Видео смотреть бесплатно

Смотреть красивое видео

Официальный сайт fresher 24/7/365

Смотреть видео бесплатно

Номинация "Литературное творчество"

Какими были книги в IX веке

Какими были книги в IX веке

 

Молчат гробницы, мумии и кости –

Лишь слову жизнь дана:

Из древней тьмы, на мировом погосте,

Звучат лишь письмена.

И. Бунин.

 

В нашей семье все любят читать, поэтому очень часто мы собираемся вместе и читаем, а иногда – участвуем в конкурсах. Один из последних – областной конкурс "Семейный книжный талисман", где мы заняли II место. Мама и папа, вслед за дедушкой и бабушкой, собрали достаточно большую домашнюю библиотеку, в которой есть много интересных книг. Все они интересны по-разному: одни просто имеют увлекательный сюжет, другие – с дарственной надписью автора (известного или не очень), есть несколько очень старых книг, выпущенных ещё в начале 18 века! А у моей бабушки я видел древний молитвослов в деревянном окладе, отделанном металлическим орнаментом. Рассматривая его, мне захотелось узнать, какими были книги много лет назад, в IX веке, когда святые равноапостольные Кирилл и Мефодий создали славянскую азбуку?

Я просмотрел множество сайтов в интернете и книг в библиотеке и с большим удивлением обнаружил, что до IX века славяне не имели собственных букв, поэтому у них не было и письменности. Славянская письменность ведет свое начало с 863 года, когда братья Кирилл и Мефодий совершили поистине великое дело - создание славянской азбуки.

Невозможно представить себе современное общество без книг. Однако были времена, когда не только книг не было, но и писать люди не умели. Давайте попробуем вернуться на дюжину веков назад, в IX век, чтобы посмотреть, какими книжками пользовались тогда наши предки.

До того, как Кирилл и Мефодий изобрели для славян азбуку, славяне, чтобы отметить что-нибудь, использовали "черты и резы" - чёрточки и насечки на деревянных палочках-бирках. Однако к тому времени у многих народов уже существовали и письменность, и библиотеки.

К IX веку имелись достаточно неоднородные по составу, качеству, способу нанесения текста, материалу изготовления и стоимости книги.

В Китае в ходу были бамбуковые книги. Тонко выструганные пластинки бамбука скреплялись вместе металлическими скобами в виде раздвижной оконной шторы, на которой, так же как и на изобретенном позднее шелке, китайцы тушью рисовали свои иероглифы кисточками.

От древних египтян достались произведения литературы на более удобном писчем материале – папирусе, который делали из особым образом обработанных стеблей папируса, росшего в изобилии по берегам Нила. Отдельные листы склеивали в длинную полосу, свиток. На таких свитках, достигавших в длину до 1000 м, записывали религиозные тексты, сказки, поучения, легенды, летописи. Папирус – рыхлый материал, поэтому писать на нем можно было только с одной стороны: чернила, наносившиеся заостренной камышовой палочкой, проникали на всю глубину. Кроме того, папирус хрупок, поэтому сгибать его листы и сшивать их в тетради нельзя.

Некоторые тексты предназначались специально для погребений; многие из них сохранились до нашего времени. Писали египтяне и на льняных тканях. Такими тканями, в частности, обматывали мумий. Тексты иногда сопровождали рисунками.

Все тексты были рукописными. Единственное известное исключение – так называемый Фестский диск, найденный на Крите и изготовленный в XVII в. до н.э. Этот не прочитанный до сих пор текст был нанесен на сырую глину способом, похожим на механический: знаки были вырезаны на штампиках и оттиснуты на сырой глине.

Также у греков сохранились рукописи на пальмовых листьях, липовом лубе, льняных тканях и даже на свинцовых свитках. Однако главным материалом оставался папирус.

В Риме и Греции применяли также деревянные таблички, покрытые воском или оштукатуренные. Их широко использовали в школах. Старый текст на воске можно было затереть и написать новый. Если тексты были длинными и размещались на нескольких табличках, их связывали. Так получалась связка, которую называли кодексом. Она была похожа на знакомые нам книги, которые тоже называли кодексами, когда стали писать на пергаменте, который был изобретён во II веке до н.э. в городе Пергам в Малой Азии. Его делали из овечьих, телячьих, козьих и даже кошачьих кож. Материал был прочным, но очень дорогим, так как на изготовление одной книги могло пойти целое стадо. Поэтому его часто использовали несколько раз: переписчики, работавшие в монастырях, соскабливали старые записи и писали по очищенному месту новый текст. Таким образом, в Средние века погибло множество древних рукописей.

В это почти невозможно поверить, но современная методика позволяет прочесть с помощью специальной аппаратуры не только то, что было написано на пергаменте в последний раз, но и то, что когда-то соскоблили, и мы можем прочитать, казалось, навсегда потерянные книги древности. Листы можно было сгибать и сшивать. Писали на пергаменте уже с двух сторон и не только тростниковыми палочками, но и птичьими перьями. Сшитые листы образовывали кодекс.

Пергаментные книги делали очень тщательно и украшали. Листы окрашивали в пурпурный или черный цвет, буквы бывали серебряными или золотыми. Традиции изготовления пергаментных книг – кодексов были унаследованы позже Византией и средневековыми европейскими государствами.

Центрами книжной культуры средневековой Европы стали монастыри, где переписывались богослужебные книги, и знатоки древних текстов могли обнаружить ошибки переписчиков. Богослужебных книг требовалось немало. В мастерских по переписке книг (скрипториях) одни монахи наносили на пергаментные листы линии строк, другие писали аккуратным ровным почерком. Художники украшали рукописи орнаментами и миниатюрами. Переплеты делали из дерева и обтягивали кожей или тканью, иногда вставляли в них красивые кусочки металла и драгоценные камни. Книги были настоящими произведениями искусства. Материалом по-прежнему служил пергамент, иногда окрашенный в пурпурный цвет.

Книги были очень дорогими. В Испании однажды за сборник проповедей получили 200 овец, 3 бочки зерна и 3 куньи шкурки. За школьный учебник отдавали двух телят.

Такой замечательный материал, как бумага, в Европе IX века ещё не знали, однако, я с удивлением обнаружил, что китайцы к тому времени уже несколько веков не только применяли бумагу для изготовления своих книг, но и с V-VIII в. н.э. делали оттиски с надписей и изображений на камне. Четыре канонические книги Конфуция, которые назывались «Беседы и суждения», были очень популярны в древнем Китае.

Китайцы в IX веке уже научились печатать тексты по-настоящему, так, как они издавна печатали ткани. Прежде всего, подбирали ровную дощечку из упругого и мягкого грушевого дерева. Поверхность дощечки гладко выстругивали и покрывали рисовым отваром. Текст, который нужно было отпечатать, писали тушью на тонкой бумаге и, написав, сразу же прикладывали к дощечке. Рисовый отвар впитывал не успевшую еще высохнуть тушь, и на дощечке появлялась зеркальная копия надписи. После этого удаляли все места, на которых не было туши. Рельефные знаки смазывали краской и накладывали поверх чистый лист бумаги. Это уже был настоящий печатный процесс.

Полученные листы с оттисками склеивались с наружной стороны. Таким способом уже в IX столетии китайцы печатали как отдельные листки (газеты, амулеты, молитвы), так и книги.

Как я выяснил, к тому времени существовали книги и из другого, более доступного материала – бересты. Тонкий слой коры молодых деревьев выдерживался в кипятке, из нее нарезался лист, по эластичности не уступавший современной бумаге. Из него изготавливались книги-свитки и книги-кодексы.

Берестяные книги наибольшее распространение получили у народов Северной Индии. Для изготовления писчего материала кожица дерева сдиралась и пропитывалась специальным составом. Склеенные листы заворачивались в ткань для лучшей сохранности. Первые берестяные книги Индии датируются IX веком н. э.

Конечно же, отсутствие собственной письменности и литературы на родном языке затрудняло развитие культуры славян, отсутствие переводов Евангелия, других религиозных книг затрудняло богослужение и тормозило распространение христианства среди славянских народов.

В 863 году моравский князь Ростислав просил Византийского императора Михаила III направить к нему проповедников, владеющих славянским языком: "Земля наша крещена, но нет у нас учителя, который бы наставил и поучил нас, и объяснил святые книги. Ведь не знаем мы ни греческого языка, ни латинского; одни учат нас так, а другие иначе, от этого не знаем мы ни начертания букв, ни их значения. И пошлите нам учителей, которые бы могли рассказать о книжных словах и о смысле их".

"Учить без азбуки и без книг - это все равно, что писать беседу на воде", - отвечал Кирилл императору Михаилу, когда тот предложил ему отправиться с просветительской миссией к моравским христианам. Кирилл составил славянам азбуку и вместе с братом перевел первые тексты из Евангелия и Псалтири. Эти переводы отличались такой точностью, что мало отличались от оригиналов. Таким образом, 863 год в истории славянской культуры отмечен как год создания славянской азбуки, ознаменовавшей начало славянского просвещения и нового этапа развития всей славянской культуры.

Мне очень понравилось изучать историю книги, я увидел, какую по-настоящему великую роль для всех славянских народов сыграли святые братья Кирилл и Мефодий. Я знал, что наша азбука создана Кириллом и Мефодием, однако я и не подозревал, насколько огромен их вклад в развитие славянской письменности, культуры и православия. При подготовке моего сочинения я узнал много нового и даже неожиданного и глубоко благодарен организаторам этого конкурса за полученные мной новые знания и удовольствие от участия в конкурсе.

 

Оценить: 

Автор: Чугунов Сергей, 13 лет.
с. Кошки, Самарская область

Заглянем в историю вместе
Комментарии (всего 1)
Чтобы оставлять комментарии Вам нужно зарегистрироваться.
Екатерина Нувилева, 03.11.2011 07:49:35
Чувствуется, что проведена большая исследовательская работа. в ходе которой ребенок узнал много нового из истории письменности разных народов. Информация полезная и интересная.

Смотреть видео онлайн

Онлайн видео бесплатно