Номинация "Литературное творчество"
Князь Владимир-Ясно Солнышко
Князь Владимир - Ясно солнышко
На уроке основы православной культуры я узнал о таком выдающемся человеке, как князь Владимир. Я был поражен его биографией и его заслугами перед русским народом. В своем сочинении я попробую написать об этом.
Князь Владимир, был выдающимся правителем древнерусского государства. На престол он взошел еще совсем молодым и, конечно же, слушал своих советников, а были они все язычниками. Ему удалось объединить русские княжества и расширить границы государства, совершая войны и набеги.
О могуществе князя Владимира узнали в соседних странах. К нему стали приходить проповедники, которые рассказывали о своих странах и хвалили свою веру. На Руси в то время продолжало господствовать язычество. Образ жизни князя тоже был "языческим": он любил развлечения, войну и охоту, роскошь и удовольствия. Но как умный правитель Владимир вскоре понял, что для единства государства нужна новая религия. Поэтому он послал в разные страны людей, чтобы они поближе познакомились с верой разных народов. Наибольшее впечатление на русичей произвела христианская вера в Византии.
Стремясь сблизиться с цивилизованной Византией, князь Владимир решил жениться на царевне Анне, сестре греческих царей. Греки согласились, но поставили условие: Владимир должен отказаться от язычества и принять христианскую веру.
-Крещусь в Царьграде! –пообещал князь, и за гордость свою был внезапно поражен слепотою.
Не видел Владимир, как сходила с корабля смиренная царевна Анна. Словно ягненка, подвели к ней за руки ослепшего князя.
-Крестись здесь,- сказала Анна.
И вот в 988 году в городе Херсонесе, где стоял князь со своей дружиной, произошло торжественное крещение князя Владимира и его приближённых. Как только святитель возложил руки на голову князя, тот, чудесно прозрев, воскликнул: «Теперь я узнал истинного Бога!». Вскоре после крещения Князь обвенчался с царевной Анной.
После этого крещения князь очень изменился. Он отказался от роскоши и удовольствий, стал удивлять всех своей добротой и милосердием. Князь велел обучать детей письму и чтению по-славянски и по-гречески.
Спустя некоторое время после крещения князя Владимира наступил день, когда князь велел всем киевлянам собраться утром па берегу Днепра. Туда же пришёл сам князь со своими приближёнными, а также священники. Мужчины и женщины вошли в реку, и священники крестили их в христианскую веру. После этого послал князь Владимир людей во все русские города крестить народ. С тех людей, которые не хотели креститься, князь брал большую дань. По всей стране стали строиться каменные и деревянные храмы.
У князя Владимира было двенадцать сыновей, поэтому он разделил всю русскую землю на двенадцать частей и завещал сыновьям жить в любви и согласии. Сыновья выросли и разъехались, а сам Владимир остался в Киеве. До конца своей жизни делал князь добрые дела, раздавал всем бедным деньги и ежедневно устраивал в своём дворе обеды для нищих. А для больных, которые сами не могли дойти до княжеского двора, велел развозить по домам всякую пищу и питье. Народ очень любил князя и дал ему прозвище Красное Солнышко.
При киевском князе Владимире (978 – 1015) происходит событие величайшего значения, определившее дальнейший путь развития Руси, — принятие христианства. Святая церковь сравнивает равноапостольного князя Владимира с апостолом Павлом: сходство было не только в чудесном исцелении от слепоты, но и в обращении ко Христу после гонений на христиан и затем — в ревностном обращении язычников в христианство. В первые годы своего правления князь Владимир, получивший языческое воспитание в Новгороде, куда его в восьмилетнем возрасте направил княжить Святослав (в 970 году), показал себя усердным язычником. "И стал Владимир княжить в Киеве один, — говорит летопись, — и поставил кумиры на холме за теремным двором: деревянного Перуна с серебряной головой и золотыми усами, затем Хорса, Даждьбога, Стрибога, Симаргла и Мокош. И приносили им жертвы, называя их богами... И осквернилась кровью земля Русская и холм тот" (под 980 год). В благодарность богам за победу, одержанную над ятвягами (983 год), решено было принести человеческую жертву. Жребий пал на юношу из христианской семьи. Его отец обличил ничтожество языческих богов, и разъяренная толпа язычников убила их обоих. Но верно сказано: кровь мучеников — семя христиан. Погибли на Руси двое христиан — Феодор и Иоанн, а вскоре обратились ко Христу вместе с князем Владимиром тысячи. Митрополит Киевский Илларион, монах Иаков и летописец преподобный Нестор (XI век) назвали причины личного обращения князя Владимира к христианской вере, согласно указав на действие призывающей благодати Божией. В "Слове о Законе и Благодати" святитель Илларион, Митрополит Киевский, пишет о князе Владимире: "Пришло на него посещение Вышнего, призрело на него Всемилостивое око Благого Бога, и воссиял в сердце его разум. Он уразумел суету идольского заблуждения и взыскал Единого Бога, сотворившего все видимое и невидимое. А особенно всегда он слышал о православной, христолюбивой и сильной верою земле греческой... Слыша все это, возгорелся он духом и возжелал сердцем он быть христианином и обратить всю Землю в христианство". Понять превосходство христианства над язычеством и стать христианином князю Владимиру было тем легче, что он, по слову Митрополита Иллариона, обладал "добрым смыслом и острым умом" и имел возможность ознакомиться с христианством у себя в Киеве, где давно уже существовали христианские храмы и совершались богослужения на славянском языке. Относительно вопроса о времени и месте Крещения князя Владимира есть несколько версий. Согласно общепринятому мнению, князь Владимир принял крещение в 998 году в Корсуни (греческий Херсонес в Крыму); по второй версии, князь Владимир крестился в 987 году в Киеве, а по третьей — в 987 году в Василеве (недалеко от Киева, теперь г. Васильков). Наиболее достоверной, видимо, стоит признать вторую, так как монах Иаков и преподобный Нестор согласно указывают на 987 год; монах Иаков говорит, что князь Владимир после крещения жил 28 лет (1015 – 28 = 987), а также что на третий год по Крещении (т. е. в 989 году) совершил поход на Корсунь и взял его; летописец преподобный Нестор говорит, что князь Владимир крестился в лето 6495-е от сотворения мира, что соответствует 987 году от Рождества Христова (6695 – 5508 = 987). Приняв христианскую православную веру, князь Владимир (в крещении Василий) решился "обратить всю Землю в христианство". Великого князя Владимира побуждало к этому не только религиозное воодушевление. Он руководствовался, конечно, и государственными соображениями, ибо для русского народа христианизация означала приобщение к высокой культуре христианских народов и более успешное развитие своей культурной и государственной жизни. Киевская Русь имела давние связи с христианской Византией, откуда уже проникало на Русь восточное Православие. Видимо, в целях более успешного осуществления своих замыслов, и надеясь получить из Византии необходимую помощь, особенно в деле организации церковного управления и развития духовной культуры, князь Владимир вступает в родство с византийскими императорами (соправителями) Василием II (976 – 1025) и Константином (976 – 1028), женившись в Херсонесе (Корсуни) на их сестре Анне. Возвратившись в Киев с супругой-гречанкой и греческим духовенством, привезя в свой стольный град различную церковную утварь и святыни — кресты, иконы, мощи — князь Владимир приступил к официальному введению христианства на Руси. Крещение Руси и образование Поместной Русской Православной Церкви Введение христианства в Киевской Руси в качестве государственной религии было вполне закономерным явлением и не могло вызвать серьезных осложнений, хотя в некоторых местах (Новгороде, Муроме, Ростове) не обошлось без открытой борьбы, начатой предводителями язычества — волхвами. Прежде всего, князь Владимир крестил 12 своих сыновей и многих бояр. Он приказал уничтожить всех идолов, главного идола — Перуна — сбросить в Днепр, а духовенству — проповедовать в городе новую веру.
Оценить: |
Автор: Ушаков Сергей, 14 лет.
Заглянем в историю вместе
|