Номинация "Литературное творчество"
Князь Владимир Красное Сонышко
Князь Владимир I Святой (Красное солнышко)Князь Владимир I Святой (Красное солнышко) сын Святополка (братья Ярополк и Олег) после смерти отца правил Новгородом. После победы над Ярополком (своим родным братом)занял Киевский престол. Очень много внимания уделял укреплению границ своей земли. (в эти времена сколадываются былины о Добрыне, Микулы Селяновича, Илья Муромец). Давние связи Руси с Византией содействовали тому, что в 988 г. князь Владимир принял христианство, крестил Киевлян в Днепре, а затем ввел христианство в других городах. (улица Крещатик в Киеве как напоминание об этих событиях). После разделения христианской церкви на православную и католическую в 1054 году, на Руси утвердилось православие. Во главе церкви стоял митрополит, подчинявшийся Константиноплю. Первым митрополитом был Иларион, автор "Слова и Законе и Благодати". Стали возникать монастыри, особенно известным стал Киево-Печерский монастырь, основанный монахом Антонием. Он жил на берегу Днепра в выкопанной им пещере. Вскоре стали приходить другие люди.
До прихода к власти
Сын князя Святослава Игоревича от уроженки города Любеч по имени Малуша , ключницы княгини Ольги. Существует поздний, возможно, легендарный, рассказ о том, что Владимир родился в деревне Будутино под Псковом, куда беременную Малушу сослала разгневанная Ольга. По летописям, он был третьим по старшинству (после Ярополка Святославича и Олега Святославича), но выдвигалась также гипотеза, что он был вторым (старше Олега), так как получил от отца при его уходе на войну с Византией в 970 году престижный Новгород, в то время как Олег довольствовался Древлянской землёй с центром в Овруче. Наставником и воеводой юного Владимира в Новгороде был его дядя по матери Добрыня.
Вскоре после гибели Святослава в начале 972 г. вспыхнула междоусобная война между его тремя сыновьями. Хронология летописи здесь условна, но известно, что на начальных этапах конфликта Олег погиб в борьбе с киевским князем Ярополком, а новгородский князь Владимир, набрав вместе с Добрыней «за морем» варяжское войско, взял перешедший на сторону Киева Полоцк и насильно взял в жёны дочь местного правителя Рогнеду , просватанную за Ярополка; отец Рогнеды, Рогволод Полоцкий , был убит. Наконец, Владимир при помощи варягов захватил Киев и занял престол предательски убитого в Родне под Киевом Ярополка. Согласно «Памяти и похвале князю Владимиру» Иакова Мниха, это случилось 11 июня 978 г. Древнерусские летописи дают дату 980; из ряда хронологических соображений кажется более вероятным, что дата 978 правильная, а дата 980 получена при вторичной расстановке годовой сетки в летописи путём неправильного пересчёта.
Языческое правление
Владимир Святославич принял меры к укреплению языческого культа; воздвиг в Киеве пантеон с кумирами шести главных богов славянского язычества ( Перуна , Хорса , Даждьбога , Стрибога , Семаргла и Мокоши ), ненадолго ввёл практику человеческих жертвоприношений (мученики-варяги Фёдор и Иоанн). Так как известно о симпатиях Ярополка к христианской вере (возможно, незадолго до гибели старший брат Владимира даже успел креститься), то весьма вероятна языческая реакция при Владимире, то есть борьба с ранее утверждавшимся в Киеве христианством.
К языческому периоду относятся успешные военные походы Владимира: против Польши (в борьбе с князем Мешко I Владимир смог отвоевать так называемые червенские города , расположенные в Галиции и контролировавшиеся Польшей с 940-х годов), ятвягов, волжских булгар, а также некоторых восточнославянских племён (радимичей, вятичей).
Крещение
Крещение Руси летопись считает результатом сознательного «выбора вер» Владимиром: к его двору якобы вызывались проповедники ислама, иудаизма, западного «латинского» христианства, пока Владимир после беседы с «греческим философом» не остановился на христианстве византийского обряда. Несмотря на агиографический трафарет, в этом повествовании есть и историческое зерно. Так, Владимир говорит «немцам»: «Идете опять, яко отцы наши сего не прияли суть» (то есть ступайте назад, ибо наши отцы этого не приняли). В этом нужно видеть отсылку к событиям 960 года, когда германский император присылал епископа и священников Ольге; не принятые на Руси, они «еле спаслись». Об этих контактах Ольги с императором известно только из западных источников; таким образом, указание летописи на то, что при Владимире велись какие-то переговоры с западными христианами о крещении Руси, достоверно. Сведения о посольстве в Хорезм русского правителя Буладмира, желавшего, чтоб его страна приняла ислам, сохранились в арабских и персидских источниках.
Непосредственным толчком к Крещению стало требование Владимира дать ему в жёны сестру византийских императоров Василия II и Константина VIII Анну в обмен на поддержку русских войск в борьбе с узурпатором Вардой Фокой. Императоры согласились, но потребовали от Владимира крещения. Не получив невесты, разгневанный Владимир атаковал византийский город в Крыму Херсонес (Корсунь) и лишь после этого состоялся брак.
Детали хронологии — на каком именно этапе описываемых событий Владимир принял крещение, произошло ли это в Киеве или в Корсуне, одновременно ли крестился Владимир и его народ — были неясны уже во времена составления «Повести временных лет» в начале XII в. Тем более дискуссионен этот вопрос в современной историографии. Обычно датой Крещения Руси считают 988 год, но аргументированно предлагались также и другие даты — практически все годы в диапазоне от 987 до 992 г. В крещении Владимир принял имя Василий (в честь византийского императора Василия II, очевидно, исполнявшего роль заочного крёстного отца, согласно практике политических крещений того времени).
В Киеве крещение народа прошло сравнительно мирно, в то время как в Новгороде, где крешением руководил Добрыня, оно сопровождалось восстаниями язычников и карательными акциями (данные некоторых летописей о том, что дома упорствующих язычников были сожжены, подтверждаются археологически). В Ростовско-Суздальской земле, где местные славянские и финно-угорские племена были не полностью подчинены политически, христиане оставались меньшинством, по-видимому, и после Владимира (вплоть до XIII века язычество господствовало у вятичей).
Крещение сопровождалось учреждением церковной иерархии. Русь стала одной из митрополий (Киевской) Константинопольского патриархата, епархия была создана ещё как минимум в Новгороде (а по некоторым данным — также в Белгороде Киевском, не путать с современным Белгородом, Переяславле и Чернигове). При помощи немецкого миссионера Бруно Кверфуртского , лично встречавшегося с Владимиром, в 1007 году была учреждена епархия у печенегов, по-видимому, недолговечная.
Вместе с православными миссионерами на Русь чрезвычайно рано проникали и сторонники различных византийских ересей, в частности, богомильства. Из найденного в 2000 году Новгородского кодекса явствует, что в 999 году некий монах Исаакий был поставлен попом в богомильской (или околобогомильской) общине в таком отдалённом уголке Руси, как Суздаль.
Последние годы
В последние годы жизни Владимир, вероятно, собирался изменить принцип престолонаследия и завещать власть любимому сыну Борису. Во всяком случае, двое старших из остававшихся в живых его сыновей — Святополк туровский и Ярослав новгородский — почти одновремено восстали против отца в 1014 году. Заточив старшего, Святополка, под стражу, Владимир готовился к войне с Ярославом, когда внезапно заболел и скончался в загородной резиденции Берестове 15 июля 1015.
Похоронен в Десятинной церкви в Киеве; мраморные саркофаги Владимира и его жены стояли посредине храма. Десятинная церковь разрушена монголами в 1240 г. В XVII веке в Киеве были обнаружены старые саркофаги, принятые митрополитом Петром Могилой за погребения Владимира и Анны. Останки, извлечённые из этого захоронения, к настоящему времени также утрачены. Современные исследователи серьёзно сомневаются в том, что это действительно были раки Владимира и Анны Киевских.
Оценить: |
Автор: Никифорова Татьяна, 12 лет.
Заглянем в историю вместе
|
Комментарии (всего 0)
Чтобы оставлять комментарии Вам нужно зарегистрироваться.
регистрация
Для участия в конкурсе необходимо пройти регистрацию!
Если вы уже зарегистрированы, то можете войти на сайт здесь.
новости и объявления
Презентация новой книги, изданной по итогам Всероссийского детского творческого конкурса «Святые заступники Руси» в Совете Федерации подробнее 1 июня 2014 года в Москве в Зале Церковных Соборов Храма Христа Спасителя состоялся финал VII ежегодного Всероссийского детского творческого конкурса «Святые заступники Руси», посвященного 700-летию преподобного Сергия Радонежского подробнее 1 июня 2013 года в Москве в Храме Христа Спасителя прошел праздник, посвященный в нынешнем году 1025-летию Крещения Руси. подробнее Смотреть все новости