Номинация "Литературное творчество"

Жизнь князя Владимира.

                                        Жизнь князя Владимира.

                                                                         «Им мы обожились  и Христа –

                                                                                                     Истинную Жизнь – познали».

                                                                                                                         Святитель Илларион.

Столетие за столетием строилось наше Отечество, расширялись его территория, различные народы вовлекались в круговорот российской истории. Процесс был долгим, трудным, сложным и противоречивым, порой – болезненным и драматичным. Народы вступали во взаимоотношения друг с другом – сотрудничали, обменивались хозяйственным опытом, оборонялись от общих врагов, а иной раз и воевали друг с другом, отстаивая собственные национальные интересы, и лишь впоследствии вовлеклись в русло общей российской истории.

Так же творцами нашей истории являлись и отдельные личности, которые внесли свои яркие краски в картину истории нашего Отечества. Рассмотрим Киевскую Русь, а именно жизнь князя Владимира. Он является одним из самых выдающихся князей того времени. С именем Владимира связано одно из самых значимых событий на нашей земле – крещение Руси. О нем я напишу чуть позже, а начну я с самого рождения этого выдающегося человека.

Владимир был сыном Святослава от его наложницы Малуши – ключницы Ольги. Он с детства обладал сильным характером, большим умом и неукротимой волей. В княжеском дворце Владимир был на второстепенном положении, с которым не желал мириться. В Новгороде, в языческом окружении, Владимир Святославич сформировался не только как убежденный язычник, но и как противник киевских порядков.

Бежав в земли варягов, Владимир тем самым поднял восстание против власти своего сводного брата Ярополка.

          Через два с лишним года Владимир появился вблизи Новгорода, с сильной варяжской дружиной. Он начал готовиться к походу на Киев. Под его знамя встали новгородские словене, кривичи и чудь. Двинувшись на юг, он овладевал все новыми и новыми городами. И вот он подошел к Киеву. Ярополк затворился в Киеве, и Владимир осадил город. Изменники уговорили Ярополка явиться к брату на переговоры, так как у киевлян зреет заговор в пользу Владимира. Но едва Ярополк вошел в палату, телохранители Владимира пронзили его мечами. Так в 980 г. Русский Север снова победил русский Юг. Владимир стал единоличным правителем Руси. Своей победой он был во многом обязан язычникам Севера. Вот так и начался новый этап истории Киевской Руси.

            Владимир приступил к решению крупных государственных задач. В первую очередь он восстановил единство Русской земли, потому что во время междоусобиц с братом, племена радимичей и вятичей отказались подчиняться Киеву. Так же князь продолжил укрепление системы управления страной, он посылал своих сыновей в русские земли. Владимир вел активную внешнюю политику. Он вновь предпринял поход против Дунайской Болгарии, но, встретив мощное сопротивление, заключил с болгарами мир. При Владимире обозначилось новое направление во внешней политике – западное. Стремясь оградить южные границы Руси от набегов печенегов, Владимир предпринял строительство крепостей на левом побережье Днепра. Здесь появились четыре линии обороны, тем самым князю удалось укрепить южные границы.

            Вот я и вернулась к Крещению Руси, о котором говорила в начале своего сочинения. Итак, с именем князя Владимира связано важное событие – в 988 г. Русь принимает новую веру – христианство. Давайте обратимся к строкам « Повести временных лет » : « И стал Владимир княжить в Киеве один, и поставил кумиры на холм за теремным двором: деревянного  Перуна с серебряной головой и золотистыми усами, затем Хорса, Даждьбога, Стрибога и Мокома. И приносили им жертвы, называя их богами, и приводили к ним своих сыновей и дочерей, а жертвы эти шли к бесам, и оскверняли землю жертвоприношениями своими, и осквернилась кровью земля Русская и холм тот». ( Кумир – изображение языческого Божества). Прежде чем принять новую веру, Владимир решил отправить послов в разные страны, чтобы посмотрели они, какая вера лучше. Послы рассказали князю, где что видели : « Когда пришли мы в греческую церковь, - сказали послы, - то уже и не знали мы сами, где стоим : на земле или на небе, так нам было хорошо. Не можем мы забыть такой красоты и не хотим другой веры, кроме греческой ». Князь Владимир прислушался к своим послам и решил принять греческую веру. Так об этом повествует летопись.. « Владимир захотел креститься в греческую веру. Пошел он в греческую землю с большим войском и послал сказать греческим царям : « Отдайте мне в жены сестру вашу, Анну. Я готов креститься, мне нравиться ваша вера. Пусть придет ко мне ваша сестра, а с нею отпустите священников, которые бы крестили меня ». Когда Анна приехала к Владимиру, он лежал больной. У него болели глаза, так что он не мог видеть. Греческие священники окрестили его. В тот же день он стал видеть и совсем скоро поправился. Тогда Владимир сказал : « Теперь я узнал Истинного Бога! » . Вернувшись в Киев, князь велел изрубить всех деревянных идолов и старшего – Перуна бросить в воду. А народу велел креститься. И обратился к городу сл словами : « Если не придет кто завтра на реку -  будь то  богатый или бедный, или нищий, или раб – да будет мне враг ». И все люди с радостью шли креститься и говорили друг другу : « Пойдем креститься в новую веру. Если бы эта вера не была хорошей, князь и дружина не приняли бы её! ». Множество людей пришли к реке Днепру. Все вошли в воду. И греческие священники крестили всех ».

            Я считаю, что христианство пошло только на пользу Руси. Оно способствовало развитию грамотности, книжного дела, культуры, расширению связей с Византией. При церквях и монастырях появились школы и библиотеки, первые из которых были открыты по инициативе князя Владимира. Здесь же трудились иконописцы, летописцы, переписчики и переводчики церковных и светских сочинений. С моей точки зрения обращение христианства в сильной степени повлияло на самого Владимира. Ушла в прошлое его безнравственная жизнь. Он стал более терпим и милостив к людям. Известны его частые раздачи денег нуждающимся, бесплатные пиры для народа. Главное то, что и в наше время Владимира не забывают и боготворят его. Русская Православная Церковь почитает князя Владимира как одного из главных христианских святых.

             В последние годы жизни Владимир, вероятно, собирался изменить принцип престолонаследия и завещать власть любимому сыну Борису. Во всяком случае, именно Борису он доверил свою дружину. Двое старших из остававшихся в живых сыновей — Святополк туровский и Ярослав новгородский — почти одновременно восстали против отца в 1014 году. Заточив старшего, Святополка, под стражу, Владимир готовился к войне с Ярославом, когда внезапно заболел и скончался в загородной резиденции Берестове 15 июля 1015.

             В заключении хотелось бы сказать, что  немногие имена на скрижалях истории могут сравниться по значению с именем святого равноапостольного Владимира, крестителя Руси, на века вперед предопределившего духовные судьбы Русской Церкви и русского православного народа. Имя и дело святого равноапостольного Владимира, которого народ назвал Красным Солнышком, связано со всей последующей историей Руси и Русской Церкви. Подвиг его продолжили его сыновья, внуки и правнуки, владевшие Русской землей в течение почти шести столетий: от Ярослава Мудрого, сделавшего первый шаг к независимому существованию Русской Церкви, до последнего Рюриковича – царя Феодора Иоанновича, при котором в 1589 году Русская Православная Церковь стала пятым самостоятельным патриархатом в диптихе Православных Церквей.


Оценить: 

Автор: Синотова Светлана, .

Заглянем в историю вместе
Комментарии (всего 0)
Чтобы оставлять комментарии Вам нужно зарегистрироваться.