбатых выпрямление  - только от приближения к его раке».

        Епифаний пишет и о том, что святой совершал свои деяния не ради славы, а ради веры, ради людей русских. Прославился же он своим смирением, трудолюбием, любовью к Богу и к Отечеству. Именно благодаря этим качествам сбылась его мечта – открылись перед ним двери рая.

        «Мы восхваляем не того, кто в похвале нуждается, но того, кто за нас молится…» - так заканчивает автор своё повествование о преподобном Сергии Радонежском, небесном заступнике Русской земли.

       Сергий Радонежский -  это не миф и не легенда, он был, есть и всегда останется в истории Русского государства.

 

 

 

 

 

 

 

 



Оценить: 

Автор: Кузнецова Галина, .
Смоленская Ершичский район

Заглянем в историю вместе
Комментарии (всего 0)
Чтобы оставлять комментарии Вам нужно зарегистрироваться.

В хорошем качестве hd видео

Онлайн видео бесплатно


Смотреть русское с разговорами видео

Online video HD

Видео скачать на телефон

Русские фильмы бесплатно

Full HD video online

Смотреть видео онлайн

Смотреть HD видео бесплатно

School смотреть онлайн