Номинация "Литературное творчество"

«Больше, чем любовь…»

Писать на эту тему ответственно и очень интересно. История – мой любимый предмет, поэтому о жизни князя Дмитрия я знаю уже достаточно много: при нем был построен белокаменный Московский Кремль, впервые появились на Руси пушки, с его именем связана победа на Куликовом поле. А вот о Евдокии Московской я знал лишь то, что она была женой великого князя, и мне стало интересно узнать о них больше и глубже. ХIV век – один из самых сложных периодов русской истории, когда князья сражались между собой за расширение своих вотчин и за право стать старшим из князей, с востока давила Орда, а с запада расширяла свои границы княжество Литовское. И в такое неспокойное время 12 октября 1350 года в Москве родился Дмитрий Иванович Донской, внук Ивана Калиты. Через девять лет после смерти отца, Ивана II, он стал князем Московским. А когда умер его младший брат Семен, и Владимирское княжество также перешло юному князю. Духовным наставником девятилетнего князя стал митрополит Алексий. В «Жития Дмитрия Донского» есть описание молодого князя, он описан высоким, плечистым, крепким, с черными волосами и бородой. Он был очень подвижным и активным ребёнком, с детства участвовал в походах, много времени уделял духовным делам и не любил светскую жизнь. В 1366 году шестнадцатилетний Дмитрий женится на тринадцатилетней Евдокии, дочери князя Дмитрия Суздальского, это был политический союз. Орда боялась объединения русских земель и применяла по отношению к русскими князьям действия по принципу «разделяй и властвуй», подталкивая их к междоусобной войне. Дмитрий Суздальский, пользуясь временным ослаблением, в 1360 году получил «ярлык вне очереди», что привело к войне с Московским княжеством, закончившейся победой москвичей. И хотя брак был заключен по расчету, вскоре молодые люди искренне полюбили друг друга. В счастливом браке супруги прожили 22 года. В исторических документах мы находим замечания современника, который написал о Димитрии и Евдокии такие слова: «Оба жили единою душою в двух телах; оба жили единою добродетелию, как златоперистый голубь и сладкоглаголивая ластовица, с умилением смотряся в чистое зеркальце совести». Тринадцатилетняя девушка «с красотой лица соединяла редкую душевную доброту». Портрет Евдокии восстановил по черепу антрополог Сергей Никитин. Портрет 54-летней женщины, матери 12 детей, потерявшей в 36 лет любимого мужа и 18 лет после этого участвующей в управлении государством, будто излучает спокойный свет. Приехав в княжеский удел мужа, Евдокия увидела Москву, разоренной после набегов Золотой Орды. В том же году в Москве началась эпидемия чумы, а потом из-за пожара сгорела почти вся деревянная Москва. Было отчего впасть в отчаяние. Но юная московская княжна, исполнив своё сердце решимостью и самоотверженностью, с сочувствием отнеслась к бедам москвичей, помогала своими деньгами убогим и нуждающимся. И уже через несколько лет Москва подобно фениксу переродилась, дома отстроили, а вместо деревянного Кремля построили белокаменный. Сергий Радонежский, уже при жизни почитаемый как простым народом, так и князьями, пришел пешком в Переяславль, чтобы крестить новорожденного Юрия, третьего сына Евдокии и Дмитрия. Сергий, как и митрополит Алексий, были духовными наставниками Евдокии. Она была образованной, грамотной женщиной, разбиралась в политике, искусстве, живописи, увлекалась поэзией. Её интересовали труды Гиппократа. Всю свою жизнь княгиня будет заниматься целительством. В 1380 году Мамай, собрав двухсоттысячное войско, двинулся на Русь, Дмитрий Донской и его двоюродный брат Владимир Серпуховский собрали войско численностью в два раза меньше. Перед сражением Дмитрия благословил святой Сергий Радонежский. Предстояло тяжелое сражение, и Дмитрий напутствовал людей. Проводы супруга заставили Евдокию выйти в люди. В «Сказании о Мамаевом побоище» упоминается её обращение перед битвой к «княгиням, жёнам воеводским и жёнам служних», это был не традиционный для русских княгинь «плач», а призыв «победить супостатов». 8 сентября 1380 года с поединка Пересвета с Кочубеем началось Куликовское сражение. Сам князь бился в первых рядах. Победа была достигнута внезапной атакой русского резерва во фланг ордынцев. Дмитрий был тяжело ранен, а Мамай бежал. Евдокия организовала что-то наподобие современного медицинского госпиталя, где лечили раненых после Куликовской битвы. Она много времени уделяла больным, старалась облегчить их страдания. Она не только исцеляла там людей, но и психологически поддерживала их, внушала бодрость и волю к жизни. Новое испытание пришлось пережить семье 1383 году, когда Москва была разорена ханом Тохтамышем, а отправленный в орду старший сын Василий остался в плену на три года. Ему удастся бежать при помощи литовского князя Витовта, позднее в благодарность за помощь в побеге Василий женился на его дочери. В 1387 году Дмитрий отправился в свой последний поход на новгородские земли, а в 1389 году он тяжело заболел, это было ударом не только для его семьи, но и для всей Руси. У супругов родилось 12 детей, и последний из них появился на свет, когда Дмитрий лежал при смерти, сломленный тяжелой болезнью. Заплаканная Евдокия подносила мужу младенца, надеясь, что это сможет пробудить в Дмитрии новые силы. Но все было бесполезно – через несколько дней великий князь скончался… Наследником великокняжеского престола Дмитрий объявил Василия, всем сыновьям дал равные наделы и завещал: «матери своей слушайтесь во всем; если кто из сыновей моих умрет, то княгиня моя поделит его уделом остальных сыновей моих: кому что даст, то тому и есть, а дети мои из ее воли не выйдут… А который сын мой не станет слушаться своей матери, на том не будет моего благословения". Из этих слов князя видно, как он любил и уважал свою жену. Многие мужчины сватались к прекрасной вдове, однако она всем отказывала – в ее сердце было место только для одного мужчины, её мужа. Из тех документов, что сохранились, мы узнаём, что княгиня непрестанно постилась. А на торжественные приёмы одевала по несколько пышных одежд, чтобы не видно было изнурения. И поползли слухи, что «вдова слишком полна телом и наряжается – видно, хочет нравиться мужчинам». Она терпела, но когда объяснения потребовали сыновья – сдалась. Собрала их у себя и, несмотря протесты, сняла с себя платье. Под ним было истощенное постом тело, на которое одеты тяжелые цепи-вериги. Сыновья бросились просить прощения у матери. Она отпустила их с миром, дав наставление: «Дети, не верьте никогда внешнему. Один Бог есть судья человеческих дел». После этого случая больше никто не смел очернять светлое имя Евдокии Московской. В 1395 году во время нашествия Тамерлана Евдокия попросила привести в Москву из Владимира икону Богоматери. По легенде, тот самый день и час, когда жители Москвы встретили икону Богоматери на Кучковом поле, Тамерлан в сонном видении увидел «Светозарную Жену», окруженную сиянием и множеством «молнеиносных воинов», грозно устремившихся вперед. По совету своих наставников Тамерлан отдал приказ войскам повернуть от границ Руси. Евдокия пережила Дмитрия на 18 лет. В 1407 году Евдокии было видение Архангела Михаила, предрекшего ей скорую кончину, и она решила постричься в монахини, при постриге ее нарекли Ефросинией. Она повелела заложить новый каменный Вознесенский собор на месте деревянного. Прожив в иночестве всего несколько недель, 7 июля 1407 года инокиня Евфросиния скончалась и была погребена в строящемся соборе. Она была верной женой, матерью двенадцати детей, добрым человеком, готовым помочь всем страждущим. Евдокия стала пятой из святых жен Руси с именем Евфросиния: «Радость». Ибо ее жизнь явилась великой радостью для всей земли Русской. Евфросинию Московскую канонизировали в 19 веке, а Дмитрия Донского более 100 лет спустя – в 1988 году. 19 ноября 2013 года на Нахимовском проспекте в Москве был открыт памятник супругам: святому благоверному великому князю Димитрию Донскому, преподобной Евфросинии и их детям, памятник истинной любви. Закончить свою работу мне хотелось бы словами из первого послания святого апостола Павла к Коринфянам: «Любовь долготерпит, милосердствует, любовь не завидует, любовь не превозносится, не гордится, не бесчинствует, не ищет своего, не раздражается, не мыслит зла, не радуется неправде, а сорадуется истине; все покрывает, всему верит, всего надеется, все переносит. Любовь никогда не перестает…»

Оценить: 

Автор: Васильев Иван, .
Московская Краснознаменск

Заглянем в историю вместе
Комментарии (всего 0)
Чтобы оставлять комментарии Вам нужно зарегистрироваться.