Online video hd

Смотреть hd видео

Официальный сайт aquaexpert 24/7/365

Смотреть видео бесплатно

Номинация "Литературное творчество"

Свободная тема. Памятники письменности Древней Руси

 Памятники письменности Древней Руси.

Слава Вам, братья, славян просветители,

Церкви Славянской Святые Отцы!

Слава Вам, правды Христовой учители,

Слава Вам, грамоты нашей творцы!

М. П. Розенгейм

Гимн Святым Кириллу и Мефодию,

просветителям славян

 

         И в языческие времена, и в первые столетия христианства основополагающим при формировании русской культуры было древнеславянское наследие.  Яркое и убедительное свидетельство силы и самобытности культуры древней Руси – её письменность, летописи, древние книги – это показатели высоты и жизнеспособности русской литературы, культуры и истории.

Само слово «культура» в переводе с латыни означает «обработка, возделывание». Рукотворное, созданное человеком – это разнообразный, безбрежный и бесконечно интересный мир для познания. Это всё, что придумано и произведено людьми – общественная мысль, просвещение, наука, литература и искусство. Наша русская культура уже давно заняла в мире достойное место. Это культура народа с открытой душой и большим сердцем. И я, и мы все делаем лишь первые шаги на пути к познанию национального художественного наследия, к приобщению к драгоценному достоянию России.

         От древних славян унаследованы первоосновы языка, богатая мифология, искусство ремесла. Благодатную почву на Руси нашли славянская письменность и книжность. Немало памятников письменности, произведений высокой словесности вошли в мировую духовную сокровищницу.

         Во времена язычества у славян была своя письменность, причем наряду с простейшими знаками-символами в виде рисунков («черт») и зарубок («рез») на коре или дощечках известны и так называемые «руськие писмены» (русские письмена) с буквенно-звуковой основой.

От нашего главного свидетеля первоначальной истории Руси — “Повести временных лет” — мы узнаем, что однажды славянские князья Ростислав, Святополк и Коцел отправили к византийскому царю Михаилу послов с такими словами:

“Земля наша крещена, но нет у нас учителя, который бы наставил и поучил нас, и объяснил святые книги. Ведь не знаем мы ни греческого языка, ни латинского; одни учат нас так, а другие иначе, от этого не знаем мы ни начертания букв, ни их значения. И пошлите нам учителей, которые бы могли нам рассказать о книжных словах и о смысле их”.

      Тогда вызвал к себе царь Михаил двух ученых братьев — Константина и Мефодия и “уговорил их царь, и послал их в славянскую землю к Ростиславу, Святополку и Коцелу. Когда же братья эти пришли, начали они составлять славянскую азбуку и перевели Апостол и Евангелие”.

      Совершилось это в 863 году. Отсюда и ведет свое начало славянская письменность. С составлением великими просветителями братьями Кириллом и Мефодием славянской азбуки русские стали пользоваться этим удобным алфавитом.

Есть версия, что до появления славянской азбуки Кирилла и Мефодия русичи писали рунами, или так называемой влесовицей - по имени языческого божества Велеса. Именно этими древнейшими русскими буквами написана так называемая «Велесова книга», составленная в конце IX века новгородскими волхвами. В ней рассказывалось о происхождении славян, их перемещениях, расселении. Наука оспаривает подлинность этого легендарного (и к тому же утраченного в годы Второй мировой войны) памятника древней письменности, но многие уверены в том, что он – драгоценный след нашей древней культуры.

         Великий Новгород – древний центр грамотности и письменности. Здесь зародилось книжное искусство Древней Руси, здесь ученые люди начали вести летописи: записывать события по годам, или по «летам».

Древнейший датированный памятник старославянской письменности русской редакции (1056-57) – Остромирово Евангелие. Назван по имени заказчика Остромира – верного человека великого князя киевского Изяслава Ярославовича. Пергаментная рукопись выполнена самым известным грамотеем в то время, дьяконом Григорием. Он обладал красивейшим почерком, в совершенстве владея искусством писать Уставом. На тонких листах пергамента – специально выделанной телячьей кожи – он воспроизвел евангельский текст с болгарского оригинала. С высокохудожественными миниатюрами, написана кириллицей; содержит недельные евангельские чтения. Ценнейший памятник по истории южнославянского и восточнославянского языков, древнеславянской письменности, русского искусства, образец искусства книги Киевской Руси.

Долгое время Остромирово Евангелие считалось самой древней датированной славянской книгой. Но в 2000 году археологической экспедицией академика В.Л. Янина в Великом Новгороде обнаружена сенсационная находка: деревянная книга-триптих (складень с тремя створками), появившаяся на свет в 1029 году, а значит, как минимум на 25 – 30 лет раньше, чем Остромирово Евангелие.

Что же представляет собой эта первая из известных рукописных книг славянского мира? На обложке изображены орнамент и крест. А «страницы», залитые воском, исписаны десятками строк. Тексты в ней – духовные, из Псалтыри. Книга служила и учебным пособием: на восковых «листах» ученики писали, потом стирали написанное, а поверх писали новое. Каждая дощечка имеет прямоугольное углубление (15 х 11.5 см), залитое воском; на средней дощечке такие углубления сделаны с двух сторон, это восковые страницы, так называемые церы. Орудием письма на церах (навощенные дощечки) служили "стилосы" - металлические или костяные стержни, заостренные для писания по воску на одном конце и снабженные плоской лопаточкой для стирания написанного, на другом. Написавший ее мастер, наверное был свидетелем крещения Руси в 988-990 гг. Скорее всего, он был в это время еще мальчиком. Можно представить себе даже, что он был из тех детей, которых сразу после крещения Руси отдали в книжное учение. Поразительно, как быстро из этого первого поколения грамотных русских людей смог выйти столь опытный книжный мастер.

Итак, Новгородская псалтырь (так её назвали ученые) - самый ранний памятник церковнославянского языка русского извода. Становится ясно, что даже Остромирово евангелие, которое традиционно рассматривается как отражение "младенческого" состояния русской письменности, в действительности отражает уже значительно продвинутый этап ее развития.

Памятником письменности Древней Руси XI—XV вв. являются также  берестяные грамоты, представляющие первостепенный интерес как источники по истории общества и повседневной жизни средневековых людей, а также по истории русского языка, оказались в очередной раз носителями древнейших особенностей русской письменности.

Культурно-историческое значение этих источников чрезвычайно велико. Памятники бытовой письменности позволили покончить с мифом о чуть ли не поголовной безграмотности в Древней Руси.

 Впервые берестяные грамоты были обнаружены в 1951 году во время археологических раскопок в Новгороде. Затем они были найдены (хотя и в несравненно меньшем количестве, чем в Новгороде) в Старой Руссе, Пскове, Смоленске, Твери, Торжке, Москве, Витебске, Мстиславле, Звенигороде Галицком (под Львовом). В настоящее время собрание текстов на бересте насчитывает свыше тысячи документов, и их число постоянно растет с каждой новой археологической экспедицией.

 В отличие от дорогого пергамена береста была самым демократичным и легкодоступным материалом письма в средневековье. Писали на ней острым металлическим, деревянным или костяным стержнем, или, как его называли в Древней Руси, писалом. На мягкой березовой коре буквы выдавливались или процарапывались. Лишь в редких случаях на бересте писали пером и чернилами. Старшие берестяные грамоты из числа обнаруженных ныне относятся к первой половине — середине XI века. Однако в Новгороде было найдено два костяных писала, которые датируются по археологическим данным временем до крещения Руси: одно — 953-957 годами, а другое — 972-989 годами.

 Как отмечает В. Л. Янин в книге «Я послал тебе бересту…», «берестяные грамоты были привычным элементом новгородского средневекового быта. Новгородцы постоянно читали и писали письма, рвали их и выбрасывали, как мы сейчас рвем и выбрасываем ненужные или использованные бумаги», «переписка служила новгородцам, занятым не в какой-то узкой, специфической сфере человеческой деятельности. Она не была профессиональным признаком. Она стала повседневным явлением».

Уцелели берестяные листы, на которых мальчик Онфим упражнялся в написании букв, складывал и вычитал цифры, рисовал. На рисунках Онфима изображены и смешные человечки, и он сам. Для меня лично ещё с начальной школы они представляли огромный интерес.

Изучение берестяных рукописей дало ценнейший материал по истории и культуре Древней Руси. В грамотах заключена самая разнообразная информация: как дом вести и содержать в порядке, как «деньгу» копить. Есть сведения и том, что ели и пили древние новгородцы. Оказывается, они были большими любителями пшенной каши и пива. Новгородские женщины весьма следили за собой, были модницами.

Из берестяных писем вырисовывается картина повседневной жизни новгородцев с их большими и малыми заботами, радостями и печалями.  

О судьбоносном значении церковнославянского языка и церковнославянской письменности для отечественной культуры писал в своем «Предисловии о пользе книг церковных в российском языке» М.В. Ломоносов: «Российский язык в полной силе, красоте и богатстве переменам и упадку не подвержен утвердится, коль долго Церковь Российская славословием Божиим на словенском языке украшаться будет».

С детства мы привыкаем к буквам нашего русского алфавита и редко задумываемся о том, когда и как возникла наша письменность. Начало письменности — особая веха в истории каждого народа, в истории его культуры. В глубине тысячелетий и столетий обычно теряются имена создателей письменности того или иного народа или языковой семьи. Но у славянской письменности совершенно удивительное происхождение. Благодаря целому ряду исторических свидетельств нам известно о начале славянской письменности и о ее создателях — святых Кирилле и Мефодии.

 

Выполнил:

Дёмышев Тимофей, ученик 7 «Б» класса

МОУ Лицей № 165 имени 65-летия «ГАЗ»,

г. Нижний Новгород


Оценить: 

Автор: Дёмышев Тимофей, 13 лет.
Нижний Новгород

Заглянем в историю вместе
Комментарии (всего 2)
Чтобы оставлять комментарии Вам нужно зарегистрироваться.
Ольга Демышева, 12.11.2011 17:10:21
Работа хорошая, познавательная. Читать её интересно, т.к. материал изложен доступно и грамотно. smile;)
Ирина Денисова, 09.11.2011 17:56:25
Работа мне понравилась. Я узнала из неё новую информацию о первых книгах нашей словесности. Изложена доступно и интересно. smile:)

Смотреть видео онлайн

Онлайн видео бесплатно


Смотреть русское с разговорами видео

Online video HD

Видео скачать на телефон

Русские фильмы бесплатно

Full HD video online

Смотреть видео онлайн

Смотреть HD видео бесплатно

School смотреть онлайн