Номинация "Литературное творчество"
Историческая эпоха Сергия Радонежского
Преподобный Сергий Радонежский – самый почитаемый и любимый русский святой. Неслучайно известный русский историк прошлого В. О. Ключевский писал, Россия будет стоять до тех пор, пока теплится лампада у раки преподобного Сергия. Епифаний Премудрый, известный книжник начала хv века, инок Троице – Сергиевой Лавры и ученик Сергия, написал самое первое « Житие Сергия Радонежского» через 26 лет после его смерти- в 1417 – 1418 годах. Епифаний нарисовал правдивую картину русской жизни первой половины хv века, когда память о ней ещё была свежа у современников инока.Родители Сергия Радонежского жили простой обычной жизнью – жизнью людей своего времени, но из всех семей Господь избрал именно их, чтобы явить великого святого, заступника и покровителя земли Русской. Его отец – боярин Кирилл – происходил из знатного рода и был близок к ростовскому князю, который во всём держал совет с ним. А ещё отец Сергия был, как бы его сейчас называли государственником – болела его душа о грехе братоубийственных княжеских войн. Горяча была молитва боярина в долгие ночные часы о спасении Руси, ниспослании ей сильного и праведного князя. Который прекратит княжеские междоусобицы. Под стать боярину Кириллу была его жена Мария. Кроткая и любящая. Она всегда была рядом, её молитва и любовь хранили Кирилла на всех его путях. Свою любовь к Богу во всей своей полноте и святости они передали и сыну, во Святом Крещении наречённому Варфоломеем, что означает « Сын радости». Наречение это было пророческим: о рождении его возрадовались не только родители его, но и по сей день радуется земля Русская – ибо имя его в монашеском постриге Сергий, а в истории Церкви нашей и Отечества зовётся он преподобным Сергием Радонежским.
Трудное было то время для Руси. К концу клонилось восьмое десятилетие господства над русскими землями сильного, коварного и жестокого ордынского ига. Доживали свой век те, кто пережил весь ужас, страх и боль Батыева нашествия, но их рассказы долгими зимними вечерами передавались из уст в уста и в княжеских палатах, и в крестьянских жилищах. Сердца людей наполняли страх и уныние, и только вера в бога и упование на Его милость и помощь. На заступничество матери Божией не давали душе народной опуститься на дно беспросветного отчаяния.
Велико было земное служение преподобного Сергия, обнимало оно все стороны российской жизни того времени, но это была лишь начальная страница многовековой повести о том, как молитвами и заступлением святого Сергия хранилось наше Отечество. Если бы нам дано было ведение судеб Божиих, то ,наверное, пришлось бы нашим учёным переписать историю Государства Российского и заново её осмыслить, потому что тогда ведомо бы было нам, что на одно важное событие в истории России не обошлось без благодатного вмешательства Преподобного.
« От Бога благодать дана святому Сергию, - писал в середине ХVII века старец Симон ( Азарьин), монах Троице – Сергиевой Лавры, - всю Российскую землю заступать от находящихся врагов, от безбожных татар и немцев, и Литвы, и прочих языков не чтущих по истине Бога Господа нашего Иисуса Христа. Как Богом дарованный помощник всему государству, обретался Сергий Радонежский всюду царями и великими князьями соратником в битвах: и на Дону великому князю Дмитрию Московскому на безбожного хана Мамая благословение дал, и во время боя посланиями своими крепко вооружал его, и с Рязанскими и Нижегородскими князьями князю Дмитрию мир вечный устроил …»
Князь Дмитрий московский весной 1380 года сам отправился к Сергию радонежскому, известному по всей Руси своим благочестием, чтобы спросить совета по поводу военного конфликта с ордынским ханом Мамаем. Сергий благословил князя, а также дал разрешение нескольким монахам из своего монастыря, которые в прошлом были воинами, сопровождать армию князя в походе опытных бойцов – бояр - Александра Пересвета и Ослябю. Русские войска в ночь на 8 сентября 1380 года переправились через Дон и заняли боевые позиции на Куликовом поле. Утро битвы было прохладным и сырым. Густой туман цеплялся за болотистую землю вокруг поля боя, приглушая производимый воинами шум и скрывая их от противника. Когда забрезжил рассвет. Затрубили трубы, было развёрнуто знамя с золотым образом Иисуса Христа, под которым русские готовились идти в бой. Пешие и конные воины беспокойно толпились на месте, пока командиры объединяли их в полки. Издалека доносился гул монгольских труб, свидетельствующий о том, что где – то собиралась пока ещё невидимая армия противника.
Утро дня битвы было отмечено зловещими знаками и предзнаменованиями – огромное количество ворон расселось на деревьях восточнее поля, а над рекой раздавался страшный клёкот орлов. Оба войска впервые увидели друг друга примерно через час после появления первых лучей солнца и сразу начали развёртываться в боевые порядки.
Сражение началось с небольших стычек передовых отрядов, после чего состоялся знаменитый бой поединщиков. От ордынской армии выехал монгольский всадник, который в летописях назван Челубеем. Он направился к позициям русского войска и начал насмехаться над воинами и поносить их. В ответ на его брань вперёд выехал Александр Пересвет, - один из воинов – монахов, отправленных в поход Сергием Радонежским,- готовый принять вызов. Оба поединщика нанесли удары друг другу, копья пронзили их, и воины были смертельно ранены. Александру Пересвету удалось удержаться в седле достаточно долго, чтобы, до того как он упал мёртвым, успеть вернуться к позициям русской рати, в то время как Челубей был выбит из седла и умер на глазах всей монголо – татарской армии. Поединок закончился, и теперь начиналась смертельная битва, в которой русское войско одержало победу, однако дорого заплатило за неё. Дошедшие до настоящего времени источники указывают, что потери русских составили огромное число людей, которое включало более 60 процентов участвовавших в походе бояр и князей. Пример Куликовской битвы, в ходе которой объединённые войска русских княжеств изгнали иностранного захватчика, позволил жителям разрозненных княжеств осознать себя частью единого русского народа.
Главную роль в этом постепенном процессе объединения играла Москва. А преподобный Сергий Радонежский поддерживал объединительные усилия для возвеличивания и укрепления Русского государства. Где бы ни были в битвах государи и великие князья, преподобного Сергия имя всегда поминали. И везде, во всех путях и напастях имя его призывали, и когда с любовью что делали, именем Преподобного утверждались.
До сих пор мы много говорили о деле Сергиевом теперь время вспомнить о том, как начиналась его иноческая жизнь в глухих Радонежских лесах. В небольшой подмосковный городок Радонеж родители преподобного Сергия вынуждены были переселиться, спасаясь от притеснений воевод московского князя Иоанна Калиты. Так, промыслом Божиим между 1329 и 1342 года юноша Варфоломей оказался в том месте, где ему было определено стать великим святым, Игуменом земли Русской. Седьмого октября 1342 года он был пострижен в монахи, получив имя Сергия. А так как это произошло на территории Радонежской волости, за преподобным Сергием закрепилось прозвище» Радонежский». Сергий явился как свет и озарил этим светом всю территорию Русской земли – на много веков вперёд. Сергий принёс на Русь возрождение духа. Того духа, который вскоре поднял и отстроил огромную православную державу. Сперва вокруг него отстроились двенадцать келий ( апостольское число!), затем спустя несколько десятков лет, вокруг затаив дыхание, стояла уже вся Россия. Поддерживая политику централизации, которую проводили московские князья, Сергий Радонежский оказался в центре общественно – политической жизни Руси второй половины ХIV века.
Сергий, а вслед за ним и его ученики несли веру в неосвоенные земли, строили лесные монастыри. Епифаний Премудрый, создатель храмов Никон, переводчик греческих книг Афанасий Высоцкий, иконописец Андрей Рублёв – все они явились последователями духовного пути Сергия Радонежского. С именем Сергия Радонежского непосредственно связана Свято – Троицкая Сергиева Лавра – уникальный памятник архитектуры ХVI – ХVII веков. На её территории находятся несколько храмов., в том числе Собор в честь Успения Пресвятой Богородицы, Храм во имя Преподобного Сергия Радонежского. Тысячи поломников посещают Лавру, чтобы прикоснуться к святыням русского народа, обрести душевный покой. А самый главный и наиболее древний памятник Троице – Сергиевой Лавры – Троицкий собор. Ему более пятисот лет. В этом соборе находится гробница Сергия Радонежского.
Русские цари считали за великую честь крестить своих детей в Троицком соборе. Перед военными походами молились Сергию и просили у него помощи. До сих пор огромный поток людей приходит в собор, тем самым выражая глубокое уважение, почтение русскому святому Сергию Радонежскому. Само слово « преподобный» означает «более подобный Богу, чем другие». В «Соборе святых, в земле Владимирской просиявших», преподобный Сергий Радонежский занимает не менее значимое место, чем благоверные князья и святители. Судьба его неразрывно связана с историей Владимирского края.
Эпоха Сергия Радонежского ознаменовала собой расцвет русского монашества. Учениками и сподвижниками « игумена Земли Русской» по всей Руси было создоно около 150 монастырей, многие из которых находились на Владимирской земле. Сам Сергий Радонежский бывал в нашем Владимирском крае дважды. В начале пятидесятых годов ХIV он был вынужден из – за смуты возникшей в его родной обители на горе Маковец, покинуть её, и некоторое время жил на берегах речки Махры ( ныне Александровский район Владимирской области) в монастыре, основанном преподобным Стефаном. Чуть позже преподобный Сергий основал со своим учеником Романом Благовещенский монастырь на Киржаче, давший начало городу Киржачу. Второй раз он посетил Владимирский край в 1365 году во время поездки в Нижний Новгород для примирения княжеских междоусобиц. Застигнутый бурей в пути, он основал монастырь близ города Гороховца. Эта эпоха оставила немалый след в истории Владимирского края. Ближайшими друзьями и сподвижниками Сергия Радонежского, жившими здесь, были Евфимий Суздальский и Никон Радонежский. Преподобный Евфимий основал в Суздале один из крупнейших русских монастырей. Преподобный Никон, родившийся в городе Юрьев – Польском, восстанавливал обитель на горе Маковец после разорения её татарами. Во время этого восстановления впервые открылся дар иконописца Андрея Рублёва. Двадцать пятого сентября 1392 года преподобный Сергий радонежский завершил свой земной путь, но историческая эпоха, символом которой стало его имя, не закончилась на этом. Подвижники, подобные Сергию Радонежскому, прошли огромный путь гонений, пыток и ссылок, чтобы передать православную веру последующим поколениям.
Своих подвижников, несомненно, даст Русской Церкви и Владимирской земле и наше время. Их имена с годами будут известны всем, и то, что для составления списка потребуется не гусиное перо, а современный компьютер, ничуть не умалит значения подвига святых нового времени.
Оценить: |
Автор: Авдеева Лада, 13 лет.
Заглянем в историю вместе
|