Номинация "Литературное творчество"
Что есть истинная красота человека?
Котлярова Мария,
ученица 7 «Б» класса,
МАОУ «СОШ №16»,
г. Губкин, Белгородская область
Что есть истинная красота человека?
Избранной от рода державнаго
угоднице Христовой Евфросинии,
яко крепкой заступнице и молитвеннице нашей,
похвальная восписуем ти, чтущия тя.
Что есть истинная красота человека? Какими признаками она обладает? Мы часто задаем себе эти вопросы и подчас не находим однозначного ответа на них. Но это происходит в тех случаях, когда перед нами нет образца такой красоты. «А где же найти его?» - спросите вы. И я отвечу: «В житие Благоверной Великой княгини Московской Евдокии (во иночестве Евфросинии)».
Евдокия была дочерью княгини Анны и великого князя Димитрия Суздальского. В 1366 году она стала женой Великого князя Московского Димитрия Донского. Это был счастливый брак, потому что супруги отличались многими добродетелями: не любили праздных и срамных слов, с благоговением слушали Священное Писание, заботились о храмах.
Кротость, нежность и набожность княжны раскрыли её духовную красоту, красоту души русской женщины. Это сделало брак счастливым на радость земле Русской, потому что с того самого времени прекратились междоусобные брани Московского и Суздальского княжеств.
Молитвой охраняла княгиня своего супруга от скорбей, вместе с ним молилась она в храме архистратига Божьего Михаила пред битвой с полчищем Мамая. А проводив мужа на сражение, стала раздавать милостыню бедным и горячо молиться Богу и Пресвятой Богородице о возвращении князя его войска. И любовь христианская не осталась посрамлена: в рождество Пресвятой Девы Марии (21 сентября) 1380 года князь одержал победу над татарами, освободил Святую Русь от орды.
С благодарностью Богу и Пресвятой Богородице встретила княгиня мужа у Спасских ворот Кремля, а благочестивый князь установил поминальную субботу (Димитриевскую), увековечивая память Куликовской битвы.
Светом Христовой любви освящалась душевная красота княгини. В период тяжелых испытаний 1383 года (когда старший сын Василий был задержан в Орде, а отец княгини умер) Евдокия «внутрь царствующего града Москвы пречестную девическую обитель воздвиже, во имя Вознесения Христа Бога нашего».
В 1389 году Евдокия переживает тяжелую скорбь: князь Димитрий, чувствуя свою близкую кончину, готовит духовное завещание, в котором просит княгиню быть «отцом и матерью» шестерым их детям. В его последнем слове видно, какие большие надежды возлагал он на ее ум и добродетели.
В Летописи можно прочитать о том, как тяжело было княгине прощаться с мужем:
«Зачем ты умер, жизнь моя, дорогой мой, меня вдовою оставив? Погас свет очей моих. (…) Осталась без своего царя. Старые вдовы — утешьте меня, молодые вдовы — плачьте со мной: вдовья доля — самая горькая».
После смерти мужа она наставляла и укрепляла детей в благочестии. Оставалась до конца дней своих верной супругой, сохраняя обет, данный Богу в таинстве Венчания. Это еще ярче раскрывает грани духовной красоты княгини.
В память супруга построила она в 1393 году на своем дворе каменный храм в честь Рождества Пресвятой Богородицы и украсила его лучшими иконами, книгами, утварью. Через два года Рождественский храм был расписан лучшими иконописцами – Феофаном Греком и Симоном Черным.
Свет истинной красоты княгини не исчерпывается супружеством и любовью к семье, он простирается на всю Русскую землю. Так, после кончины своего супруга, Евдокия Дмитриевна фактически стояла во главе Московского княжества. Она была одной из самых образованных женщин своей эпохи. Именно под её руководством было собрано московское ополчение для защиты города от Тамерлана.
Княгиня щедро раздавала своё имение на украшение и восстановление разрушенных вражеским войском святынь. На ее средства был построен не только знаменитый Вознесенский женский монастырь, но и Горицкий в Переяславле, а также Церковь Рождества Иоанна Предтечи в том же Переяславле.
Всё чаще свет духовной красоты возводил мысли христолюбивой княгини к небесному. Поэтому в 1407 году она удалилась в Вознесенский монастырь, где приняла постриг с именем Евфросиния. В иночестве Евфросиния прожила всего несколько месяцев и скончалась в том же году. Её образ – это образ истинной красоты человека, проявленный не в женском обличие и не во внешнем благолепии, а в посвящении себя служению Богу и ближним.
В июле мы будем отмечать 610-летие преставления преподобной Евфросинии Московской. Столетия не предали забвению имя княгини, а утвердили его в памяти потомков как образец истинной красоты человека. Вот уже десять лет как в нашей стране учреждена новая награда - орден и медаль преподобной Евфросинии, великой княгини Московской.
В заключении хотелось бы сказать о том, что истинная красота дается человеку Богом, поэтому она наполняет душу миром, вызывает в сердце радость. И не случайно в Акафисте преподобной Евфросинии, великой Княгине Московской мы читаем: «Избранной от рода державнаго угоднице Христовой Евфросинии, яко крепкой заступнице и молитвеннице нашей, похвальная восписуем ти, чтущия тя. Ты же, яко имущая дерзновение ко Господу, Того умоли избавитися нам бед и скорбей, и в будущем веце небесное улучити царствие, да зовем ти: Радуйся, преподобная княгине Евфросиние».
Оценить: |
Автор: Котлярова Мария, 14 лет.
Заглянем в историю вместе
|