Online video hd

Смотреть 365 видео

Официальный сайт all-remont 24/7/365

Смотреть видео бесплатно

Номинация "Литературное творчество"

Дмитрий Донской в истории России

 Никитенков Всеволод, 14 лет                                                                                                                                                       МКОУ «Бобровская СОШ»

                                                            Троицкого района Челябинской области

                     Дмитрий Донской в истории России.

    На протяжении столетий в народе за некоторыми историческими персонажами закрепились устойчивые определения: Александр Невский, Пётр Великий, Василий тёмный, Ярослав Мудрый, Иван Грозный, Дмитрий Донской. Почему же Московский и Владимирский великий князь Дмитрий Иванович получил это прозвище? Ведь земли, расположенные вблизи реки Дон, не входили в состав его княжения. В памяти потомков навсегда осталась победа войск князя Дмитрия Ивановича на Куликовом поле 8 сентября 1380 года на берегу реки Непрядвы, притоке верхнего Дона. Хоть это сражение не положило конец зависимости Руси от Орды, победа на Куликовом поле стала важнейшей ступенью в том, чтобы окончательно скинуть цепи векового гнёта, это была первая крупная победа над войсками Орды. Эта битва утвердила в народном сознании значение Москвы как общерусского политического центра.  А сам князь Дмитрий Иванович, прозванный Донским, вошёл в историю как выдающаяся личность. Что же происходило в ту эпоху, когда пришлось княжить Дмитрию Ивановичу?

   Более двух веков на Руси не было единства, шли бесконечные междоусобные войны, страна была ослаблена, чем пользовались иноземные завоеватели. В начале 14 века московские князья предпринимали активные попытки объединения (собирания) земель вокруг Москвы.

   Дмитрий Иванович был внуком Ивана Калиты, который получил право сбора дани с Русских земель, тем самым прекратил ордынские набеги, хотя для этого пришлось выступить на стороне монголов против Твери.  Москва стала признанным центром Русских земель. При Иване Калите Москва стала активно застраиваться: появился деревянный Кремль, была построена самая главная на Руси церковь – Успения Богородицы (позже названа Успенским собором). Туда из Владимира была перенесена чудотворная икона Богоматерь Владимирская, на что дал согласие глава русской православной церкви Пётр, который и сам переселился в Москву, считая, что жить там спокойнее и безопаснее. С Ордой свои отношения Иван Данилович Калита, дед Дмитрия Донского, сумел построить так, что стал пользоваться большим доверием монгольского хана. Хитрость Ивана Даниловича была необходима.  Сполна получая дань с русских княжеств, он в Орду отдавал не всё. Часть собранной дани оставлял тайно себе и скопил для московской казны большие деньги. Иван Калита заботился, чтобы люди на его земле жили в достатке.

                                                    1.

Иван Данилович был расчётлив и прижимист, денег попусту не тратил, с собой всегда носил мешок с мелкой монетой (калиту), из него одаривал бедных. Оттого его и прозвали Иваном Калитой. 15 лет он правил и все эти годы заботился об усилении Московского княжества.

   Авторитет Ивана Калиты в Орде перешёл к его сыновьям Симеону, Ивану и Андрею. Великое княжение Симеона Гордого и Ивана Красного (дядя и отец Дмитрия Ивановича) продолжалось недолго, они умерли молодыми.  Иван Красный, прозванный ещё Добрым и  Симеон Гордый, достойные сыновья Ивана Калиты, расширили земли московские. Эпидемия чумы, прозванная на Руси «чёрной смертью» унесла в могилу Симеона Гордого, его сыновей и младшего брата Андрея. После смерти Симеона московским князем стал Иван Иванович, отец Дмитрия Ивановича. Его прозвали Красным потому, что он родился на праздник Красная горка, а ещё его назвали Иоанн Добрый за незлобный, добрый характер. Умер он в 1359 году, когда сыну Дмитрию исполнилось всего 9 лет.    

   С самого детства судьба князя Дмитрия Ивановича не была лёгкой. Уже в возрасте 5 лет Дмитрий стал княжичем небольшого удела. В девятилетнем возрасте (1359г), когда скончался великий князь Иван Иванович Красный (Добрый), Дмитрий Иванович стал наследником московского престола. Конечно, сам он в таком возрасте править не мог. Его воспитанием руководили мать – великая княгиня Александра, тысяцкий Василий Вельяминов и наставник митрополит Алексий, который приложил немало усилий, чтобы Орда признала не по годам развитого и смышлёного Дмитрия.

   Алексий был умным и образованным, пользовался большим влиянием даже в Орде. Малолетним князем Дмитрием Ивановичем, Алексий руководил умно и осторожно. Политика Ивана Калиты по объединению (собиранию) русских земель была продолжена. Дмитрий Иванович с группой московских бояр отправляется в Золотую Орду, чтобы получить разрешение на великое княжение (ярлык), но из-за интриг правителем стал князь Суздальский Дмитрий Константинович. Борьба за престол продолжалась, и получить ярлык Дмитрий Иванович смог лишь спустя 3 года. В 1362 году митрополит Алексий и московские бояре сумели добиться возвращение ярлыка в Москву. А в январе 1363 года Дмитрий Иванович «сел на владимирский великокняжеский стол», стал московским и владимирским великим князем и с тех пор никому это место не уступал, а было ему в ту пору всего 13 лет.

    Когда Дмитрию  исполнилось 14 лет, его мать, великая княгиня Александра скончалась, в то же время он лишился и братьев. Тогда Дмитрий Иванович со своим двоюродным братом Владимиром Андреевичем заключил

                                                  2.

договор в 1364 году, выгодный для обоих. Митрополит Алексий был свидетелем и держал в руках святой крест. Юные князья дали клятву в том, что будут жить дружно, подобно своим родителям, в том, что приятели и враги у них будут общие. Владимир поклялся уважать великого князя как отца и повиноваться его воле, а Дмитрий Иванович поклялся любить и не обижать младшего брата. При этом договорились, что каждый владеет своею отчиною, уделами своих отцов. Ещё юные князья условились сообщать друг другу, если узнают какое «злоумышление». Пообещали они и в военных походах участвовать вместе.

    Дмитрий Константинович, князь Суздальский, вернул Дмитрию Ивановичу Владимир.  В том же году московские правители добились восстановления своего влияния в других княжествах: Стародуб, Ростов, Галич. Суздальский князь отказался от претензий на великое княжение и запросил мира. Отдав в замужество свою дочь, Евдокию Дмитриевну, Дмитрий Суздальский получил княжение в Нижнем Новгороде. Чтобы закрепить свою власть, Дмитрий Иванович женился на дочери Суздальского князя. Этот союз давал ему возможность рассчитывать на военную помощь.

  Дмитрий Иванович женился, когда ему было всего 16 лет.  Свадьбу играли 18 января 1367 года в Коломне. Место свадьбы было выбрано не случайно. В столице не могли достойно принять именитых гостей, т.к. в Москве в ту зиму шла подготовка к строительству белокаменного Кремля. Возвратившись после свадьбы в Москву, молодые супруги увидели почти дотла сгоревший город. Пожары в деревянных русских городах были не редкостью. С 1147 года, с самого первого упоминания о Москве в летописи, она почти 200 лет – до возведения Успенского собора, была деревянная: и княжеские хоромы, и дома ремесленников, лавки и амбары купцов, и крепостные стены Кремля – всё из стволов сосны, ели, дуба. В 1367 году, при князе Дмитрии Ивановиче, Кремль обнесли стеной из белого камня, башни на стенах оснастили огнестрельным оружием. С тех пор пошло название «Москва белокаменная».

    Евдокия Дмитриевна Суздальская, юная княжна, была мягкосердечной, набожной и кроткой.  «Взор у Евдокии голубой, волосы пышны, стан статен», «голосистая русская девушка Дуня, смешливая и ласковая, с ямочками на щеках», очень понравилась князю. Для тех суровый времён брак был на редкость удачным. Юные супруги нежно полюбили друг друга, и эти чувства сохранили до конца жизни. За 23 года супружеской жизни Евдокия Дмитриевна родила шестерых сыновей и трёх дочерей. Мир и согласие  в семье помогали Дмитрию Ивановичу вершить великие для Руси дела.

  Начало самостоятельного правления Дмитрия ознаменовалось конфликтом

                                                    3.

с Тверью, которую поддерживал князь литовский Ольгерд. С 1368 по 1372 годы он совершил три похода на Москву. Дважды Ольгерд доходил до столицы и осаждал её, но в 1372 году войска Дмитрия Ивановича преградили путь к Москве на Оке у Любутска, был заключён мир. Михаил Александрович, тверской князь, попытался получить помощь Орды, но Дмитрий добился возвращения великого княжения. Дмитрий Иванович собрал огромное  войско, осадил Тверь и заставил Михаила письменно отречься от претензий на великое княжение. Власть в Орде в то время захватил эмир Мамай. Дмитрий отказался выплачивать дань Мамаю, поэтому военное столкновение стало неизбежно.

  В 1377 году силы Мамая нанесли поражение нижегородско-московскому войску на реке Пьяне. А в 1378 году Мамай отправил в поход воинов мурзы Бегича, чтобы восстановить получение дани. Князь Дмитрий Иванович выступил с дружиной недалеко от Переяславля-Рязанского, на реке Воже одержал победу над монголами. После сражения на Воже уже никто не сомневался, что в скором времени предстоит большая битва с захватчиками. Эта победа нанесла значительный удар по авторитету Орды, поставила под сомнение её власть над Русью, которая отказалась платить дань. Всё это заставило Мамая начать подготовку к новому походу на Русь. Он не мог смириться с поражением и потерей дани.

  В войско Мамая вошли не только ордынские воины, но и полки подчинённых народов Поволжья и Кавказа. Войско Мамая насчитывало, по разным данным от 100 до 200 тысяч человек. Свои отряды пообещали Мамаю прислать Литовское и Рязанское княжества. О роли  Рязанского князя Олега в Куликовской битве в разных источниках высказываются разные мнения. В одних говорится, что против князя Дмитрия выступил Рязанский князь Олег Иванович, а в других о том, что князь Олег предупредил Дмитрия о предстоящем нашествии, а никакой обещанной помощи ордынцам не оказал.

  Под руководством Дмитрия Ивановича объединились княжеские дружины и ополчения большинства русских земель. К нему присоединились дружины братьев литовского князя Ягайлы, враждовавшие с ним. Ядром русского войска стали москвичи. Со всех сторон к Москве спешили конные и пешие воины во главе со своими князьями и боярами. Получив сообщение о выступлении войска Мамая, Дмитрий Иванович разослал грамоты «по все люди», назначив общий сбор рати в Коломне на 15 августа. Всюду: в Москве, Серпухове, Ярославле, Белозёрске, Брянске, Пскове, Суздале, Владимире, Ельце, Муроме, Ростове, Трубчевске, Смоленске, Стародубе, начали

                                                 4.

   собираться в поход будущие участники Куликовского сражения.

  В те времена все русские люди перед каждым важным делом отправлялись в церковь и молились на святые иконы, надеясь на божью помощь. Так поступил и князь Дмитрий.  Он побывал в Троицком монастыре и встречался там с настоятелем этой обители Сергием Радонежским, который благословил Дмитрия Ивановича и предсказал князю победу, но предупредил, что достанется победа тяжкой ценой, много русской крови будет пролито.

   Получив благословение преподобного Сергия Радонежского, который считался на Руси живым святым и поддерживал великого князя после кончины митрополита Алексия, Дмитрий Иванович двинул своё войско навстречу Мамаю. Войско Дмитрия Ивановича, по численности, не уступало вражескому. Рать князя Дмитрия была хорошо вооружена. Великий князь имел сведения не только о войске Мамая, но и о его союзниках. Он продвигался к Дону, навстечу Мамаю. На военном совете было решено переправиться через Дон и принять бой на Куликовом поле, около впадения  в Дон реки Непрядвы.

   В ночь на 8 сентября 1380 года русское войско, пройдя 200 км, вышло на Куликово поле. Поля, в современном значении этого слова, не было. Было непаханное степное пространство, охваченное с востока, севера и запада каймой Дона и впадавшей в Дон Непрядвы. Внутри водной каймы была кайма прибрежных лесов. Обе каймы напоминали подкову, обращённую выпуклостью к Москве. После того, как князь Дмитрий на коне объехал все полки и воодушевил их проникновенным словом, он оделся в одежду

 простого воина и встал среди воинов передового полка. Князь приказал поставить полки так, чтобы не дать возможности маневрировать коннице Мамая. Впереди он поставил главный полк, за ним – большой пеший полк. Кроме того он спрятал в дубраве засадный полк под командованием Дмитрия Боброка. В результате такой расстановки, Мамай был вынужден атаковать русских в лоб.

   Великое сражение началось в полдень с поединка воина-монаха Пересвета и ордынского богатыря Челубея. Оба в этой схватке погибли. Татарская конница начала атаку, но встретила упорное сопротивление. Войско Мамая перешло к наступлению по всей ширине Куликова поля. Коннице Мамая удалось прорвать строй полка и зайти в тыл русскому войску. Казалось, что ордынцы близки к победе. Но в этот момент в спину врагам ударил засадный полк Боброка. Вражеское войско во главе с Мамаем обратилось в бегство. Русские отряды преследовали отступающих почти 40 км. Сражение было

                                                5.

 

    тяжёлым: с обеих сторон было огромное количество убитых и раненых.

    После этой битвы князь Дмитрий, который сражался в доспехах простого ратника наравне со всеми, был прозван Донским. Великого князя поначалу считали убитым. Его нашли на поле боя не сразу. Дмитрий был в бессознательном состоянии. Доспехи его были во вмятинах, тело в рубцах от ударов вражеского оружия. Князь был «не единожды ранен и контужен».      В летописях говорится об именах московских ремесленников, нашедших Дмитрия Ивановича. Это Юрка-сапожник, Васька Сухоборец, Сенька Быков. В решающие для всего народа дни, простые люди, не раздумывая, шли на битву с захватчиками и бились плечом к плечу с князьями, не уступая им в отваге.

  Множество сил народных, множество жизней людских, множество лет подготовки потребовала победа на Куликовом поле, но этого было недостаточно, чтобы окончательно освободиться от монголо-татарского ига. Значение Куликовской битвы велико, несмотря на то, что ордынское владычество вскоре было восстановлено. Москва стала центром единого государства. Русские люди ощутили себя не только москвичами или ростовцами, а жителями всей Русской земли, единым народом, способным противостоять Золотой Орде и добиться независимости.

  Дмитрий Донской является одним из самых известных полководцев в истории Руси. Соотечественники отмечают его вклад в освобождение от монголо-татарского ига Русской земли, его пример высоты боевого духа и воинской отваги. Под предводительством великого князя Дмитрия Ивановича Донского русские воины одержали первую крупную победу над завоевателями золотой Орды, показав им, что на любую силу есть ответная сила. В конце жизни Дмитрий Донской без разрешения Орды завещал ярлык на великое княжение своему сыну, 17-летнему Василию Дмитриевичу, что явно говорило о росте влияния московского князя. С тех пор титул великого князя окончательно перешёл в Москву.

  К концу правления Дмитрия Ивановича под его власть перешли приокские земли, Галич, Дмитров, часть Смоленской земли, были объединены в Московское и Владимирское княжества.

  Князь Дмитрий Иванович Донской был причислен к лику святых в 1988 г. День его поминовения 19 мая(1 июня).

 


Оценить: 

Автор: Никитенков Всеволод, .
Челябинская село Бобровка

Заглянем в историю вместе
Комментарии (всего 0)
Чтобы оставлять комментарии Вам нужно зарегистрироваться.

В хорошем качестве hd видео

Онлайн видео бесплатно


Смотреть русское с разговорами видео

Online video HD

Видео скачать на телефон

Русские фильмы бесплатно

Full HD video online

Смотреть видео онлайн

Смотреть HD видео бесплатно

School смотреть онлайн