Номинация "Литературное творчество"
Что мы знаем сегодня о Сергии Радонежском?
Рымарь Яна, ученица 5 А класса МБОУ СОШ № 7 г. Минеральные Воды Ставропольского краяРуководитель Сегеда Галина Николаевна
Что мы знаем сегодня о Сергии Радонежском?
Из века в век
Твой ясный свет
Сияет над Россией.
Твой образ Пресвятой
Живёт в сердцах людей.
Ты открываешь к Истине пути
И воскрешаешь силы,
Даруя Миру Свет
Любви и радости своей.
Сергий Радонежский почитается Русской православной церковью в лике святых как преподобный и считается величайшим подвижником земли Русской. Что же мы знаем сегодня о Сергии? Жил в 14 веке, был основателем Троице-Сергиевой Лавры - духовного центра Православной России, благословил Дмитрия Донского на битву с Мамаем и послал с московским князем на поле Куликово двух своих монахов, один из которых – Пересвет - и начал битву схваткой с ордынским мурзой Челубеем. Сергий Радонежский появлялся не раз среди защитников своей обители в критические для нее моменты, когда поляки вместе с тушинцами в 1608-1610 годах 16 месяцев осаждали Лавру, но так и не смогли её взять. В Смутное же время, когда судьба православия и России висела на волоске ,Сергий Радонежский трижды в видениях являлся к Козьме Минину, нижегородскому гражданину, подвигая того не мешкая собирать народное ополчение для изгнания врагов. А еще раньше, в пору покорения Иоанном Грозным Казани, и русскому царю помогал небесный воитель в окончательном освобождении своей земли от татарского ига… Но многие ли из нас при имени Преподобного Сергия обращаются не к памяти и книгам, а к душе? Он – там! Без него русская душа не полна, не окормлена до полной меры сытости. К Сергию народ не мог охладеть, это значило бы отказаться от самого себя. В самые тяжкие для общей нашей судьбы моменты в русском сердце слышался его участливый голос: «Не скорби, чадо». Примером свой жизни, высотой своего духа преподобный Сергий поднял упавший дух родного народа, пробудил в нем доверие к себе, к своим силам, вдохнул веру в свое будущее. Он вышел из нас, был плоть от плоти нашей и кость от костей наших, а поднялся на такую высоту. «О, если бы его увидеть, слыша. Думается, он ничем бы сразу и не поразил. Негромкий голос, тихие движения, лицо спокойное святого плотника великорусского. Такой он даже на иконе – образ невидного и обаятельного в задушевности своей пейзажа русского русской души. В нем наши ржи и васильки, березы и зеркальность вод, ласточки и кресты, и не сравнимое ни с чем благоухание России. Всё - возведенное к предельной легкости, чистоте…» - это о Сергии. Много различных чудес происходило благодаря молитвам подвижника. Слепые прозревали, хромые шли, прокаженные очищались, глухие слышали – словом, все с верой приходящие к Святому, какими бы они ни страдали недугами, получали телесное здоровье и нравственное очищение. Господь даровал своему угоднику чародейственную силу. Он мог даже воскресить умершего. Очень многие видели необычайный пламень, исходящий из руки Преподобного, и окружающий его огонь. Сергий очень был требователен к людям, которые нарушали закон. Он говорил: «Как же мы не страшимся отбирать чужое, обижать ближнего и творить всякое зло. Разве мы не видим, что творящие неправду становятся неимущими, дома их пустеют, и память о них исчезает навсегда. И в будущем души их ждет мучение. Никогда не притесняйте сирот». Сергий непритязателен был и в одежде. Одежды новой никогда не надевал, то, что «из волос и шерсти овечьей спрядено и соткано», носил. И тот, кто раньше не видел и не знал его, никогда не подумал бы, что это игумен Сергий, а принял бы его за одного из чернецов, нищего и убогого, за работника, всякую работу делающего. Так воспринял его и пришедший в монастырь поселянин, не поверив, что перед ним сам игумен, настолько он был прост и невзрачен на вид. В сознании простолюдина преподобный Сергий был пророком, а на нем ни одежды красивой, ни отроков, ни слуг поспешных вокруг, ни рабов, служащих ему и честь воздающих. Всё рваное, всё нищее, всё сирое. «Я думаю, что это не тот», - воскликнул крестьянин. Сергий же проявил чистоту душевную, любовь к ближнему: «О ком печалишься и кого ищешь, сейчас Бог даст тебе того». До преподобного Сергия, назвавшего свою обитель именем Святой Троицы, на Руси подобных храмов и монастырей почти не было. После Сергия они появляются во множестве. Дело в том, что на христианском Востоке храмы и монастыри возводятся в честь литургического календаря Рождества Христова. Праздника Святой Троицы в календаре Восточной церкви нет. В народе Троицыным днем называют 8-е воскресенье после Пасхи. Но это название не зафиксировано ни в Уставе, ни в богослужебных текстах. Таким образом, Сергий, вопреки установившейся традиции, называет свой монастырь не в честь праздника, а в честь самой Троицы прославляемого Бога-Отца, Сына и Святого Духа. Так он подчеркивает, что мы, христиане, поклоняемся не просто единому Богу, но Богу, единому в Троице. Такие светоносные явления, как Сергий Радонежский, называют не итогом чего-то, а предвестием. Когда окаянство в России принялось одолевать, пришли Серафим Саровский, оптинские старцы, Иоанн Кронштадский и вновь указали переправы через потоки лжи и грязи на противоположный берег, где, став на твердую почву, русский человек сможет опять обрести себя в праведных трудах. Много тяжкого ждет русского человека впереди, особенно в ближайшие годы, но не оставят его Великие Путеводители, когда обратится он к ним за просвещением. И образ великого русского заступника Сергия Радонежского всегда был и будет для нашего народа путеводной звездой.
Оценить: |
Автор: Рымарь Яна, 11 лет.
Заглянем в историю вместе
|