Номинация "Литературное творчество"
Венчание и брак Дмитрия Донского с княгиней Евдокией Су
Венчание и брак Дмитрия Донского с княгиней Евдокией СуздальскойЛето 1395 года выдалось для Русской земли нелегким. Минуло шесть лет, как ушёл в лучший мир святой благоверный князь Димитрий Иоаннович, нареченный Донским. На долю его сына Василия Дмитриевича выпали тяжелейшие испытания. За пятнадцать лет, минувших с кровопролитной битвы с мамаевой ордой Русь ещё не успела полностью восстановить свои силы, ещё не подросли новые воины, её защитники. Невелика была пока и дружина Московского князя.
«Мёртвые срама не имут» - произнес Великий князь, стоя на берегу Оки, которая давно уже стала защитным рубежом Москвы.
Решили Василий Дмитриевич и его воины стать на смерть, чтобы враг, если и смог бы пройти к Москве, то только тогда, когда не останется в живых ни одного русского витязя.
А в эти же дни великая княгиня, Евдокия Дмитриевна, мать Великого князя, поручила духовенству взять знаменитую икону Божией Матери в Успенском соборе города Владимира и перенести её Крестным ходом в Москву для защиты.
Встретили москвичи икону на Кучковом поле августа 26 числа года 1395 от Рождества Христова.
И свершилось чудо!
Когда вся Россия возносила свои молитвы, всё огромное войско Тамерлана внезапно, будто по тревоге, побежало прочь из русских пределов, не грабя, не сжигая селений. Оказывается, что в тот самый момент, когда Владимирская икона достигла Кучкова поля, Тамерлану было видение, от которого он пришёл в трепет: с огромной горы шли прямо на него православные святители, а над ними в лучезарном сиянии явилась сама Царица Небесная, грозя ему и требуя покинуть пределы России.
Тамерлан знал, что перечить ей никак нельзя и решил повиноваться. Так была спасена Русь.
Евдокия Дмитриевна, по воле которой была перенесена в Москву святая икона, ещё раз напомнила своим соотечественникам, что «Не в силе Бог, а в Правде»! Следует сказать, что вся жизнь великокняжеской четы проходила под духовным руководством и благословением святых земли Русской.
У отца Дмитрия Московского было прозвище Красный, значит Красивый. Поэтому Димитрий тоже был красив. Был он молод, крепок, высок, плечист, чёрные волосы струились по плечам его. Ещё юн был он годами, но духовным предавался делам, праздных бесед не вел, непристойных слов не любил. Был Дмитрий «с Богом все творящий и за Него борющийся».
Рассказывают о том, что был князь человеком активным, практичным. Уже с 13 лет Димитрий возглавлял военные походы – но при этом проявлял милосердие к побеждённому врагу. А наставником у него с детства был митрополит Алексей – энергичный и опытный политик и дипломат. С ним князь советовался по всем важным вопросам, потому что родители и единственный брат князя умерли, когда тот был ещё подростком. А ещё он всегда слушал советы наставника Сергия Радонежского, великого молитвенника и заступника Русской земли.
Однажды Сергий дал добрый совет Дмитрию Иоановичу просить руки Евдокии Дмитриевны, дочери Суздальского князя Дмитрия Константиновича.
В откровенной духовной беседе отец Сергий сказал молодому князю:
- Браки у князей по любви на небесах свершаются, а на нашей земле ради упрочения царства земного. Верной спутницей твоему отцу была мать. До свадьбы они не видели друг друга.
Дмитрий поднял голову, опять его черные глаза впились в лицо Сергия. Сергий спокойно выдержал горячечный их блеск.
- А кого ты мне посватаешь?
-Есть невеста! Есть у суздальского князя Дмитрия дочь Евдокия. Здесь сватовство скрепит то, что ты силой ставил! Суздаль да Москва, ровно, что Москва и Владимир. Сомкнутся Москва с Нижним Новгородом через Суздаль. Научись делать из врагов друзей – и неодолим будешь.
На всю жизнь научил отец Сергий князя Московского Дмитрия не спешить обнажать меч против соотечественников, а стремиться из врагов друзей делать.
И вот решено. Быть свадьбе, да вот где играть её? Необычная невеста.
Выбрали местом венчания Коломну. До сей поры коломчане помнят о том величайшем событии древности. Любой покажет, где то место, на котором свершилось венчание. Неподалеку оно от слияния двух рек российских – Оки и Москва-реки. Москва-река впадает там в Оку.
31 января 1366 года проходила свадьба. Прятали невесту до часа, пока в храм приехали, в храм вошла же она в свадебном облачении – сверкнули радостью глаза жениха – понравилась ему невеста.
Оковал их золотыми кольцами коломненский владыка Герасим. Из церкви ехали они рядом, в одном возке. На улицах толпы людей, падает хмель, падает серебро инея на возок.
Князь гладил её пальцы своей нежной рукой и шептал:
- Какая ты красивая! Люб я тебе?
Не вместились все гости за свадебным столом. За большим столом расположились великий князь и великая княгиня. По правую руку от Дмитрия - ближние его родичи, по левую руку от Евдокии - её родичи. А на том, на другом конце стола, самые почётные гости.
За полночь пир начал утихать. Старшие бояре, что следили за обычаем, объявили, что пора вести молодых в опочивальню. Закрылась тяжелая дубовая дверь, окованная медью. Князь заложил засов.
- Дай я тебя разгляжу! – сказал Дмитрий, улыбаясь. Евдокия закрыла лицо руками, князь отвел её руки и усадил в кресло. Сел у её ног, поставив подсвечник на пол.
- Как жить будем, сероглазочка? Как муж с женой или как князь с княгиней? Я полюблю тебя, ты красивая! Не знал я, что ты такая! Для Москвы, для княжества сватали, но надеялся, что так по сердцу придёшься!
Полюбилась князю Дмитрию Евдокия, и она ответила на его любовь искренне. Брак, хоть и выгоден обеим сторонам, оказался, тем не менее, заключён не по расчёту, а по любви. И вся дальнейшая жизнь супругов стала тому подтверждением.
Оба жили единою душою в двух телах, оба жили единою добродетелью, как злато перистый голубь и сладкоглаголивая ластовица, с умилением смотря в чистое зеркальце совести. Дмитрий и Евдокия искренне полюбили друг друга.
Оценить: |
Автор: Шейкин Алексей, .
Заглянем в историю вместе
|