Видео смотреть бесплатно

Смотреть русский видео

Официальный сайт janmille 24/7/365

Смотреть видео бесплатно

Номинация "Литературное творчество"

Деяния во имя человека

Сочинение-исследование

Авторы: Кочеводов Ростислав Александрович, 1994 года рождения.

Магон Елена Вадимовна, 1995 года рождения.

«Деяния во имя человека» (равноапостольному князю Владимиру посвящается)            

  « …были люди, которыми могли гордиться все эпохи веков общества!»

К. Леонтьев

Я не случайно взял эпиграфом слова известного философа XIX столетия Константина Николаевича Леонтьева, который глубоко убеждён, что сила государства и его устои, история просвещения, поэзия, художественное творчество, «Великорусская» жизнь – «словом , всё живое у нас» органически связано с православием .

Русские, по мнению Леонтьева – «главные представители православия во Вселенной». История христианизации Руси ведёт счёт от божественного слова святых апостолов, проповедовавших Христово учение по всему миру, как это было завещано им Спасителем: «И будете мне свидетелями в Иерусалиме и во всей Иудее и Самарии и даже до края земли».

Древнерусское летописное предание называет первоверховного апостола Павла учителем славян, тем самым утверждая связь, в том числе и русского народа, с апостольской проповедью. Постараемся проследить связь христианизации и славянской культуры, памятников летописного творчества, произведений устного народного творчества с отображением в них исторической памяти и личности в истории.

Представление о связи Руси с проповедью апостола Павла, который «понеже училесть язык словенский» отражается в летописных источниках и древних свидетельствах. Самое древнее свидетельство – проповедь Андрея Первозванного: « и видите ли горы сия? Яко на сих горах воссияет благодать Божия, имать град великий быти и церкви многи Бог въздвигнутиимать».После этого он взошёл на гору, благословил её и поставил крест. На этом месте позднее и возник Киев – мать городов русских и колыбель русской православной церкви.

Летописные источники свидетельствуют и о том, как в 978 году – «стольный град – Киев» был захвачен новгородским князем Владимиром, которому всего-то через 10 лет будет суждено стать равноапостольным крестителем Руси.

Древнерусские летописи повествуют о князе Владимире по-разному, да и в произведениях устного народного творчества, он тоже характеризуется как «человек непростой» (К. Леонтьев)Например, в былинных сказаниях он

«…ласков князь всё Владимир» , « Красно Солнышко» , «Владимир-свет» , «славный князь стольно-киевской» , «гневный князь» , «крепко стоящий на резвых ножках» , «в куньей шубоньке на одном плечке» , «в шапочке собольей на одном ушке» (былина «Илья и Соловей».) Но ясно одно – князь Владимир - главное действующее лицо многих произведений устного народного творчества. Одни изречения характеризуют князя не стесняющимся в выражениях, грубо разговаривающим с Ильёй : «Ай же мужчищо деревенщина, во глазах мужик да подлыгаешься, во глазах мужик да насмехаешься!».

На мой взгляд, одним из самых интересных произведений устного народного творчества и которые по-своему характеризуют князя Владимира являются былины «Илья Муромец в ссоре с князем Владимиром» и «Илья Муромец и голи Кабацкие». Из содержания этих былин ясно – князь может быть «неблагодарным» ; он не позвал богатыря на «почестен пир» , «старого казака Илью Муромца» , после чего богатырь собрал «голи кабацкие» - «лапотников балахонников»,  «мужчин и женщин» на свой пир.

Слуги княжеские «бегут в палаты белокаменны, говорят князю да Владимиру…», что обиделся славный богатырь Илья Муромец.

Былина эта известна в нескольких вариантах. Владимир в них «благородный» и «гневный» , «бесстрашный» и «испуганный» , «поддерживающий свой княжеский статус («сударь Владимир-князь»), и умеющий «поклониться» богатырю и «даже просить прощения: «Ты прости, сударь Ильюшенька, во первой вине…» « послужи ты за веру христианскую, да и за землю Российскую, да за славный за Киев-град» - именно так просит богатыря вместо «провинившегося князя «молодая вдовица Апраксия». Илья Муромец, отвечает:« А для собаки-то князя Владимира да не вышел бы я вон из погреба».

И всё же обиды забыты, и старый казак «всех татар пощёлкал» , «истребил», «покорилась земля – да Корельская да стольному князю Владимиру, да стали

 татарове с той поры дань платить и тем это дело прикончилось».

В былине «Сухман» князь предстаёт перед читателем «ласковым» , «Красно Солнышко не вечере» , «желтыми кудёрками потряхивает» , гордо разговаривает на пиру с князьями да боярами. Он не верит Сухмантию, когда тот говорит, «что за матушкой Непрой-рекой, стоит сила татарская неверная, сорок тысячей татаровей поганьих, мостят они мосты каменовы».

Солнышко Владимир стольно-киевский приказал своим слугам вырныим взять Сухмантия за белы руки, посадить молодца в глубок погреб, а послать Добрынюшку Никитина, за тую за матушку Непру-реку проведать заработки Сухмантьевы».

Возвращается Добрыня Никитинец, докладывает князю, что «побита сила татарская» , что «правдой хвастал Сухман Одихмантьевич» и Владимир стольно-киевский – справедливый князь – решает «молодца жаловать – ликовать за его услугу за великую, городами его с пригородами али селами со просёлками, аль бессчётной золотой казной долюби».

Защита русских земель не единственная заслуга князя Владимира Красно Солнышко стольно-киевского. Он – креститель земли русской.  Древнерусская литература, повествующая о крещении самого святого Владимира неоднородна. В «Повести временных лет» переплетены два первоначально не зависевших друг от друга предания:

…о крещении князя в Киеве в результате проповеди византийского миссионера и о крещении в захваченном крымском городе Корсуни (Херсонесе).

Первое из названных преданий в «чистом» виде отразилось в кратком летописчике XI в. Из памяти и похвалы князю Владимиру Иакова Мниха, где поход на Корсунь отнесён к «третьему лету» по крещении, а также, вероятно, в похвале святому Владимиру митрополита Иллариона (40-50-е годы XIв.), в которой, как и у Иакова Мниха, указывается мотив самостоятельного благодетельного выбора Владимиром христианства.

Второе предание получившее в науке название «Корсунской легенды», в самостоятельном виде дошло до нас в некоторых агиографических памятниках, посвящённых святому Владимиру ; здесь Владимир крестится по требованию своего будущего шурина, византийского императора, а также в надежде избавиться от внезапно охватившей его болезни. Византийские и сирийские источники, взятые в сочетании с древнерусскими, позволяют с известной определённостью восстановить «контекст» крещения святого Владимира.

В 987 г. Византийская империя была охвачена мятежом, который поднял полководец  Варда Фока. Император Василий II отправил своих послов в Киев к князю Владимиру с просьбой о помощи. Владимир согласился, но назначил своё условие – ценой должна была стать рука Анны, сестры византийского императора, что, конечно же, предполагало крещение князя.

В 988 г. в Византию отправилось 6000-ое «войско русское», которое помогло Василию II нанести мятежникам два решительных поражения в январе-апреле 989 года. Брак багрянородной принцессы с «варваром» был вопиющим нарушением норм византийской политической идеологии и дипломатии, поэтому, получив желанное воинское подкрепление, император, очевидно, не торопился с отправкой на Русь невесты для князя Владимира. В ответ Владимир осадил Корсунь, город в Крыму, центр византийской фемы (провинции) Херсонес и в 989 году захватил его, после чего Анна прибыла в Корсунь, где и состоялась её бракосочетание с Владимиром.

Такова приблизительная картина, которую можно восстановить исходя из совокупности всех летописных источников.

Можно легко представить, что она допускает крещение Владимира как в Киеве (в 987/-8 г. после заключения договора с Василием II) , так и в Корсуни (после прибытия туда Анны в 989/90 г.)

За крещением князя и его окружения последовали разрушение языческих святилищ (требищ, капищ). И массовые крещения населения в Киеве, Новгороде, в других городах древней Руси, иногда сопровождавшиеся народными протестами (Новгород).

Проблемы первоначальной организации Русской церкви при святом Владимире по своему трактуются в «Повести временных лет», под 1037г., где содержится сообщение о закладке сыном Владимира князем Ярославом Мудрым «церкви святыя Софьи, митрополий. Это свидетельствует об организации киевской митрополии, хотя многие исследователи полагали, что митрополичья кафедра была не в Киеве, а где-то ещё, может быть в Переяславле или таковой не было вовсе. О митрополите в Киеве уже при святом Владимире говорили древнерусские и зарубежные источники-хроники.

Теперь доподлинно известно, что Киевская митрополия была учреждена одновременно с крещением Владимира и киевлян, или же в первые годы после него. Житийные памятники древней Руси 2-ой половины XI в. повествуют о святых мучениках Борисе и Глебе, в разных редакциях Церковного устава князя Владимира, сложившихся приблизительно в течении XIII века.

Крещение князя, его окружения и части городского населения Руси, а также учреждение киевской митрополии являлось началом сложного и долгого процесса христианизации Древнерусского государства.

Главным содержанием этого процесса, отражённого в источниках летописных памятников является то, что древнерусский клир своей эпохи святой Владимир обеспечивал выполнение своей программы, которую летописец обозначил краткой формулой: «И нача ставити по градом церкви и попы, и люди на крещенье приводити по всем градом и селом. Послав, нача поимати у нарочитые чади дети и деяти нача на ученье княжное» («Повесть временных лет») Владимир же «с новыминашими отьци епископы сьнимаясячясто… съвещаваимся».

По отзывам летописцев, к концу правления Владимира столица Руси насчитывала около 400 церквей, в том числе единственный на то время каменный десятинный  храм Богоматери (строительство завершено в 996 году), который был дворцовой княжеской церковью (по покоившимся там мощам святого Климентия Римского, которые Владимир вместе с другими святынями привёз из Херсонеса, храм именовали Климентьевским), и кафедральный митрополичий собор святой Софьи Премудрости Божьей (тогда ещё, видимо, деревянный).

Западный миссионер архиепископ Бруно Кверфуртский, посетивший Киев в 1008 году по пути в Печенежскую степь и встречавшийся с Владимиром рисует его, в полном согласии с более поздними летописными древнерусскими источниками, как образцового христианского правителя.

Анализируя древние летописные источники, можно сделать вывод: что при князе Владимире I(960-1015) все земли восточных славян объединились в составе киевской Руси, окончательно были обретены границы и города от Карпат до червленских городов. Происходило дальнейшее укрепление русской государственности.

 Святого Владимира можно поистине назвать «символом государственного становления», так как была решена одна из важнейших задач того времени : обеспечение защиты русских земель от набегов многочисленных печенежских племён. Для этого по рекам Десне, Осетру, Суле, Стугне  был сооружён ряд крепостей. В том числе и наш областной центр город Курск.

При разделе уделов своим сыновьям в 988 году Владимир размышлял города строить близ Киева, и предполагаем, что тогда же получил своё начало и Курск. «И рече Владимир. Се не добро, еже мало городов около Киева. И нача ставити городы по Десне и Встри, и по Трубеже, и по Стугне, и по Суле, и нача собирати мужи лучшие от Славян, от Кривичей , от Чуда и от Вятич и сих насели грады».

Этому мнению помогает утвердиться житие Феодосия Печерского, ведь преподобный отец в юности переселился в Курск из местечка Василькова, в 20-летнем возрасте пришёл оттуда в Киев и вселился в пещеры.

По всей видимости, здесь, на границе со степью, находились былинные «заставы богатырские» , защищавшие Русь от набегов, где стояли за родную землю легендарный Илья Муромец и другие былинные богатыри.

Решение Владимира о крещении языческой Руси в 988 году имело большое значение для её дальнейшего развития. Христианство с его идеей вечности жизни утверждало идею равенства людей перед Богом. По новой религии путь в рай открыт всем в зависимости от честного исполнения ими своих обязанностей на земле.

 Принятие христианства имело и большое международное значение, заключавшееся в том, что Русь, отвергнув «примитивное» язычество становилась теперь равной другим христианским странам, связи с которыми значительно расширялись.

Наконец, принятие христианства сыграло большую роль в развитии русской культуры, испытавшей на себе влияние византийской, а через неё и античной культуры. В православной традиции христианство стало одним из определяющих факторов дальнейшего развития исторического пути Руси.

Владимир был канонизирован церковью как святой и за заслуги в крещении Руси именуется равноапостольным.

В произведениях устного народного творчества, в древнерусских летописных источниках он «прозывается» - «Владимиром Красное Солнышко – Солнце Руси».

Таким образом, князь стал главным устроителем русского государства и человеком, заложившим православный фундамент будущей российской истории.

 

Оценить: 

Автор: Магон Елена, .

Заглянем в историю вместе
Комментарии (всего 0)
Чтобы оставлять комментарии Вам нужно зарегистрироваться.

В хорошем качестве hd видео

Онлайн видео бесплатно


Смотреть русское с разговорами видео

Online video HD

Видео скачать на телефон

Русские фильмы бесплатно

Full HD video online

Смотреть видео онлайн

Смотреть HD видео бесплатно

School смотреть онлайн