Номинация "Литературное творчество"
Святые заступники Руси Дмитрий Донской и Евдокия Москов
Великий князь! Гроза чужих сторон!Победами украсивший державу!
Пошто же ныне, смертью побежден,
Не смеешь с ней поратовать на славу?
Восстань, как прежде, в силе и в чести!
Пускай печаль родной Руси не сгложет!
Края своей Отчзны поблюсти
Никто, как ты, воистину не сможет!
Дмитрий Иванович Донской вошел в историю как победитель - Защитник Руси. Он проявил себя энергичным правителем. Летописец свидетельствовал, что князь "всех князей русских приводил в волю свою, а тех, которые не повиновались, заставил повиноваться".
Фактически, уже своим статусом Донской нес древним русичам мир. В то время междоусобицы мелких князей приносили страшные беды жителям древнерусских княжеств. Потому объединение нескольких княжеств под началом одного властителя усиливало оборонительные способности мини-государства.
К тому же соседи в случае укрупнения княжеств переставали (при наличии хотя бы минимального порядка на землях) грабить и убивать друг друга, что происходило, если во главе их становились нерадивые князья, что что-то не поделили. Об этом писал даже беллетрист Василий Ян в популярных книгах о монгольском нашествии «Чингисхан», «Батый», «К последнему морю»: «Монголы? Нет, раньше тут не слыхали о монголах! Свои всю деревню пожгли! Владимирские, соседи!» Дмитрий Донской как раз родился таким владыкой, под началом которого объединялись обширные земли.
Итак, в то время русские княжества сто с лишним лет платили дань победившим их ордынцам. Дмитрий решил покончить с этой практикой. Сначала он открыто потребовал у хана Мамая снизить размер дани. Дмитрий не стал казнить послов Мамая, поступив на то время достаточно благородно, лишь объявил, что ордынцам и их ставленникам нет на Руси места.
Из-за непокорного характера Дмитрия хан Мамай прислал во Владимир «своего человека», князя Михаила, более сговорчивого насчет дани с ордынцами. В то время татарские ханы по своему желанию назначали и снимали князей на Руси, выдавая им «ярлыки» и титулы. Дмитрий решил и эту практику уничтожить, внеся строгий порядок в наследование и получение титулов.
Дань ордынцам ложилась тяжким бременем на жителей княжеств. Возможно, Дмитрию не раз приходила в голову мысль: а почему мои крестьяне и воины должны просто так, из страха смерти, кормить воинов-бездельников Орды, силой отбирающих у них хлеб насущный?
Перед тем, как Донской сумел смести Мамаеву власть на Руси, его ждало немало испытаний. Несколько раз войска, союзные Дмитрию, были разбиты Мамаем, несколько раз и они давали Мамаю как следует «по шапке». Тот снова собирал силы и применял всю свою власть, всю хитрость и лесть. Князь тверской принял сторону Мамая – и Дмитрий с суздальцами тут же идет походом на Тверь. Ссориться, драться приходится со своими же русичами.
Псковичи и бряничи присоединяются к Дмитрию. Союзники то помогают, то занимаются своими делами, а иногда предают. Мамай несколько раз сжигает Рязань, и, доведенный до ярости непокорностью Дмитрия и его «заговорщиков антиордынской коалиции», собрав толпу наемников, идет на Москву.
Можно представить, как отчаянно дрались воины Дмитрия, понимая, что в случае поражения будет разорено Московское княжество, погибнут их близкие, которые отчаянно ждут свих воинов домой… Одно дело – воевать наемниками за чужие интересы, а другое – защищать своих близких. Мамай с наёмниками разгромлен, повержен, о дани не может быть и речи. «И когда благоверный Великий князь Дмитрий с победой в радости с Дону-реки, и тогда тамо, народ христианский, воинского чину живущий, зовомый казаций, в радости встретил его со святой иконой и с крестами, поздравил его с избавлением от супостатов» - записано в бесценной памятке древнерусской литературы «Сказ о Мамаевом побоище».
Через два года сильный хан Тохтамыш убьет Мамая и «прижмет» Дмитрия сотоварищи: русичи все равно вынуждены будут платить дань. Но историческая миссия Дмитрия Донского все равно была уже выполнена. Заключалась она, по мнению многих историков, в следующем. Он, во-первых, показал пример очень волевого, харизматичного правителя, что умел объединить князей под своим началом, повести за собой, зажечь в них боевой дух, поднять на борьбу за свои права. Заставить этих своенравных правителей слушать себя да еще и прислушиваться к своему мнению – уже немалое достижение.
Во-вторых, он первым сумел серьезно развить антиордынское движение и добился хоть каких-то успехов в прекращении грабежа русских земель Ордой. Пример Дмитрием Донским потомкам был подан – и через сто лет татаро-монгольское иго с его собираньем дани будет скинуто окончательно. Но, наверное, ничего этого не произошло бы, если бы князь не шёл руку об руку со своей любимой женой- Евдокией...
Еще будучи шестнадцатилетнем юношей, Дмитрий Донской женился на дочери Дмитрия Суздальского , Евдокии из политических соображений. Но Евдокия превратила этот брак "по расчету " в настоящий брак по любви.
Рождение Евдокии описывается в книге " Евдокия Московская". Мать ее, по дороге из Суздаля во Владимир родила мертвого ребенка. Попросила слуга взять узелок и отнести в храм к иконе Богородицы "Владимирской ", отстоять службу. Вдруг узелок зашевелился, раздался писк...
13-летняя Евдокия была, бледной девочкой с точеными красивыми чертами. Воспитанная в строгости , она со страхом взирала на широкоплечего темноволосого юношу с пламенными очами. Дмитрий был старше нее на 3 года, но уже выглядел взрослым , уверенным в себе мужчиной. Евдокия уже знала , что он должен стать ее мужем.
Хрупкая Евдокия робела перед статным Дмитрием, когда тот вел ее под венец. А когда Дмитрий привез ее в свой княжеский удел-Москву, увидев город разоренный после набегов Золотой Орды, Евдокия впала в отчаяние. Дмитрий убедил ее, что с Божьей помощью они восстановят Москву ,и она станет краше прежнего. Он искренне верил в свои слова. Поверил ему и Евдокия. И встретившись с его решительностью , самоотверженностью ,желанием помогать обездоленным людям , защищать государство, девушка поняла, что в ее сердце зарождается настоящая любовь. Такие же чувства к Евдокии со временем пришли и к Дмитрию.
Подрастая, Евдокия все чаще заглядывалась на мужающего супруга. Его суровое лицо казалось многочисленным врагам пугающим. Но жена видела, какой справедливый и рассудительный ее муж со своими подчиненными и какой он нежный и любящий с ней.
Каждый раз, когда князь отправился на битву или встречу с грозными посланниками из Золотой Орды, сердце Евдокии дрожало от страха, что ее муж не вернется. Но он всегда возвращался. Он знал, что он может положиться на жену, которая мудро правила городом в его отсутствие. У супругов родилось 12 детей: 8 сыновей и 4 дочери.
Евдокия была целительницей. Она исцеляла слабых и слабовидящих. В Москве практически в каждом доме была ее икона. Чудеса от преподобной Евфросинии на протяжении столетий были нередки. Когда пришел Наполеон, Москва горела, а в Кремле пожара не было. Люди рассказывали , что над Кремлем летает то ли белое облако, то ли белая женщина. Какое-то было сияние. "Она оберегает Кремль оттуда"- так говорили люди. Они в это верили.
А во время битвы раненому князю, упавшему с коня и едва не затоптанному своими же в пылу боя, было видение его жены. Как будто именно с ее помощью он сумел доползти до ближайшего перелеска , где и нашел его двоюродный брат.
После битвы счастливым супругам было отпущено еще совместных девять лет жизни. Евдокия родила детей, заботилась о муже и радела за княжество. Москвичи обращались к ней как к матери, заступнице во всех бедах и несчастьях. Княгиня, вместе со своим мужем возводили на свои деньги погорельцам дома, много жертвовали больным и нищим, строили белокаменную Москву.
Дмитрий Донской был и остается одной из самых выдающихся личностей нашего государства. Он был талантливым полководцем. Именем великого князя названы улицы и площади в городах России и Украины, в его честь установлены памятники в Москве и Коломне. За особые заслуги перед Отечеством награждают Орденом за служение отечеству и Орденом преподобного Сергия Радонежского, Орденом Дмитрия Донского. На Куликовом поле стоит храм и памятник в честь победы русского оружия. Дмитрий Иванович Донской в бронзе - на памятнике "Тысячелетию России”, изображает князя, попирающего ногой поверженного ордынца.
.Самым поразительным в жизни Евдокии и Дмитрия было то, что в эпоху , когда княжеские браки заключались исключительно в политических соображениях , они смогли показать настоящую любовь и пронести ее через всю жизнь. Они укрепили духовно-нравственные ценности нашего общества, они явили великий пример высокой духовной жизни , любви, крепкой многодетной христианской семьи, горячего патриотизма. Недаром еще при жизни современники называли их "образцом целомудренного супружества", "идеалом супружеской жизни ", а летописцы -"совестью народа"
Любовь этих великих людей должна быть примером современного общества. Ведь смысл жизни в том, чтобы любить и быть любимым, делать добро, защищать свою Родину и семью, о чем свидетельствует семейная жизнь Дмитрия Ивановича Донского и Евдокии Московской.
Список использованной литературы.
1. Балашов Д.П. “Святая Русь”.
2. Исмаилова С.В., Антонов-Овсеенко И.Р. и др. “Энциклопедия для детей. От древних славян до Петра Великого”.
3. Ишимова А.О. “История России”.
4. Капица Ф.С., Григорьев В.А. и др. “История отечества”.
5. Лошиц Ю.И. “Дмитрий Донской”.
6. Митяев А.В. “Героические страницы истории Родины IX-XVIII вв.
7. Мячин А.Н., Аграшенков А.В. “Мир Русской истории” (энциклопедический справочник)
8. Поселянин Е.С. “Сказание о святых вождях земли Русской”.
9. Пушкарев С.Г. “Обзор Русской истории”.
10. Сукневич И.А. “Битва на поле Куликовом”
Оценить: |
Автор: Стрижов Артем, .
Заглянем в историю вместе
|