Online video hd

Смотреть зрелые видео

Официальный сайт mkad14 24/7/365

Смотреть видео бесплатно

Номинация "Литературное творчество"

Древнейшие русские рукописные книги.

  Остромирово Евангелие – древнейшая книга, написанная кириллицей.
  Это замечательный образец письменного искусства наших предков, величайшее сокровище, «как в смысле древности, так и в смысле внешней красоты памятника… Никому из славян, кроме нас, русских, — пишет Н. П. Полевой, — не выпало на долю счастье сохранить подобный памятник от своей рукописной старины.
 
Оно написано в 1056 — 1057 годах на пергамене, содержит 294 листа красивого уставного письма в два столбца, 3 красочные миниатюры, яркие заставки и многочисленные разнообразные инициалы.
 
Сведения о происхождении Остромирова Евангелия содержатся в самой этой книге и подтверждаются историческими источниками: переписчиком его был дьякон Григорий, а заказчиком – новгородский посадник Остромир. Отсюда и происходит название Евангелия – Остромирово.
  Евангелие было найдено Яковом Александровичем Дружининым в покоях императрицы Екатерины II после ее кончины и подарено им в 1806 году императору Александру I.
 
Государь распорядился передать книгу в Императорскую библиотеку (ныне Российская Национальная библиотека имени М. Е. Салтыкова-Щедрина в Санкт-Петербурге), где она хранится и теперь под особым надзором сотрудников.
 
Изборник Святослава - вторая по древности (после Остромирова Евангелия) дошедшая до нас датированная рукопись (1073 г.) - Изборник, принадлежавший киевскому князю Святославу Изяславичу.
 
Изборник носит энциклопедический характер. Он содержит выдержки из Священного Писания и творений святых отцов церкви, философские и естественнонаучные тексты.
 
Рукопись написана уставом на пергаменте, над ней трудилось двое писцов.
 
Изборник был найден в 1817 году в Воскресенском Ново-Иерусалимском монастыре. Сейчас он хранится в Государственном историческом музее в Москве.
 
Апостол толковый - книга, включающая в себя Деяния апостолов, семь соборных посланий и четырнадцать посланий апостола Павла.
Спасское Евангелие
- выдающийся памятник книжного искусства XIII века. Сведения о месте создания рукописи отсутствуют. Свое название Спасское Евангелие получило в XIX веке по месту его хранения в Ярославском Спасо-Преображенском монастыре. Книга богато украшена миниатюрами и буквицами.
 
Федоровское Евангелие - рукопись была создана в 1321–1327 годах в память о ярославском князе Федоре Ростиславиче Черном.
 
При подготовке книги создателями особо важное значение придавалось его оформлению. Рукопись богато украшена миниатюрами, заставками и буквицами.
 
В его оформлении широко использовалось золочение, весьма редко встречающееся в древнерусских пергаментных рукописях. Золотом написаны заголовки и заглавные буквы Федоровского Евангелия.
 
Следы от несохранившегося до настоящего времени золотого или серебряного оклада свидетельствуют о том, что Евангелие было напрестольным (в Древней Руси окладывались только роскошные напрестольные Евангелия).
 
В настоящее время рукопись хранится в Ярославле.
 
Сийское Евангелие  — древнейшая из дошедших до нас московских рукописей. Оно было написано в начале 1340 года по личному заказу великого князя Ивана Калиты. Лучшие московские мастера украсили Евангелие миниатюрами и заставками.
 
Название Евангелия происходит от Антониево-Сийского монастыря, где эта книга была найдена.
 
Заставка, открывающая текст Сийского Евангелия, выполнена красной краской - киноварью — на светло-зеленом фоне в виде сложного плетения. Фон заставки залит зеленой краской, которую в таких случаях предпочитали московские рисовальщики (в отличие от новгородцев, отдававших предпочтение синему фону).
 
В древнерусских евангельских книгах, написанных до XV века, нет миниатюр, которые бы сопровождали соответствующие части текста Евангелий. Поэтому миниатюры Сийского Евангелия занимают исключительное место в истории рукописной книги Древней Руси.
 
Украшая эту рукопись, художники явно следовали особому пожеланию Ивана Калиты.
 
Евангелие Хитрово  — рукописное Евангелие конца XIV века. Получило название от своего владельца — боярина Богдана Хитрово, который получил рукопись в дар от царя Фёдора Алексеевича.
 
Рукопись была украшена драгоценным окладом и передана им в дар Троице-Сергиевой лавре, где оно хранилась в алтаре до 1920 года. В настоящее время Евангелие Хитрово находится в собрании Российской государственной библиотеки.
 
Евангелие имеет богатый декор (заставки, инициалы, миниатюры и символы евангелистов). Происхождение рукописи относят к московской школе Феофана Грека, а авторство ряда миниатюр приписывают его ученику — Андрею Рублёву. В 1997 году ЮНЕСКО внесло Евангелие Хитрово в международный реестр «Память мира».
 
Евангелие украшено миниатюрами с изображением евангелистов и их символов (изображение на отдельных листах символов евангелистов является первым примером в русской книжной миниатюре). В миниатюрах Евангелия Хитрово смешаны три живописных стиля: нововизантийский, балканский и тератологический.
 
Евангелие 1393 года - рукопись украшена заставками и многочисленными буквицами. Все они выдержаны в едином стиле. Это характерные для XIV века сложные зооморфные композиции, состоящие из фигурок зверей, причудливо оплетенных ремнями.
 
Фон буквиц и заставок залит синей краской, и это отличает Евангелие 1393 года от московских рукописей середины XIV века, в которых предпочтение отдавалось зеленому фону. Синий фон был популярен среди новгородских художников. Возможно, в конце века московские мастера сознательно ориентировались на Новгород.
 
Евангелие 1393 год мало чем отличается от более ранних рукописей. В нем отсутствуют новшества. После разорения 1382 года для изготовления новых рукописей использовались уцелевшие образцы первой половины и середины века. В начале 90-х годов XIV века Москва еще не знала великолепных лицевых и орнаментированных рукописей типа Евангелия Кошки.
 
Евангелие Кошки - заказчик рукописи, по имени которого она известна историкам искусства, — известный по источникам рубежа XIV — XV веков  дипломат боярин Федор Андреевич Кошка. Сын Федора Кошки, Федор Федорович Голтяй, впоследствии передал это Евангелие в качестве вклада в Троицкий монастырь в 1428 году, где оно хранилось в ризнице.
 
В 1920 году рукопись передана в Библиотеку Государственного Румянцевского музея в Москве, а сейчас находится в Российской Государственной библиотеке.
 
В Евангелии Кошки нет миниатюр, но оно украшено заставками и замечательными буквицами, поражающими богатством фантазии и мастерством их исполнения. В них с непревзойденным мастерством воплощен целый фантастический мир.
 
Успенское Евангелие - это «двойник» Евангелия Хитрово. Обе рукописи украшены восемью миниатюрами: четыре из них изображают символы евангелистов и четыре — самих евангелистов.
 
Эта рукопись известна также как «Морозовское Евангелие», по имени ее владельца в XVII веке, боярина Б.И.Морозова. Долгое время считалось, что именно он передал Евангелие в качестве вклада в Успенский собор. Новейшие исследования показали, что рукопись эта была заказана специально для Успенского собора и хранилась там еще в начале XVII века и, вероятно, находилась там с начала XV века.
 
Геннадиевская Библия - для каждого народа создание полного Библейского кодекса на родном языке – важная веха в истории культуры. Для России этой вехой стал 1499 год. Именно в тот год в Великом Новгороде была успешно завершена огромная работа по составлению первого на Руси полного рукописного свода всех библейских текстов на славянском языке, то есть первой полной славянской Библии.
 
Эта работа проводилась по инициативе архиепископа Новгородского Геннадия. Поэтому в науке книга получила название Геннадиевская Библия.
 
Геннадиевская Библия — высочайший образец книжного искусства своего времени. Она написана на высококачественной бумаге, имеет 1002 листа, размер которых – 33 на 23, 5 см.
 
Этот выдающийся памятник духовного просвещения средневековой России хранится в Москве, в Государственном Историческом музее.
 
Лаврентьевская летопись - рукопись «Повести временных лет» — древнейшего летописного свода — начертанная рукой самого Нестора-летописца, к сожалению, не сохранилась. Сохранились только 118 листов в Новгородской летописи XIII века. Впоследствии летопись Нестора многократно переписывалась и распространялась по другим городам Руси. Наконец, в 1377 году по заказу великого князя Суздальского Димитрия монах по имени Лаврентий переписал летописный свод 1305 года. Именно эта летопись сохранилась до наших дней.
 
До начала XVIII столетия рукопись принадлежала Владимирскому Рождественскому монастырю. Затем она была привезена в Санкт-Петербург и там в 1792 году приобретена собирателем древних рукописных книг Алексеем Ивановичем Мусиным-Пушкиным, который подарил ее императору Александру I. В наши дни Лаврентьевская летопись хранится в специальном стеклянном ковчеге в Российской Национальной библиотеке имени М. Е. Салтыкова-Щедрина в Санкт-Петербурге.
 
Лицевой летописный свод - самое крупное летописное произведение средневековой Руси XVI века. До нас дошли 10 томов свода. Первые три тома посвящены всемирной истории. В семи последующих томах изложена русская история, начиная с 1114 по 1567 г. Том, содержащий начальную русскую историю, не сохранился.
 
Лицевой летописный свод создавался по заказу царя Ивана IV Грозного в период с 1568 по 1576 год. Над его созданием трудился целый штат царских книгописцев и художников.
 
Почти каждая страница свода украшена миниатюрами - в книгах более 16000 миниатюр, свидетельствующими о высоком уровне искусства древнерусской книжной иллюстрации.
 
Книжные миниатюры свода являются также ценными историческими источниками, донесшими до нашего времени сведения о природе, материальном производстве, культуре и быте Древней Руси и соседних народов. 

 

 


Оценить: 

Автор: , .

Заглянем в историю вместе
Комментарии (всего 1)
Чтобы оставлять комментарии Вам нужно зарегистрироваться.
Людмила Дорохина, 26.05.2011 08:01:39
Молодец!

В хорошем качестве hd видео

Онлайн видео бесплатно