Online video hd

Смотреть мамки видео

Официальный сайт toppromotion 24/7/365

Смотреть видео бесплатно

Номинация "Литературное творчество"

Путешествие в древнерусскую школу

                                                                                                                                                                                                    Путешествие в древнерусскую школу

(свободная тема)

         Меня зовут Кристина. Я живу в детском доме города Прокопьевска. В нашем доме сложилось много хороших и добрых традиций: празднуем «День именинника», участвуем в городских и региональных конкурсах и фестивалях,  «Неделе добра», отмечаем календарные праздники. Уже несколько лет у нас в доме отмечается праздник славянской письменности. В этот день мы вспоминаем о жизни и деяниях равноапостольных братьев Кирилле и Мефодии, устраиваем конкурсы «На лучшего знатока русской словесности», пишем сочинения на данную тему. А в этом году был поставлен спектакль «Путешествие в древнерусскую школу», где я сыграла одну из главных ролей.

         К спектаклю все наши «артисты» готовились основательно: учили сценарий, шили костюмы, изготавливали декорации и реквизит. Нам пришлось изучить много литературы о том, какой была школа в далеком прошлом, как учились наши предки, для того, чтобы передать зрителям атмосферу древнерусской школы.

        Итак, какой же  была школа в Древней Руси, как же учились наши сверстники несколько столетий назад?

         Появление первых школ на Руси связано с именем князя Владимира Красное Солнышко. Именно князь Владимир отдает приказ собирать детей  и их обучать школьной грамоте. Начало школьного дела напрямую связано с распространением христианства на Руси, так как процесс образования и воспитания в духе православия мыслилось начинать с детских лет, чтобы с раннего возраста русичи постигали мудрость из Святого Писания. «...Грамоте учитися, книгам учитися, азбукам и всякому написанному святых книг слову» (фрагмент древнерусского источника).

         Дети начинали ходить в школу с семи лет, но только мальчики, а девочек в это время начинали обучать шить, вышивать, ткать, прясть. По давно заведенному обычаю детей  отдавали учиться грамоте на «Пророка Наума». Этого святого православная церковь чествует 14 декабря. Зовут его в народе Наум-грамотник. Значит, в те времена дети шли в школу 14 декабря, а не 1 сентября, как сейчас. Учение в школах продолжалось от двух до пяти месяцев. Занятия шли только до Великого праздника Пасхи.

         Школа для детей обычно находилась при церкви. На урок собирал колокол, позднее колокольчик, а теперь звонок. Изнутри класс похож на обыкновенную русскую избу. Здесь вдоль стен расположены лавки, а в центре большой деревянный стол, за которым сидят ученики и их строгий учитель. В углу — русская печь, рядом с ней рукомойник. На самом видном месте, на стене, висят розги — гроза нерадивых учеников. А грамоте детей обучали церковнослужители – священники или дьяконы.

         Учитель разрешал ребятам садиться на лавку только после того, как они поклонятся три раза перед иконой и один раз в ноги учителю. Лавка обычно находилась у окна, чтобы было больше света. Когда все рассаживались, учитель начинал урок: «Чада мои неразумные, соберите разум сердца своего и внимайте словам моим. Прострите сердечный сосуд свой да накаплются туда словеса книжные. Не должно книгу читать скоро, а трижды воротиться следует. Не следует только устами книгу говорить, но сокрыть в сердце истину книжную. Осуждайте ненаучающихся, какие только ногами дрыгают да словеса глаголют».

         Учебный день продолжался долго. Занятия начинались с семи утра и продолжались до самого вечера. В полдень ребят отпускали домой перекусить. Затем дети снова приступали к занятиям. Чтобы обучение шло успешнее, родители учеников старались по мере возможности щедро одаривать учителя. Они регулярно приносили в школу крупу, муку, сало, солому, дрова. Каждый четверг родители приносили какую-нибудь живность и готовую еду – блины, блики, лепешки, яйца, куличи. Особенно популярна была каша. Именно с тех времен одноклассников стали называть «однокашниками». Говорили: «Сколько же нам пришлось каши вместе съесть!»

         Как и мы, наши предки сначала изучали азбуку. Буквы в древнерусском алфавите связаны между собой по смыслу, например, «Аз» — я, «Буки» — буквы, «Веди» — ведаю, знаю... и т.д.  Для облегчения запоминания алфавит учили хором, нараспев. Когда дети уже знали алфавит, их учили читать: «Аз-Буки — АБ, Буки-Аз — БА» и т.д. Главными школьными предметами были Часослов, псалтырь, письмо, церковно-славянская азбука.

         Так от темна до темна шли занятия в древнерусской школе. Тогда не было отдельных уроков, как у нас. Каждый ученик получал от учителя персональное задание, в зависимости от того, что он уже успел изучить. Один зубрит азбуку, другой пытается складывать из букв слоги, третий вслух читает слова… А кто-то из более старших учеников при этом ухитряется учить по книге псалмы и молитвы! Шум стоит невообразимый! Недаром пословицу сложили: «Азбуку учат – на всю избу кричат».

         Домашних заданий в древние времена не задавали. Всё должны были заучить на уроке. Заученное произносили хором и повторяли несколько раз. Кто начинал озорничать, того ждали горох или розги. Тяжелым наказанием для баловников считалось стоять на горохе часами. Но больше всего они боялись розг. Считалось, что без этого освоение грамоты невозможно. Так и говорили: «Розга совсем здоровью не вредит. Розга детям разум в голову вгоняет». Для нерадивых учеников сложили такую пословицу: «Фита, ижица – плётка ближится».

         По окончании определенного класса ученик приходил в школу с родителями и приносил горшочек пшеничной каши. Поверх горшка клали деньги. В особом платке приносили белый хлеб и угощение. Ученикам давали съесть только кашу, после чего пустой горшок разбивали во дворе и в этот день не учились.

         Ох, и нелегко же давалась грамота нашим предкам! А нашему поколению есть чему у них поучиться. Это, во-первых,  аккуратности и внимательности, ведь им приходилось писать чернилами, капли которых при письме могли капнуть и испортить весь текст. Во-вторых, терпению и выносливости, так как раньше занятия в школе проходили с утра до вечера. В -  третьих,  трудолюбию, ведь наши далёкие сверстники трудились также от зари до зари наравне с родителями. А самое главное, послушанию и уважительному отношению к взрослым и к своей Родине.

        

В старину учились дети –

Их учил церковный дьяк, -

Приходили на рассвете

И твердили буквы так:

А да Б как Аз да Буки,

В – как Веди, Г – Глагол.

А учитель для науки

По субботам их порол.

Трудно грамота давалась

Нашим предкам в старину.

Дьяк с указкою в руке,

Нараспев читал им книжки

На славянском языке.

 


Оценить: 

Автор: Портнова Кристина, 11 лет.
Кемеровская область, город Прокопьевск, Квартал Северный 1, МОУ "Детский Дом №6"

Заглянем в историю вместе
Комментарии (всего 1)
Чтобы оставлять комментарии Вам нужно зарегистрироваться.
Лариса Грицай, 19.10.2011 21:00:36
Кристина, ты умничка!!!

Смотреть видео онлайн

Онлайн видео бесплатно