Видео смотреть бесплатно

Смотреть вк видео

Официальный сайт printclick 24/7/365

Смотреть видео бесплатно

Номинация "Литературное творчество"

Расцвет Киевской Руси при Владимире Святославиче

 Конец X — середина XI вв. для Древнерусского государства – эпоха расцвета. В это время Киевская Русь достигла максимального экономического, политического и культурного уровня развития. Огромный вклад в укрепление государства в этот период внес Великий князь Владимир Святославич, на правление которого (980-1015 гг.) пришелся первый этап расцвета Древнерусского государства. 

      С 980 г. “нача,— читаем в летописи,— княжити Володимеръ въ Киевъ единъ”. Стоит заметить, что Владимир получил в управление Русское государство, когда оно находилось в весьма неблагоприятном состоянии, поскольку было ослаблено междоусобными войнами между сыновьями Святослава. К тому же, в этот период времени на русские границы, обращенные к степям, особенно усилились набеги печенегов. Без преувеличения можно сказать, что борьба с печенегами стала в X веке насущной потребностью Руси. Однако, несмотря на серьезную угрозу, нависшую над Русью, в государстве не было регулярной армии. А войско варяжских наемников, с помощью которых Владимир захватил киевский престол, не могло обеспечить достойную защиту. Более того, варяги вели себя дерзко и требовали от Владимира наложить в их пользу контрибуцию на киевлян: по две гривны с человека. Нерешенным оставался и вопрос о государственном устройстве Руси. Таким образом, в начале правления перед Владимиром Святославичем встал ряд серьезных задач: во-первых, усилить княжескую власть, во-вторых, избавиться от варягов-наемников, в-третьих, создать свое войско, в-четвертых, укрепить границы и в-пятых, решить вопрос с государственным устройством.
   Первым делом Владимир начал искать способ избавиться от варягов-наемников. Здесь проявилась его дипломатическая хитрость, мудрость и дальновидность. Он понял, что отправлять варягов домой опасно, ведь они могут разнести весть о том, что Князь Киевский не выполняет своих обещаний. И после этого вряд ли кто-то захочет иметь с ним дело. Поэтому Владимир честно рассказал варягам о своих проблемах, упомянул о войске, которое он с их помощью обучил из славян, кривичей, чуди и других племен. Затем поведал о прекрасной стране Греции, в которой, как известно с давних пор, все есть, причем все самое лучшее. Слова князя так раззадорили варягов, что они в один голос попросили: «Отпусти нас, княже, в Грецию, а мы тебе долги простим». Владимир развел руками и, скрывая улыбку, сказал: «Держать не буду».
  В целях повышения обороноспособности Владимир провел военную реформу, суть которой заключалась в том, что в дружину стали брать всех представителей племен; отбор в войска проходил по физическим качествам (благодаря чему появились богатыри), было создано народное ополчение – ВОИ, а также были укреплены границы со степью, ведь, как уже замечено, в X веке печенеги представляли для Руси постоянную опасность, что  подтверждает летопись: «бе бо рать беспреступна». Для защиты ее южных границ Владимир Святославич начал строительство городов-крепостей на Десне, Остре, Суде и Стугне. “И рече Володимеръ: “Се не добро, еже мало городовъ около Киева. И нача ставити городы по Деснъ, и по Востри, и по Трубежеви, и по Сулъ, и по Стугне. И поча нарубати мужъ лучшиъ отъ словень, и от кривичь, и от чюди, и от вятичь, и от сихъ насели грады: бъ бо рать отъ печенъгъ, и бъ воюяся с ними и одолея имъ”, — читаем в летописи. Этот рассказ свидетельствует о высоком уровне государственной организации Киевской Руси в Х в. Хочется отметить, что при Владимире была разработана очень эффективная система оповещения о приближении кочевников: если гарнизон одной из крепостей замечал печенегов, движущихся к границе, то на специальной башне зажигали факел, огонь которого был виден гарнизону другой крепости; там тоже зажигали факел и теперь уже на следующей крепости знали о приближении врага. Так, «по цепочке», оповещение об опасности передавалось всем крепостям. Подобные меры, выразившиеся в огромнейшем по размаху строительстве сложной и разветвленной системы оборонительных сооружений, и обеспечении их военными гарнизонами (набранными из всех восточнославянских земель), были под силу только стране с большим материальным и людским потенциалом. Кроме того, это говорит еще и о полководческом и организационном таланте Владимира Святославича.

    На протяжении первых пяти лет правления Владимир объединил все восточнославянские земли. В 981 г. он вернул западные русские земли, попавшие под власть Польши. В 984 г. покорил радимичей. Дважды Владимир ходил на вятичей: в 981 г., когда он их “победи и возложи на ня дань от плуга”, и в 982 г., после того как вятичи “заратишася”.

   В 993 г. произошел поход Владимира на хорватов, которым завершилось объединение восточнославянских земель в составе Киевской Руси. После этого установились мирные отношения Руси с соседними государствами. Летописец так характеризует внешнюю политику Владимира на Западе в конце Х в.: “И бъ живя сь князи окольными миромъ, съ Болеславомъ Лядьскым, и съ Стефаномъ Угрьскымь и съ Андрихомъ Чешьскымъ”.

   Во время княжения Владимира завершился длительный процесс формирования территории Древнерусского государства. Определились и закрепились границы Киевской Руси, которые в основном совпадали с этническими границами восточных славян. Это было самое большое государство в Европе, которое отличалось исключительной для времен средневековья этнической однородностью.

   Перед Древнерусским государством, объединившим все восточнославянские земли, стояли важные задачи политической консолидации. Среди мер, направленных на решение этих задач, важное значение имела административная реформа, которую начал осуществлять еще Святослав, а закончил Владимир Святославич. Смысл ее заключался в том, что земли и княжества, где правили зависимые от Владимира местные князья, передавались сыновьям Владимира. Реформа ликвидировала власть местных князей, связанных происхождением и интересами с их землями и далеких от интересов Киева, покончила с автономией земель.

   В результате реформы все наибольшие феодальные владения Руси и все высшие ступени феодальной иерархии оказались в руках одного княжеского рода. Согласно нормам феодального права все князья Киевской Руси как потомки великого киевского князя пользовались равными правами на наследство предка, что юридически делало их равноправными. Это обстоятельство сыграло большую роль в дальнейшей истории Киевской Руси. Оно поддерживало у князей идею общности и равной ответственности всех за судьбу страны, а это способствовало объединению сил князей в борьбе с внешними врагами.

  Конец Х и начало XI в.— особенно важный период в истории Киевской Руси. В это время активно проходили процессы консолидации древнерусской народности, укрепления феодального строя и государства.

   В системе мер, направленных на укрепление страны, большое значение имели религиозные реформы Владимира Святославича. Господствующий класс Киевской Руси и сам князь как глава государства понимали силу идейного влияния религии на людей и старались использовать ее в интересах феодального государства. Владимир был ярым язычником, поэтому приложил все усилия для укрепления языческого культа. Он предполагал сделать Киев религиозным центром всех восточных славян, создал в городе пантеон главных языческих богов. Ради интересов государства князь не гнушался никакими методами – из “Повести временных лет” мы узнаем даже о человеческих жертвах, которые приносились языческим богам в Киеве: “И привожаху сыны своя и дъщери, и жряху бъсомъ”.

Однако, несмотря на все старания Владимира, религиозные реформы желаемого результата не дали, ведь язычество во второй половине Х в. уже не отвечало уровню социального, политического и культурного развития страны. Именно тогда князь Владимир обратил свой взор к христианству - религии, в которой идея централизации, монотеизма является главенствующей. Под 986 г. летопись сообщает нам о «выборе вер» Замечу, что к этому делу Владимир подошел со всей основательностью, подробно рассматривая каждую религию и сопоставляя её особенности с особенностями русского народа. Так, например, ислам князь Владимир сразу отверг лишь потому, что религия эта предполагала строгое воздержание от свиного мяса и питья, заявив: «Руси есть веселие пить, не можем без того быть».

  В результате, свой выбор Киевский Князь остановил на христианстве по византийскому образцу, которое помогало Владимиру решить ряд задач, среди которых было оправдание социального неравенства и необходимость приобщения Руси к общеевропейским политическим реалиям, духовным и культурным ценностям.

  Принятие христианства на Руси автор “Повести временных лет” описывает как однократный административный акт киевского князя. После своего крещения Владимир в 988 г. велел уничтожить идолов, которых сам поставил. Перуна сбросили в Днепр, а киевлянам приказали идти к реке, где их и окрестили попы, прибывшие из Корсуня и Царьграда. Так, по сообщению летописи, произошло крещение населения и в других городах. На местах, где стояли идолы, Владимир приказал ставить христианские церкви. После крещения в Киеве была срублена Васильевская церковь в честь св. Василия — патрона Владимира Святославича. В 989 г. началось и через семь лет закончилось строительство каменной Десятинной церкви. На ее содержание Владимир выделил десятую часть дохода от своих владений, что определило ее название.

   Однако несмотря на все старания Владимира, новая религия в народе не могла распространиться сразу по приказу князя. Ее введение встречало сопротивление и требовало принудительных мер. Невероятно, чтобы все киевляне крестились в реке одновременно, как это описано в летописи. Такое коллективное крещение возможно, но только как демонстрация представителей высших слоев, как пример для населения. На то, что сначала христианство было принято в среде господствующего класса, а уже потом распространилось в народе, намекает и летопись, когда приводит ответ простого населения на призыв князя расстаться с язычеством: “Аще бы се не добро было, не бы сего князь и боляре прияли”.

   В Новгороде введение христианства вызвало народное восстание. Тогда посадник Добрыня и тысяцкий Путята силой заставили новгородцев креститься. “Путята крести мечем, а Добрыня огнем”. Не с радостью было встречено введение христианства и в Киеве, где, как пишет летописец, “плакахуся его навърнии людье, еще бо не бяху прияли святаго крещенья”.

   Христианство распространялось по стране медленно и полностью так и не вытеснило язычества. О том, как крепко язычество держалось в народном сознании, свидетельствует тот факт, что оно часто было идейным оружием в борьбе трудящихся против эксплуататоров. Много элементов старой религии восприняло и христианство, ставшее господствующей формой идеологии на Руси. Ее интересам служили письменность, литература, искусство. Принятие христианства способствовало широкому проникновению на Русь достижений передовой византийской культуры. Но это не означает, что культура Киевской Руси своим происхождением и развитием обязана только христианству. И до его введения на Руси существовала письменность, развивалась архитектура и искусство. Христианство способствовало расширению экономических и культурных связей Киевской Руси с европейскими странами, а также укреплению связей между отдельными ее землями. Вместе с тем новая религия была верной служительницей феодального государства; она освящала господство меньшинства и призывала трудовое население Руси к покорности и терпению. Довольно быстро древнерусская православная церковь сама стала крупным феодалом и приняла непосредственное участие в эксплуатации трудящихся.

  В завершение хотелось бы отметить еще одну особенность правления Владимира - многочисленные пиры, сопровождавшиеся щедрыми дарами и раздачами, о чем свидетельствует как  героический эпос, так и летопись Киевской Руси.

  Таким образом, за четверть века своего правления Владимир достиг огромных политических успехов, в значительной мере благодаря удивительной интуиции и гибкости. Он никогда не останавливался перед применением силы, но и не злоупотреблял ею, если видел другие способы достижения цели. Он точно знал, когда проявить жестокость, а когда - уступчивость. Ему удавалось ладить и с соседями, и с собственным народом, не давая при этом повода усомниться в своей силе. Он не пренебрегал советами духовных лиц и бояр, оказывал должное почтение дружине и умел произвести впечатление на подданных щедростью и хлебосольством. Церковь назвала его Святым, а народ - Красным Солнышком. Насколько Владимир до крещения был ярым язычником (обновление культа, человеческая жертва) и женолюбцем (пять жен, 800 наложниц), настолько после крещения он является образцом князя-христианина. Его щедрость сказывалась в богатейших пирах и обильной милостыни. После этого события Владимир совершил еще несколько походов, успешно отбивался от печенегов, строил против них города. Как христианин, он заботился о просвещении (ему приписывается основание первой школы) и о построении церквей, даровав одной из них десятину (996 г.). 


Оценить: 

Автор: Чурилова Юлия, .

Заглянем в историю вместе
Комментарии (всего 0)
Чтобы оставлять комментарии Вам нужно зарегистрироваться.

Смотреть онлайн бесплатно

Онлайн видео бесплатно