Почитание на Руси святого Великомученика Георгия Победо
Почитание на Руси святого Великомученика Георгия Победоносца
Святой Георгий — это общехристианский святой. История жизни святого коротка и во многом неопределенна, а варианты его жития часто разнятся между собой. Наиболее общепринятой версией является та, согласно которой Георгий был уроженцем Каппадокии (область в Малой Азии) и имел знатных родителей. Еще юношей он вступил в армию и прославился своими воинскими подвигами, достигнув высокого звания на службе у римского императора Диоклетиана. Однако за исповедание христианской веры Георгий был подвергнут жесточайшим пыткам и казнен в 303 г. в возрасте тридцати лет.
Почитание Георгия как святого началось с V века и получило широкое распространение во всем христианском мире. Особенное значение почитанию святого придавали на Востоке. И недаром, святой Георгий стал покровителем византийских императоров.
С принятием христианства почитание святого Георгия приходит и на Русь. Имя Георгия становится одним из излюбленных у киевских князей, получив в русской транскрипции свое оригинальное звучание в нескольких вариантах — Юрий, Егор, Егорий. Особенно много для утверждения культа Георгия сделал Ярослав Мудрый, принявший при крещении его имя. В честь святого Георгия Ярослав Мудрый основал город Юрьев, Георгиевский монастырь в Киеве. А день освящения первого храма святого Георгия — 26 ноября 1051 г. — был отмечен установлением ежегодного празднования этого события и вошел в народную память под названием Юрьева дня, или осеннего Георгия.
Довольно рано на русский язык было переведено Житие святого Георгия. Особенную популярность приобрел один из эпизодов Жития, связанный с победой Георгия над чудовищем-змием. Этот сюжет, названный на Руси "Чудо Георгия о змие", получил самостоятельное существование в древнерусской литературе и искусстве. Первоначальный перевод "Чуда Георгия о змие" был сделан с греческого языка в XI веке, на рубеже XII–XIII вв. возникла русская переработка текста, называемая в науке "вторая русская редакция".
В древнерусском повествовании "Чудо Георгия о змие", подвиг Георгия имеет глубинную христианскую символику. Так, образ змия-дракона, которому жители некоего палестинского города Гевала приносят человеческие жертвы, приобретает более широкое значение символа сатаны или, по крайней мере, символа всех злых сил, которые служат дьяволу. Стоит напомнить, что образ змия, как служителя дьявола, восходит еще к Библии, ведь именно змий-искуситель стал инициатором первого грехопадения первых людей — Адама и Евы. Кроме того, образ змея, пожирающего людей присутствует в книге пророка Иеремии (Иер. 8:17), где приобретает апокалиптические черты — Господь угрожает жителям Иерусалима напустить на них подобное существо за их грехи, что будет свидетельством конца света. Присутствует этот образ и в многочисленных в апокрифах, например, змей поедающий грешников, был известен русским читателям по очень популярному "Хождению Богородицы по мукам".
Образ жителей Гевала — это собирательный символ тех, кто еще не познал света истинной веры, людей, погрязших в грехах и неверии. "Вси вероваху во идолы, почитающе ихъ по преданию и по велению царскому, отступиша бо отъ Бога, и Богъ отступи от них", — говорится в повествовании о жителях Гевала.
Столь же многомерен и образ детей, которых жители Гевала отдают на поедание змию, особенно образ дочери царя — отроковицы. В данном случае не зря подчеркивается отроческий возраст девушки, ведь это означает, что она не познала еще мужчину и хранила свою девственность. Образы девственности и детства — это символы девственной чистоты и безгрешия человеческой души. Следовательно, безропотно отдавая безгрешных детей змию, жители Гевала столь же безропотно отдавали свои души в услужение дьяволу и не могли уже надеяться на вечное спасение.
А в центре повествования, конечно же, стоит образ святого Георгия. Святой Георгий — это воин-христианин, защитник правой веры и борец со злом. Не случайно, что действия Георгия имеют начало в прямом повелении Божием. Вознеся молитву Господу, Георгий услышал "глас с небеси", говорящий: "Дерзай, Георгие, не обратится тощь глаголъ твой, еже аще возглаголеши". Поэтому очень важен тот факт, что великий воин победил змея не мечом, но, прежде всего, крестом и словом. Начертав на земле "знамение Христово", он сказал: "Во имя Исуса Христа, сына Божия, покорися горки зверю, и гряди вослед мене". И змей безвольно рухнул к ногам святого. Следовательно, победа была достигнута верой и Божией помощью, сотворившей чудо.
И подвиг святого Георгия нельзя сводить лишь к тому, что он освободил жителей Гевала от чудища. Истинный смысл подвига заключается том, что он, с Божией помощью, спас людские души, обратив их в христианство: "Тобою веруем в единаго Бога Вседержителся и во единороднаго Сына Его, Господа нашего, Исуса Христа и во Святый животворящий Духъ", — воскликнули жители Гевала, после чего Георгий отрубил мечом голову чудовища.
Поэтому змей, поверженный сначала Словом Божием, а затем мечом человеческим, — это символ освобождения человеческих душ от греха идолопоклонства, от всего того злого, чему они ранее поклонялись. Георгий, не убоявшийся зла, вступил с ним в борьбу. Победу же ему принесло единство Слова и оружия, единство веры и воинской доблести. Следовательно, это Господь, услышав молитву Георгия, спас людей, даровав им надежду на жизнь вечную.
И не случайно святой Георгий, увидев истинность веры жителей Гевала, сотворил новое чудо, — повесил над святым алтарем церкви свой щит, который висит в воздухе лишь "силою же и действиемъ Святаго Духа". Этот щит тоже является символом того, что все честные христиане во все времена могут надеяться на заступничество святого Георгия.
Интересно, что уже в Древней Руси в народном сознании возникло и еще одно прочтение заступничества святого Георгия — Георгия стали почитать как покровителя земледелия и скотоводства. Дело в том, что уже само имя Георгий в переводе с греческого языка означает "возделывающий землю". С днем его поминовения — 23 апреля — на Руси издревле связывали начало полевых работ. Таким образом, победа святого Георгия над змеем, связывалась с победой живых весенних сил природы над мертвыми силами суровой зимы. По мнению современных исследователей, святой Георгий стянул к 23 апрелю массу старых, подчас языческих обычаев, которые сопровождали у землепашцев празднование окончательной победы весны. Так родились многочисленные обряды и заклинания, в которых Георгий занимает центральное место, ибо в этот день ему служили молебны и верили, что он "от глаза, от зверя, от лихова человека скот спасает".
В целом же, святой Георгий стал более чем почитаем в Русской Православной Церкви, в отечественной религиозно-философской мысли и в народном сознании. Недаром русские люди нарекли этого святого Георгием (Егорием) Победоносцем. К Георгию обращались с просьбой о здравии душевном и телесном, о плодородии земли, о помощи и заступничестве в борьбе с врагами родной земли, об ограждении от козней дьявола. Его видели предстоящим перед престолом Господа, как "помощника и теплого заступника" людей, ибо он "Христов угодник и бесом потребитель".
Георгию Победоносцу были посвящены большое число храмов и монастырей, написано множество икон, причем особенной популярностью в иконописи пользовался сюжет "Чудо Георгия о змие". В честь святого Георгия до сей поры празднуются два праздника — 23 апреля (день гибели святого, 6 мая по новому стилю) и 26 ноября (9 декабря).
Необходимо также сказать об одном очень распространенном заблуждении относительно образа святого Георгия в древнерусской геральдике. До сих пор можно встретить утверждения, что именно святой Георгий изображался периодически с XIII века и постоянно с конца XV века на русских монетах, печатях и гербах. На самом деле, все было несколько иначе.
В самом деле, еще в XIII в на московских княжеских печатях появился всадник с мечом, а к концу XV в. изображение всадника, или "ездеца", поражающего копьем дракона, утверждается в качестве символа великокняжеской власти. Но в средневековом русском понимании, всадник с копьем обозначал не святого Георгия Победоносца, а символизировал государя – великого князя, позднее, царя. По мнению многих современных исследователей, изображение князя, поражающего дракона – это символ государя православной Руси, который борется против обобщенного образа зла (или дракона). Лишь иностранцы называли всадника русского герба святым Георгием.
В XVIII в., когда, на западный манер, в России стали вводить гербы городов, за основу московского герба было взято традиционное изображение "всадника, разящего дракона". Только теперь всадника начали именовать Святым Георгием Победоносцем. Впервые "Святым Егорием" всадника московского герба назвал государь Петр I в собственноручной записке, датированной 1710-ми гг.
Официальным гербом Москвы изображение Святого Георгия стало в 1781 г. Уже вскоре после опубликования "Жалованной грамоты городам" 1785 г., новый московский герб был включен в городское делопроизводство.
Оценить: |
Автор: Алдабаев Максим, 16 лет.
Заглянем в историю вместе
|