Номинация "Литературное творчество"
Путешествия Кирилла и Мефодия
Кирилл и Мефодий - братья, славянские первоучители и апостолы, святые не только православной, но и римско-католической церкви. Кирилл родился в 826г., Мефодий 820 г., в Македонии в городе Солунь, греки, дети Льва Друнгария, одного из помощников при Солунском стратеге военном генерал-губернаторе, с детства знавшие славянский язык. Ум Льва Друнгария и прилежание были широко известны: в 14 лет он приглашается ко двору малолетнего тогда императора Мифодий. Там одним из его учителей становится знаменитым Фотием. Как человек больших знаний, Кирилл был назначен библиотекарем патриаршей библиотеки. Но, вероятно, даже эта работа мешала его ученым занятиям Он покинул патриаршую библиотеку и на полгода скрылся в каком-то уединенном монастыре. По возвращении он становится преподавателем философии, получает возможность Константин неоднократно был посланником Византии; он направлялся с религиозными миссиями к соседним народам для убеждения их в истинности византийского христианства. Во время одной из этих миссий, по пути к хазарам, в Херсонес, он находит Евангелие и Псалтырь книги человека язык которого не могли понять многие люди. Он быстро научился читать эти книги. Он изучает также древнееврейский, самарянский языки. Свое знание древнееврейской, в частности самарянской письменности Кирилл обнаружил вскоре после возвращения от хазар: он прочитал в Константинополе загадочную самарянскую надпись на одной древней чаше. Они имели, большие связи в столице и могли рассчитывать на светскую карьеру; но Мефодий ушел с должности правителя одной славянской области в монастырь Олимп. А Кирилл, имевший доступ ко двору императрицы Феодоры, после отказа от выгодной женитьбы, принял сан священника, а после тайного ухода в монастырь стал преподавать философию в Магнаврской академии. После этого его прозвали Кирилл- философ. Близость с Фотием сказалась в борьбе Кирилла с иконоборцами; он участвовал в посольстве Фотия к арабам Багдадского халифата, по случаю обмена пленных, причем явился превосходным полемистом с мусульманскими учеными богословами. Когда в 858 г. Фотий сделался патриархом, Кирилл, по его почину, стал во главе миссии к хазарам, куда отправился и Мефодий. Кирилл и Мефодий родились в Македонии в городе СолуниКогда в 858 г. Фотий сделался патриархом, Кирилл, вероятно, по его почину, стал во главе миссии к хазарам, куда отправился и Мефодий. На пути, во время остановки в Херсонесе Таврическом, Кирилл открыл останки Климента, папы римского (I - II века), умершего, как думали тогда, здесь в ссылке, и часть их увез потом в Константинополь. Написанные Кириллом по этому поводу три греческих сочинения - История, Похвальное Слово и Гимн - не сохранились: компиляция из них в плохом церковно-славянском переводе дошла до нас .Путешествие братьев в глубь Хазарии было заполнено богословскими диспутами Кирилла с магометанами и евреями. Мефодий удалился в монастырь Полихроний , Кирилл в тиши своего убежища при одной из константинопольских церквей был занят, вероятно, завершением работ, стоявших в связи с его не новыми уже планами обращения славян-язычников, многочисленных на Балканском полуострове. Он составил для славянского языка особую азбуку, так называемую "глаголицу" и начал перевод Священного писания на древнеболгарский язык. Осведомленность о существовании богослужения на народном языке у народов Востока внушила Кириллу мысль о применении в богослужении и славянского языка. По почину ли моравского князя Ростислава, искавшего славянских проповедников, по почину ли Византии, по собственной ли инициативе, но при поддержке и светской и духовной византийской власти, Кирилл и Мефодий в 863 г. отправились в Моравию. Здесь они прожили более трёх лет. Братья решили возвратиться на родину и - для закрепления в Моравии своего дела - взять с собой некоторых из учеников -мораван для посвящения в иерархические чины. На пути, который лежал через Болгарию, братья на несколько месяцев задержались в Блатенском, или Паннонском, княжестве Коцела, где, несмотря на его церковную и политическую зависимость, делали то же, что и в Моравии. Задержка у Коцела, а потом пребывание в Венеции объясняются, вероятно, неожиданным закрытием пути через Болгарию, которая в конце 866 г. Удалила свою греко-византийскую иерархию и призвала новую латинскую из Рима. В Венеции, среди споров с латинским духовенством из-за "трехъязычной ереси", с точки зрения которой были допустимы для богослужения только языки греческий, латинский и еврейский, братья в конце 867 г. получили из Константинополя весть об убийстве императора Михаила и о низведении Фотия, проклятого ранее папой Николаем I. Смирение новых византийских властей перед Римом и возможные опасности от них дома побудили братьев направиться в Рим, куда призывал их, кажется, и сам папа. Прибыв в Рим в начале 868 г., Кирилл и Мефодий нашли здесь нового папу, Андриана II. Рим торжественно встретил братьев и принесенную ими святыню, часть останков папы Климента. Андриан II одобрил не только славянский перевод Священного Писания, но и славянское богослужение, освятив принесенные братьями славянские книги, разрешив совершить славянам службы в ряде римских церквей, посвятить Мефодия и трех учеников его в священники. Также благосклонно отнеслись к братьям и их делу и влиятельные прелаты Рима. Тем не менее, проживая в Риме более года, братья испытали в Риме много нравственных страданий: видели унизительное поведение послов из Византии, позоривших честь Фотия, узнали ужасные, преступные нравы руководящих людей Рима. Слабый здоровьем Кирилл заболел и, приняв монашество, скончался 14 февраля 869 года, перед смертью взяв с Мефодия обещание продолжать начатое в Моравии дело. Вопреки желанию Кирилла и завещанию матери, Мефодий вынужден был отказаться от намерения отвезти прах брата на родину и согласился на погребение его в базилике святого Климента. В половине 869 г. Андриан II, по просьбе славянских князей. Отправил Мефодия к Ростиславу, его племяннику Святополку и Коцелу, а в конце 869 г., при возвращении Мефодия в Рим, возвел его в звание архиепископа Паннонии, разрешив для его церкви богослужение на славянском языке, с тем ограничением, что Евангелие и Апостол должны читаться сначала по-латыни, а потом по-славянски. В связи с пленением франками Ростислава Моравского и восстановлением в Моравии власти баварских епископов, Мефодий, поселившийся у Коцела, был вызван на суд зальцбургского архиепископа Адальвина и его суффраганов, обвинен в нарушении их иерархических прав на Паннонию и Моравию и приговорен к тюремному заключению. Он пробыл в тюрьме, при самых ужасных условиях, до 873 года, когда новый папа Иоанн VIII, желая поддержать папский авторитет и считаясь с освобождением Моравия под властью Святополка, заставил баварский епископат освободить Мефодия и возвратить его в Моравию. Мефодию, в то же время, воспрещено было славянское богослужение до разбора дела папой. За смертью главных противников Мефодия этот разбор вовсе не состоялся. Время с 873 по 879 г. - самое спокойное в жизни Мефодия. Он продолжал дело церковного устройства Моравии. В связи с политическими успехами Святополка расширялась и славянская церковь Мефодия: вероятно, крещены были им чешский князь Боривой и польский князь "в Вислех". Нравственно-строгий Мефодий боролся с распущенностью князя и вельмож, возбуждая этим их недовольство. Немецко-латинское духовенство неохотно подчинялось Мефодию, обвиняя его в совершении, вопреки папскому запрету, славянского богослужения, в отступлении от римского правоверия, в неуважении к князю. В 879 г. Святополк отправил в Рим посла, с просьбой к папе высказаться о Мефодии и спорных вопросах; Иоанн VIII ответил буллами Святополку и Мефодию, успокаивая первого и выражая свое удивление, по поводу слухов о нем, второму, подтверждая воспрещение ему славянского богослужения и вызывая его к ответу в Рим. В 880 г., в новой булле Святополку, Иоанн VIII подтвердил правоверие явившегося в Рим Мефодия и, вместе с тем, разрешил славянское богослужение, с той же оговоркой, что и в разрешении Андриана II. По-видимому, папа считался с опасностью поддержки Мефодия Византией, где был восстановлен на патриаршем престоле Фотий, признанный теперь и Римом, нуждавшимся в помощи Византии против арабов и немецких Каролингов. Значение победы Мефодия было ослаблено двумя мероприятиями папы: разрешением совершать для князя и вельмож, по их желанию, латинское богослужение, и посвящением во епископа, помощника Мефодия, немца-латиника Вихинга, главного противника Мефодия и его дела. Вихинг стал распространять слухи об осуждении Мефодия и был разоблачен перед народом лишь путем ознакомления - на собрании - с буллой папы, что, впрочем, не остановило Вихинга в его противодействии Мефодию. Мефодий в 881 г. обратился к папе с жалобой и получил буллу, обещавшую разобрать спор его с Вихингом. Но, по-видимому, Мефодий уже мало верил в искренность Иоанна VIII и решил опереться на родную Византию: в 881 - 2 годах он совершил через Болгарию путешествие в Константинополь. Император Василий I и патриарх Фотий исполнили его желания, и он оставил им священника и диакона, вместе со славянскими книгами. Возвратившись в Моравию, Мефодий в 883 г. занялся переводом на славянский язык полного текста канонических книг Священного Писания, тогда же он перевел Номоканон и Патерик. Борьба Мефодия с Вихингом не прекращалась, не исчезла и натянутость отношений к нему Святополка. Незадолго перед смертью Мефодий отлучил Вихинга от церкви. Вихинг отправился с жалобой на него в Рим, где правил папа Стефан V. Мефодий скончался 6 апреля 885года. После смерти Мефодия противники славянского богослужения в Моравии активизировались, а само богослужение, державшееся на авторитете Мефодия, сначала притесняется, а затем полностью затухает. После смерти в том же 885 году папы Иоанна VIII на престол вступил папа Стефан V – открытый противник славянского богослужения. На учеников Мефодия начинаются гонения, о которых сообщают жития Климента Охридского и Наума Охридского. Славянское богослужение в Моравии и Паннонии запрещено. Часть учеников бежало на юг, часть была продана в Венеции в рабство, часть убита. Ближайших учеников Мефодия Горазда, Климента, Наума, Ангеллария и Лаврентия, заточив в железо, держали в темнице, а затем изгнали из страны. Сочинения и переводы Константина и Мефодия были уничтожены. Именно этим объясняется то, что до наших дней не сохранилось их произведений, хотя сведений об их творчестве достаточно много. В 890 году папа Стефан VI предал славянские книги и славянское богослужение анафеме, окончательно запретив его.
Дело, начатое Кириллом и Мефодием, было все-таки продолжено его учениками. Климент, Наум и Ангелларий поселились в Болгарии и явились основоположниками болгарской литературы. Православный князь Борис-Михаил, друг Мефодия, оказал поддержку его ученикам. Новый центр славянской письменности возникает в Охриде. Охридская школа книжности глаголическая. До наших дней дошло значительное количество переводов и оригинальных произведений, созданных Климентом, Наумом, Ангеларием и другими деятелями в охридской школе. Однако Болгария находится под сильным культурным влиянием Византии, и один из учеников Константина создает письменность, подобную греческому письму. Происходит это в конце IX – начале Х века, во время правления царя Симеона. Новая система письма появляется в Преславе, куда переместилась столица Первого Болгарского царства. Именно эта система получает название кириллицы в память о человеке, который впервые предпринял попытку создания азбуки, пригодной для записи славянской речи. В Болгарии сложились более удобные, чем в Моравии и Паннонии, условия для развития славянского письма. На протяжении X –XI веков кириллица распространяется на территории Сербии и Киевской Руси, глаголица же, не получив поддержки в западнославянских землях, постепенно забывается и заменяется латиницей.. Мефодий, по окончании образования, вступил в военную службу и был правителем одной славянской области, но вскоре оставил мир и принял иночество в обители на горе Олимп. Кирилл с детства выказывал удивительные способности и получил превосходное образование при царском дворе вместе с малолетним императором Михаилом III, где пользовался уроками знаменитого Фотия, в последствии патриарха. По окончании образования Кирилл мог иметь блестящие успехи в свете, но сердце его пламенело любовью к Богу, и блага мира его не прельщали. Некоторое время он препод Константин (826–869 гг.) и его старший брат Мефодий (820–885 гг.) родились и провели детство в македонском портовом городе Солуни (современный город Салоники). От названия города идет традиция называть их солунскими братьями. Национальность Кирилла и Мефодия в летописных источниках не указывается.
Оценить: |
Заглянем в историю вместе
|