Номинация "Литературное творчество"

Великие перемены

Звонят колокола по России, звонят ко всем христианским праздникам, приглашая православных посетить церкви и храмы, проникнутые красотой и смыслом богослужения, прибегнуть к Таинствам Церковным, установленным самим Господом для духовной пользы и спасения. Всем православным русским людям святой равноапостольный князь Владимир очень дорог, поскольку через него русские люди более тысячелетие назад были обращены к Истинному Богу, его пращурами было укреплено и обустроено государство Российское. Владимир был сыном князя Святослава, покорителя Хазарии, и внуком Святой равноапостольной княгини Ольги – первой на Руси христианкой княжеской крови. Уходя за Дунай, Святослав оставил княжить в Киеве своего сына Ярополка, а второму сыну, Олегу, отдал древлянскую землю. Попросили себе князя и новгородцы. Ярополк и Олег отправляться на далекий север не пожелали. Тогда дружинник Добрыня посоветовал новгородцам попросить на княжение третьего сына Святослава – Владимира, родившегося от рабыни – Ольгиной ключницы Малуши, Добрыниной сестры. Вскоре после гибели Святослава между его совсем юными сыновьями началась усобица. Олег древлянский погиб. Владимир в сопровождении Добрыни бежал «за море», и Ярополк остался единым князем Руси. Через три года, однако, Владимир вернулся с наемными варяжскими дружинами и двинулся на Киев. Готовясь к схватке, оба брата хотели приобрести союзника. Им мог стать правивший в Полоцке князь Рогволод, явившийся, по словам летописца, «из-за моря». И Ярополк, и Владимир посватались к дочери Рогволода Рогнеде. Та выбрала, Ярополка, презрительно обронив по адресу Владимира: «Не хочу разувать сына рабыни». Узнав о надменном ответе, Владимир собрал войско из варягов и северных славян и напал на Полоцк. Рогволод был убит,а Рогнеда принуждена выйти замуж за Владимира. Затем, в 980 году Владимир овладел Киевом. При Владимире произошло одно из величайших событий многовековой русской истории – Русь приняла христианство. Как известно, среди киевских дружинников христиане встречались с середины X века. Византийские источники сообщают, что крещение русов происходили уже в 60-70-х годах IX века. Христианкой была Ольга, но сын её не только остался язычником, но и, по некоторым сведениям, подверг христиан гонениям. Язычество господствовало среди большинства населения. Древнеславянское язычество сложилось задолго до возникновения Киевского государства. Будучи земледельцами, славяне обожествляли землю, солнце, реки. Древнейшими славянскими божествами были Род и рожаницы – творец и господин вселенной и богини плодородия. Позднее возникли культы бога неба и верховного властителя мира Сварога, его сына Дажьбога – бога Солнца, священного солнечного коня Хорса, бога ветра Стрибога, бога грома и молнии Перуна. Почитались также «скотский бог» Велес, покровительница женского рукоделия богиня Мокошь, боги весны и лета – Ярила и Купала. Род и рожаницы остались земледельческими богами. По мере усиления княжеской власти соотношение божеств менялось. Верховным богом стал бог войны и дружины, громовержец Перун, о почитании которого особенно заботились князья. За Сварогом осталось покровительство ремесленникам. Несмотря на несомненную общность религиозных представлений всех восточных славян, у отдельных племен они во многом различались. Объединение под властью Киева требовало замены различных племенных верований единой общегосударственной религией. Сплочение языческих культов диктовалось и необходимостью противостоять растущему влиянию христианства в славянской среде. Придя к власти, Владимир попытался укрепить языческую веру. По его приказу на холме у княжеского дворца в Киеве были поставлены идолы Перуны, Дажьбога, Стрибога, Хорса и Мокоши. Перун выделялся серебряной головой и золотыми усами. Идолы были установлены не только в Киеве, но и в Новгороде, а возможно, и в других городах. Укрепить, таким образом, язычество не удалось. Славянские языческие представления отнюдь не были похожи на греческие. Верховный бог не воспринимался как повелитель и царь богов, как это было у греков с Зевсом. Если дружинник чтил в основном Перуна, то кузнец – Сварога, купец – Велеса. Заставить по-новому верить в старых богов было слишком трудно, а в прежнем своем виде язычество не устраивало княжескую власть, стремившуюся укрепить свой авторитет. По-видимому, этим и объясняется отказ Владимира от язычества и поворот к принципиально новой религии – единобожию. Соседние с Киевской Русью государства исповедовали религии, основу которых составлял монотеизм, то есть вера в единого Бога. В Византии господствовало христианство, в Хазарии – иудаизм, в Волжской Булгарии - ислам. Однако наиболее тесные связи существовали с христианской Византией. «Повесть временных лет» рассказывает, что 986 году в Киеве появились представители всех трех перечисленных стран, предлагали Владимиру принять их веру. Ислам был отвергнут князем, поскольку ему показалось чересчур обременительным воздержание от вина, иудаизм – из-за того, что исповедовавшие его евреи лишились своего государства и были рассеяны по всей земле. Отверг князь и предложение перейти в веру, сделанное посланцами папы римского. Проповедь же представителя византийской церкви произвела на него самое благоприятное впечатление. Однако, не довольствуясь этим, Владимир отправил своих послов посмотреть, как поклоняются Богу в разных странах. Вернувшись, те заявили, что мусульманский закон «не добр», что в немецкой церковной службе нет красоты, но зато греческую веру назвали самой лучшей. В греческих храмах, говорили они, красота такая, что нельзя понять – на земле находишься или на небе. Так, по легенде, свершился выбор веры. С решение Владимира перейти в христианскую веру тесно связана история его женитьбы на византийской принцессе Анне, сестре императоров-соправителей Василия и Константина. Летопись сообщает о том, что в 988 году Владимир осадил Корсунь и, взяв город, послал гонцов к императорам, чтобы сказать: «Слышал, что имеете сестру девицу. Если не отдадите ее за меня, то сделаю столице вашей тоже, что сему городу сделал». Оказавшиеся в безвыходном положении византийские правители потребовали от Владимира креститься, поскольку христианам не пристало вступать в брак с язычниками. Владимир, еже до этого решивший принять крещение, потребовал, однако, чтобы Анна прибыла к нему в Корсунь в сопровождении священников, которые и окрестят его в захваченном городе. Не видя иного выхода, византийцы согласились, и Владимир был крещен в Херсонесе. Вернувшись в Киев из Херсонеса, Владимир повелел уничтожить языческих идолов. Повергнутые, они были сожжены или изрублены в куски. Статую Перуна привязали к конскому хвосту и сволокли с горы к реке, а потом бросили в воду. Специально отряженные люди должны были отталкивать плывущего вниз по Днепру идола от берега, пока тот не окажется за порогами. Князь стремился продемонстрировать подданным бессилие языческих богов, их неспособность постоять за себя. После разгрома языческих капищ Владимир приступил к обращению киевлян в христианство. Как когда-то Иоанн Креститель крестил древних иудеев, погружаю их в воды Иордана, так теперь пришедшие из Царьграда и Корсуня священники крестили жителей Киева в Днепре. Что же получила Русь, приняв христианскую веру? Значение перехода к христианству было огромно и проявлялось во всем – от повседневного пищевого рациона и приемов земледелия до международного положения страны. Требуя многодневных постов, христианство заставляло есть больше овощей, а следовательно - совершенствовать земледелие. Развивались также такие ремесла как зодчество, иконопись, фресковая живопись. Благодаря православным миссионерам Кириллу и Мефодию у славян появилась своя азбука – кириллица. Появилась письменность. Были переведены на славянский язык множество книг. Монастыри, в которых писались книги, стали культурными центрами. Принятие христианства вело к значительному смягчению царивших на Руси нравов. Церковь категорически запрещала человеческие жертвоприношения, ритуальные убийства жен и рабов на тризнах, упорно боролась против работорговли. Христианство способствовало укреплению княжеской власти. Духовенство внушало населению и самим князьям, что на престол их сажает сам Бог. Божественное происхождение княжеской власти, по учению церкви, требовало от подданных беспрекословного повиновения, а от князя – осознания своей высокой ответственности. Наконец, принятие христианства коренным образом изменило положение Киевской Руси. Вчерашняя варварская держава вошла теперь на равных в семью европейских христианских народов, что появилось в многочисленных династических браках, которые заключали русские князья XI века с королевскими домами Западной Европы. Вне христианства невозможно представить себе и объединение различных восточнославянских племен в единый русский народ. До принятия христианства человек осознавал себя древлянином, тиверцем, кривичем. Став христианином, православным, он ощутил себя русским. После крещения Руси князь Владимир, духовно переродившись, стал ревностно следовать заповедям Христовым. Он способствовал распространению христианского просвещения, строил новые города, возводил в них церкви, оказывал помощь больным и бедным по всей стране. Известен даже случай, когда святой князь, боясь греха, отказывался казнить преступников, что потребовало вмешательства духовенства. Народ еще при жизни прозвал Святого Владимира Красным Солнышком. Он был щедр, незлопамятен, покладист, правил нежестоко, умело оборонял страну от врагов. Любил князь свою дружину, советы с которым за частыми и обильными пирами ввел в обычай. Преставился святой князь Владимир в 1015 году. Толпы людей устремились в церковь рыдать и молиться о нем, как о своем заступнике. Любовь к народу была всегда врожденным чувством наших государей. Но зато как и народ любил их! По одному велению Владимира весь народ крестился в веру христианскую и из любви к государю решился оставить прежних богов своих. Эта любовь видна и потом в продолжение нашей истории. Берегите же эту взаимную любовь: в ней заключается счастье жизни нашей и слава Отечества нашего.

Оценить: 

Автор: Лукина Анна, .

Заглянем в историю вместе
Комментарии (всего 0)
Чтобы оставлять комментарии Вам нужно зарегистрироваться.