Видео смотреть бесплатно

Смотреть красивое видео

Официальный сайт oriflame100 24/7/365

Смотреть видео бесплатно

Номинация "Литературное творчество"

Великокняжеская семья

  

 

 ИСТОРИЯ  ЖИЗНИ  ВЕЛИКОНЯЖЕСКОЙ СЕМЬИ
      ДМИТРИЯ   ДОНСКОГО И ЕВДОКИИ  МОСКОВСКОЙ

 

Московский князь Димитрий, нареченный Донским, сын великого князя Иоанна Иоанновича Красного и великой княгини Александры родился в 1350 году. О детстве его известно немного: « Воспитан же он был в благочестии и славе, с наставлениями душеполезными, - говорится в « Слове о житии…» Димитрия Иоанновича, - и с младенческих лет возлюбил Бога. Ещё юн был он годами, но духовным предавался делам, праздных бесед не вёл, непристойных слов не любил и злонравных людей избегал, а  с добродетельными всегда беседовал.»

         Его детские и юношеские годы прошли под влиянием святителя Алексия, митрополита Московского, который был духовным другом и наставником отца юного Димитрия – князя Иоанна Красного.

Когда же в 1359 году великий князь скончался, митрополит стал фактическим главой русских княжеств: на него, возглавившего боярскую думу, легла ответственность за весь ход политических дел на Руси, и малолетнему юному князю он на долгое время заменил отца.

         Его пример, наставления и духовное руководство, безусловно, оказали влияние на формирование  личности и развитие высоких нравственных качеств молодого Димитрия. Под руководством митрополита князь постигал науку московской политики, заключавшейся в сочетании силы и милосердия, и постепенно приобретал ту духовную мудрость государственного правителя, за которую впоследствии был особо почитаем современниками. Ни одного значительного государственного решения не принимал он без благословения Церкви. Так, в 1359 году им было предпринято путешествие в Орду. Поездки в Орду русских князей всегда сопровождались большим риском: ничего хорошего от татар на Руси не ждали и необходимость поездки туда всегда грозила опасностью не вернуться обратно живым. Однако молитвами святителя Алексия путешествие прошло мирно, и князь Димитрий благополучно возвратился в Москву.

         Помимо митрополита ещё две личности, облечённые священным саном и благодатью Божией, оказались ключевыми для земного и духовного пути Димитрия Иоанновича: это были преподобный Сергий Радонежский и  святитель Феодор, архиепископ Ростовский. В 1366 году в утверждение союза с Суздалем Димитрий Иоаннович взял в жены дочь суздальского князя – княжну Евдокию  Димитриевну.  Основой уклада великокняжеского дома стало благоговейное соблюдение во всём истинно христианского благочестия. В качестве основной личной черты князя древний  летописец называет необыкновенную его любовь к Богу. Так он пишет о святом князе: « Царским саном облечённый, жил он по-ангельски, постился и снова вставал на молитву и в такой благости всегда пребывал».

         В 1370-е годы Димитрий Иоаннович начинает борьбу с Золотой Ордой.  В 1376 году состоялся поход на Волжскую Булгарию. Русские осадили столицу Булгарии и, несмотря на сопротивление  защитников, вынудили  неприятеля сдаться. Это был значительный успех Москвы, её первая наступательная победа в борьбе  татарами.

         В 1378 году татары вторглись в рязанские земли. Князь Димитрий выступил навстречу врагу и разбил его полки в битве на реке Воже. Эта, уже вторая победа над татарами, ещё больше укрепила боевой дух русских воинов и стала как бы генеральной репетицией сражения на Куликовом поле.

         Приближался грозный 1380 год. Узнав о приготовлениях Мамая, великий князь  московский начал собирать силы для отпора: он понимал, что Русской земле угрожает повторение страшных ударов 1237- 1240 годов. Наступил решающий момент в его жизни: всё предшествующее было лишь подготовкой к сентябрю 1380 года. Димитрий Иоаннович был готов к осуществлению промыслительно возложенной на него задачи: под влиянием великих святых-современников  его  дух приобрёл крепость и свободу, в душе сформировалась и укрепилась идея единой Русской земли. Противостояние татарам мыслилось ему не одинокой оппозицией Москвы, но отпором врагу со стороны союза всех русских княжеств, стремившихся не только освободить родную землю, но и защитить православную веру.

         Святой Сергий Радонежский благословил московского князя с упованием на Бога идти на битву, обещал молитвенную помощь, предсказывал победу, говорил о венцах, уготованных многим православным воинам в предстоящем сражении. Димитрий Иоаннович попросил снарядить с ним на битву двух монахов  Троицкого монастыря – Александра  Пересвета и Андрея Ослябю. Они ни в чём не уступали лучшим воинам димитриевской дружины: в их лице Димитрий хотел иметь духовную опору и видимый знак преподобнического благословения для укрепления боевого духа и веры своих воинов.

         Сбор войска русской земли был назначен в Коломне; на призыв великого князя откликнулись практически все княжества – за исключением Рязанского, Нижегородского и Тверского. 20-го августа после молебна в Кремле собравшееся войско вышло из трёх кремлёвских ворот, возле которых стояли священники, благословлявшие ратников и кропившие их святой водой. Накануне битвы   в русский стан из Троицкого монастыря была принесена грамота с благословением преподобного Сергия: великий святой молитвенно поддерживал русское воинство, сам же, как повествует его жизнеописатель, в духе видел весь ход битвы – вплоть до её исхода, до имён погибших воинов, произносимых святым прозорливцем в течение боя и поминаемых им за отслуженной после сражения панихидой.

         Начало сражения было предварено молитвой благоверного князя перед образом Спаса Нерукотворного, который находился посреди войска и был изображён на алом  великокняжеском знамени. Летописцы также упоминают о мощевике с частицей Честного Древа Животворящего Креста Господня: эту великую святыню благоверный князь с молитвой и благоговением хранил возле сердца.

          Древние источники говорят о знаменательном поступке великого князя, а именно о его переодевании  перед битвой в одежду простого  ратника. Это было его ответом на просьбы приближённых отойти в тыловую часть войска, чтобы оттуда, находясь в безопасности, наблюдать за сражением. Горячим стремлением предводителя русского войска было желание лично принять участие в битве, им руководила готовность сразиться за православную веру и пострадать за Христа.

Битва была яростной, многочасовой и кровопролитной для обеих сторон. « И была сеча лютая и великая, и битва жестокая, и грохот страшный», - повествует летописец. Князя Димитрия русские воины видели в самой гуще сражения, переносившимся на коне от полка к  полку, крепко бьющимся с татарами и выдерживающим порой атаку нескольких воинов одновременно. Первая половина боя проходила под знаком успеха татар, но исход был решён вступлением в сражение запасного русского полка, находившегося в засаде. Свежая конница врезалась в татарское войско, и Мамай со своими полками позорно бежал, побросав обозы… За победу на Куликовом поле князь Димитрий стал именоваться в народе Донским, а само событие явилось не только победой   сил земли  Русской, но и Русской Церкви, подготовившей, вдохновившей и поддержавшей отпор русских войск татарам. В Троицком монастыре по погибшим воинам служились многочисленные панихиды; был учреждён особый день ежегодного поминовения, названный Димитриевской субботой.

Последние годы жизни князя Димитрия Донского, великого собирателя земли Русской стали, стали для него временем особой милости Божией и приготовлением к вечности. Находясь на одре болезни, князь Димитрий по благословению Божьему сподобился ведения о приближающейся смерти, о чём оповестил своего духовного наставника, преподобного Сергия. Игумен земли Русской, опекавший князя в течение всей его жизни, причастил его Святых Христовых Таин и пособоровал. Духовно укрепившись,  осознавая свою ответственность перед детьми, москвичами и народом русским, благоверный князь, ссылаясь на Священное Писание,  заповедал детям глубоко почитать мать, а к приближённым боярам обратился с напутствием, призывая их хранить мир между собой и честно служить делу укрепления Русской земли.

19 мая 1389 года великий князь Димитрий Иоаннович отошёл ко Господу и был погребён в Архангельском соборе, рядом с гробницами своего отца, деда и прадеда.

После кончины Димитрия Иоанновича его супруга, великая княгиня Евдокия Димитриевна, фактически стала во главе Московского княжества, оставаясь хранительницей мира и блюстительницей справедливого  престолонаследия  среди своих сыновей. Евдокия Димитриевна вела подвижническую жизнь, большое внимание, как и её супруг, уделяя  заботе о Церкви. В Москве и Переяславле-Залесском ею было  построено несколько храмов и монастырей- в  том числе храм Рождества Богородицы в Московском Кремле, возведённый в память о Куликовской битве.

В 1407 году Евдокия Димитриевна удалилась от мирской суеты в основанный ею ранее Вознесенский монастырь, приняв монашество с именем Ефросиния, а спустя несколько недель мирно отошла ко Господу и была погребена в строящемся  новом Вознесенском соборе. Вся земная жизнь княгини была ознаменована аскетическими подвигами и чудесами, и Господь не оставил Своё верное чадо без награды: по смерти преподобная Ефросиния была причислена к лику святых.

Праведный подвиг князя Димитрия не был забыт православным народом, который и до нынешних пор видит в его облике пример святой и спасительной любви к ближним и к Отечеству. По свидетельству многочисленных источников, памятников письменности и иконографии, сначала в Москве, а потом и по всей Руси началось прославление  благоверного князя Димитрия Донского. Уже вскоре после его кончины было написано « Житие» и «Похвальное слово», текст которого вошёл в состав русских летописей. Сохранились и иконографические изображения великого князя – на фреске Архангельского собора и в Грановитой палате.

Память о великом князе Димитрии жила в народе всегда и особенно усиливалась в годы войн и опасностей.

Так, в Великую Отечественную войну в патриотических посланиях патриаршего местоблюстителя митрополита Сергия имя благоверного князя Димитрия стало рядом с именем святого князя Александра Невского: оба князя-воины призывались в помощники страждущему Отечеству. Тогда же именем Димитрия Донского была названа танковая колонна, созданная на средства верующих, а в начале 21-го века – самая большая в России атомная подводная лодка.

 

Великий князь московский Димитрий Иоаннович Донской был канонизирован Русской Православной Церковью в 1988 году в чине святых благоверных – на основании его великих заслуг перед Церковью и народом Божиим, а также личной благочестивой жизни, воплотившей спасительную заповедь о пожертвовании собой даже до крови ради блага ближних и утверждения православной веры.


Оценить: 

Автор: Бойко Илья , .
Республика Крым п. Нижнегорский

Заглянем в историю вместе
Комментарии (всего 0)
Чтобы оставлять комментарии Вам нужно зарегистрироваться.

Смотреть онлайн бесплатно

Онлайн видео бесплатно


Смотреть русское с разговорами видео

Online video HD

Видео скачать на телефон

Русские фильмы бесплатно

Full HD video online

Смотреть видео онлайн

Смотреть HD видео бесплатно

School смотреть онлайн