Номинация "Литературное творчество"
Князь Владимир - "Красное Солнышко" русских былин
В 2008 году Архиерейский Собор Русской Православной церкви обратился к президентам России, Украины и Белоруссии с предложением отмечать на государственном уровне День Крещения Руси. С этого времени Россия сделала 28 июля – день, когда отмечается память святого равноапостольного князя Владимира, государственным праздником. Именно этот русский князь более тысячи лет назад привёл в лоно Православной Церкви свой народ.
Год рождения князя Владимира точно неизвестен. Летописи свидетельствуют, что его отец Святослав родился в 942 году, а старший сын Вышеслав – около 977 года, из чего историки делают вывод, что сам князь родился примерно в 960 году. При князе Владимире Святославовиче началась чеканка первых на Руси монет – «златников» и «сребреников». Только на этих монетах сохранились прижизненные символические изображения князя Владимира – человека с небольшой бородой и длинными усами. По монетам известен и его княжеский знак – знаменитый трезубец.
Времена святого Владимира ознаменованы началом распространения грамотности на Руси и масштабным каменным строительством – были заложены города Владимир-на-Клязьме, Белгород, Переяславль и многие другие.
Едва ли найдется в великой русской истории имя более важное, чем имя святого равноапостольного Владимира, князя стольного Киев-града, крестителя Руси. Его подвиг никогда не будет забыт, ибо, принеся на русскую землю христианскую веру, он навсегда остался в памяти людей, как великий человек, изменивший их жизнь, их души до неузнаваемости.
Образ князя Владимира не раз встречается в былинах, мифах, народных сказаниях. Таковы, например, былины «Соловей Будимирович», «Как Илья Муромец поссорился с князем Владимиром», «Былина о Сухмане-Богатыре» и др. Народ, складывающий былины, был неоднозначно расположен к князю. Многие считали его героем, идеальным правителем, символом объединения русских земель под знаком креста. В сознании других же он сохранился в образе подлеца, который воплощает чуждую народу власть.
В мифопоэтических представлениях Владимир — князь, объединяющий вокруг себя всё лучшее и организующий защиту Киева и всей Руси от кочевников («татар») или чудовищных существ (Змея Горыныча, Тугарина, Идолища и т. п.). Он является символом централизованного государства и, соответственно, его хозяином, покровителем. Князь ставит богатырям немаловажные для защиты и обороны Киева и всей Руси задачи, управляет своими воинами. Он любит во всех опасностях пользоваться услугами богатырей, угощая их за это, но вместе с тем не желая рисковать собственною жизнью.
Имя Владимира сопровождается эпитетами "Красное Солнышко", "светлый", "пресветлый", "славный", "ласковый". Рассмотрим «Былину о князе Владимире», в которой сказывается о его женитьбе. Повествование начинается следующими словами:
Во стольном было городе во Киеве:
Жил-был славный Владимир князь.
С первых слов становится понятно то, что рассказчик благоприятно относится к крестителю Руси. Восславляя его духовное богатство, сказитель обращает внимание и на материальное:
Хоть я не была во городе во Киеве,
Но знаю все именье и богачество:
У этого у князя у Владимира
Стоят палаты красовитыя,
Стоят луга гряновитыя.
Таким образом, в данной былине князь описывается исключительно с положительной стороны: он добр, богат, славен, им гордится народ:
Все люди идут, да похваляются:
«Вот у нас есть солнышко Владимир князь,
Владимир князь стольно-Киевский:
Нет таковаго во всей Руси
И нет таковаго в каменной Москве».
Князь Владимир прославился своими знаменитыми пирами. На этот факт не могли не обратить внимания создатели былин. Практически каждое произведение начинается с восхищения богатыми застольями:
А во стольном во городе во Киеве,
Что у ласкова князя Владимира,
Начинался, заводился да почестный пир,
Заводился пир на веселе
На многие на князи да на бояра.
(«Илья Муромец и Калин Царь»)
Такие пиры, как правило, длились много дней и недель. На пирах восхваляли воинов за их победы в сражениях. Чтобы не голодали бедные, для них тоже накрывали столы прямо на улице, и каждый мог прийти поесть. А между пирами по приказу Владимира развозили пищу по городу на телегах и раздавали нищим и больным. Ничего не жалел князь для своей дружины. В то время пол-Европы ели руками, а князь Владимир приказал для своих дружинников выковать драгоценные ложки. Несомненно, князь отличался щедростью, уважением к своим воинам, ведь ему не была безразлична безопасность родного государства.
Однако в дальнейшем своем развитии образ Владимира приобретает совершенно иные черты. Обострение социальных противоречий привело к тому, что в образе Владимира все более стали развиваться отрицательные стороны. Он стал изображаться иронически, как в былине «Илья Муромец и Соловей-разбойник», его стали критиковать (например, в былине «Ссора Ильи Муромца с Владимиром»). Он стал представляться как самодур, который может наказать богатыря без его вины, как деспот, который может отнять жену у своего ловчего («Данила Ловчанин»), нарушить обычай и сватать жену Добрыни за Алешу («Алеша Попович и Добрыня Никитич»). Особенно стали осуждаться его бессилие и трусость. Он стал изображаться как данник Батыю, как князь, который готов отдать Киев Калину-царю (узнав, что к Киеву подступил с войсками Калин-царь, он начинает "ронять горючие слезы" и "утираться шелковым платком").
В. Г. Белинский отметил, что «Владимир не герой былин, он бездеятелен, а характер его неопределенен, он более имя, чем человек». Но такой отзыв критика может быть отнесен лишь к поздним вариантам былин, так как в ранних князь изображается в свете идеализации. На самом деле князь Владимир не был трусом – он сам принимал участие в военных походах (возможно, что некоторые подвиги богатырей в былинах - подвиги, которые когда-то приписывались самому Владимиру). Самодурство, неблагодарность к своим богатырям и другие отрицательные черты это частично вымысел, а частично то, что осталось в памяти о Владимире у его врагов.
Былины как фольклорные произведения избежали влияния государственной цензуры, и образ в них князя Владимира был сформирован только народным отношением к данному персонажу. Следуя за содержанием былин, важно отметить, что большинство сказителей относилось к нему с уважением, народ считал его святым заступником Руси. Хотя образ князя и не был центральным в большинстве произведений, он имел большое значение. Не зря же среди всех русских князей слагатели былин выбирали, как правило, в большинстве случаев именно великого равноапостольного Владимира – крестителя Руси и народного героя.
Для людей он навсегда остается «Красным Солнышком», ведь все неодобрительные отзывы о нём, несомненно, всего лишь домыслы. На самом же деле Владимир олицетворяет в народе нечто исключительно светлое, освещающее путь к развитию страны и миру в ней.
Оценить: |
Автор: Кузлякина Екатерина, .
Заглянем в историю вместе
|