Смиренный воин Святой великомученик Георгий Победоносец
Четвёртый Всероссийский детский творческий конкурс
«Святые заступники Руси».
Литературное творчество
Смиренный воин Святой великомученик Георгий Победоносец.
Исторические события, связанные с именем Георгия Победоносца
Автор:
Суханов А., ученик 6 Г класса МОУ «СОШ № 24 с углублённым изучением предметов художественно-эстетического направления»
города Архангельска.
Руководитель:
Мохотаева Н.Н., учитель русского
языка и литературы МОУ «СОШ № 24 с углублённым изучением предметов художественно-эстетического направления»
города Архангельска.
«Яко пленных освободитель и нищих защититель, немощствующих врач, царей поборниче, победоносче великомучениче Георгие, моли Христа Бога спастися душам нашим…» (Тропарь, глас 4) С такими словами молитвы многие христиане обращаются за помощью к Святому Георгию. Воины и миряне… Нуждающиеся в исцелении и защите… Бедные и богатые… Деревенские и городские жители... Многие ищут спасения у этого великомученика. Почему же именно к нему мы обращаемся в трудные для себя минуты?
Святой Георгий — это один из наиболее любимых и глубоко почитаемых святых в христианской истории. Память святого великомученика Георгия Победоносца празднуется всей Православной Церковью 6-го мая. Святой Георгий является прежде всего, покровителем православного воинства, а также покровителем земледельцев и скотоводов. Эти две стороны жизни людей - труд на земле и защита Отечества, являются наиболее значимыми для всех.
По происхождению римлянин, святой Георгий принадлежал к древнему патрицианскому роду, поселившемуся в малоазиатской провинции Кападокии. Он родился в Бейруте, во второй половине III века. Отец его, тайный христианин, погиб мученической смертью, завещав сыну пример мужества и стойкости христианских убеждений. Еще юношей Георгий вступил в армию и проявил такие выдающиеся способности, что уже на 20-м году жизни достиг звания «военного трибуна», довольно высокого в то время. Император Диоклетиан во время египетской войны вверил ему особый отряд. Вскоре после этого Георгий прибыл в Никомидию, в то время император готовился издать эдикт о преследовании христиан. На военном совете Георгий в блестящей речи доказывал несправедливость этого эдикта и тут же объявил себя христианином. За это он был заключен в темницу и, несмотря на уговоры императора, убеждавшего его отречься от Христа, остался непреклонным, мужественно претерпел ряд самых жестоких пыток и мучений, после которых 23 апреля 303-го года принял мученическую кончину и был обезглавлен.
Святая Церковь дала такую оценку подвига великомученика: «Святому Георгию за мужественно перенесенные страдания и за одержанную им славную победу над мучителями, а также за его чудесную помощь, оказываемую и после своей кончины людям, находящимся в опасности, святою Церковью усвояется наименование Победоносца…». Мощи святого Георгия были перенесены из Никомидии в Палестину и положены в городе Рамле, а при императоре Константине Великом были перенесены во вновь устроенный в честь святого великомученика великолепный храм в Лидде (недалеко от Рамлы). Глава святого Георгия находится в Риме, в церкви его имени.
Известно, что почитание Георгия как святого началось с V века и получило широкое распространение во всем христианском мире.
С принятием христианства почитание святого Георгия приходит и на Русь. Как известно, уже первые киевские князья-христиане помогли утверждению культа святого Георгия Победоносца – и в качестве небесного покровителя княжеской власти, а так же в качестве «небесного устроителя» всей «светло украшенной» Русской земли. Имя Георгия становится одним из любимых у киевских князей, получив в русской транскрипции свое оригинальное звучание в нескольких вариантах — Юрий, Егор, Егорий. Сын крестителя Руси равноапостольного князя Владимира князь Ярослав Мудрый, в крещении Георгий († 1054), после победы над чудью (одно из финно-угорских племён) построил в 1030 году под Великим Новгородом первый у нас Георгиевский (Юрьев) монастырь. Затем в период между 1051 и 1053 годами воздвиг в Киеве, рядом с собором Святой Софии, первый каменный Георгиевский храм, после победы над печенегами. В честь святого Георгия Ярослав Мудрый основал город Юрьев. А день освящения первого храма святого Георгия — 26 ноября 1051 г. — был отмечен установлением ежегодного празднования этого события и вошел в народную память под названием Юрьева дня, или осеннего Георгия. Ярослав приписывал свои победы помощи святого Георгия и старался увековечить его имя.
Некоторые археологи утверждают, что Ярослав поместил изображение св. Георгия на своей великокняжеской печати. На сохранившихся монетах того времени есть изображение св. Георгия. Одна из монет имеет ушко, что позволяет думать, что она предназначалась для ношения. В царствование Федора Иоанновича в награду за храбрость раздавали воинам серебряную монету с изображением святого Георгия. Князья имели его на своих печатях и шлемах, войскам давались знамена с тем же изображением. Наконец Иоанн III внес образ св. Георгия в русский государственный герб.
После Куликовской битвы Георгий Победоносец стал считаться покровителем Москвы, а затем – и всей России. Сейчас Георгий Победоносец есть на гербе России и на флаге и гербе столицы. До 1917 г. этот же герб был основной частью герба Российской Империи.
Св. Георгий — покровитель воинства. Изображение Георгия Победоносца на коне символизирует победу над диаволом — «древним змием».
Святой Георгий — это воин-христианин, защитник правой веры и борец со злом. Все действия Георгия имеют начало в прямом повелении Божием. Вознеся молитву Господу, Георгий услышал "глас с небеси", говорящий: "Дерзай, Георгие, не обратится тощь глаголъ твой, еже аще возглаголеши". Образ Георгия всегда оставался, прежде всего, образом непобедимого воина Христова: и в страдальческом подвиге – в битве духовной, и в подвиге бранном – на полях сражений – он поистине великомученик, а потому и победоносец. Ему как бы изначально и навеки даровано чудо победы – как и не менее чудесная способность приносить ее своим почитателям. Ибо «претерпев за Христа» и победив действительно «великие муки», победив при этом самого себя, свой страх, человеческую незащищенность, он мог победить и главного своего мучителя – диавола.
Императрица Екатерина II глубоко почитала св. Георгия, и вскоре после своего восшествия на престол пожелала учредить исключительно военный орден. 26 ноября торжественно был установлен день «Воинского Ордена Святого Великомученика и Победоносца Георгия».
По первоначальному статуту орден Святого Георгия учреждался «из особливой Императорской милости к служащим в войсках, в отличие и награждение их за оказанные во многих случаях ревность и службу, а равно и для поощрения их в воинском искусстве». Орден этот повелевалось никогда не снимать, «ибо заслугами оный приобретается» и точного числа его кавалеров не определено «ибо в него положено принимать столько, сколько достойными себя окажут».
В своем указе Императрица повелела, чтоб лента к ордену была из трех черных и двух желтых полос. В 1833 г. граф Литта писал, что «Бессмертная законодательница, сей орден учредившая, полагала, что лента его соединяет цвет пороха и цвет огня...» В действительности же цвета ордена были государственными с тех времен, когда русским национальным гербом стал черный двуглавый орел на золотом поле. Георгиевская лента олицетворяла воинскую доблесть.
Это была очень высокая награда, недаром в статуте говорилось: «Сей орден никогда не снимать!». По значимости своей орден Святого Георгия шел сразу же за орденом Андрея Первозванного. Георгиевскому кавалеру были открыты все двери, на нем почтительно останавливались взгляды прохожих. Стоило только Георгиевскому кавалеру, пусть даже человеку небогатому и незнатному, войти в любое собрание, как все присутствующие вставали перед ним, ибо знали, как «добывался» этот маленький, покрытый белой эмалью крестик. Георгиевский праздник 26 ноября торжественно праздновался во всех местах необъятной Империи.
Награждение двумя первыми степенями ордена Святого Георгия производилось по усмотрению самой императрицы. Награждение III и IV степенями ордена возлагалось на Сухопутную и Морскую военные коллегии.
Во время гражданской войны и в долгие последовавшие за ней годы всякое напоминание о прошлом старательно стиралось из памяти людей. Георгиевские цвета совершенно исчезли из советского обихода, но они не изгладились в памяти народа.
Во время войны 1941-45 гг., когда Сталин признал необходимым возвращение к некоторым национальным символам, в Советской России неожиданно воскресла лента ордена св. Георгия. Она появилась на красном фоне, на медали «За взятие Берлина» и на медали «За победу над Германией». 8 ноября 1943 г. был основан «Орден Славы», точная копия Георгиевского креста, с почти идентичным статутом. Крест заменила пятиконечная звезда, орден имеет только три степени: 3-я степень - серебряная звезда, 2-я степень, - серебряная звезда с золотым медальоном в центре, 1-я степень - золотая звезда. Лента к ордену - Георгиевская.
В это же время было разрешено старым Георгиевским кавалерам первой мировой войны носить заслуженные ими Георгиевские кресты и медали. Затем Георгиевские ленты появились на фуражках моряков Черноморского флота, а затем и на советских почтовых марках. Оранжево-черная лента осталась символ храбрости и славы и глубоко засела в душах русских людей.
Удивительно, что полный разгром фашистской Германии пришелся на праздник Георгия Победоносца, а также что ее капитуляцию 8 мая 1945 г. принял маршал Георгий Жуков, который руководил победными сражениями Великой Отечественной войны: битвой под Москвой, Сталинградской битвой, сражением на Курской дуге, штурмом Берлина.
Моего папу тоже зовут Юрий (производное от Георгия). Он работает врачом – реаниматологом в детской больнице и каждый день, как истинный воин Христов, борется за жизни своих маленьких пациентов и спасает их. И ему нужна защита Святого Георгия, и он тоже часто обращается к нему со словами: «Яко пленных освободитель и нищих защититель, немощствующих врач, царей поборниче, победоносче великомучениче Георгие, моли Христа Бога спастися душам нашим… Полвигом добрым подвизался еси, страстотерпче Христов, верою, и мучителей обличил еси нечнстие, жертва же благоприятна Богу принеслся еси: темже и венец приял еси победы , и молитвами, святее, твоими подавши прегрешений прощение…»Оценить: |
Автор: Суханов Артем, 12 лет.
Заглянем в историю вместе
|