Номинация "Литературное творчество"
Жизнеописание Сергия Радонежского
Сергий Радонежский родился в селе Варницы под Ростовом Великим 3 мая 1314 года в семье боярина Кирилла и его супруги Марии. Согласно Житию младенец был окрещен на 40-й день после рождения и наречен Варфоломеем. Имя «Варфоломей» было довольно редким среди боярства той эпохи и вообще не встречалось среди княжеских имен. Это имя носил один из двенадцати ближайших учеников Христа - апостолов. Как и другие сложные имена греческого происхождения, имя «Варфоломей» на Руси обычно произносили по-своему - «Валфромей». При таком произношении в нем звучало нечто необычное, чужеземное.
Как и любой человек, Варфоломей всю жизнь хранил в душе образы матери и отца. О родителях его известно очень мало. Судя по рассказу Жития Сергия, мать будущего подвижника была тихой, доброй и набожной женщиной. Именно мать заронила в душу Варфоломея искру горячего религиозного чувства, которая со временем воспламенила его сознание. Несколько больше, чем о матери, можно сказать об отце Варфоломея. Уже одно то, что Кирилл был ростовским боярином, позволяет увидеть некоторые истоки личности и мировоззрения его сына.
Варфоломей уже с детства был отмечен особой «благодатью». Многочисленные чудесные знамения убеждали Кирилла и Марию в «богоизбранности» их среднего сына. Незадолго до рождения Варфоломея его мать стояла в церкви на воскресном богослужении. В самые важные моменты литургии младенец трижды прокричал во чреве матери. В первый год жизни он отказывался от материнского молока в постные дни недели- среду и пятницу. С детства Варфоломей отличался добротой, любовью к молитве и посещению храма. Рос он тихим и кротким мальчиком, любившим уединение и сторонившимся сверстников .Вместе с братьями старшим Стефаном и младшим Петром- семилетний Варфоломей был отдан в учение, которое давалось ему с трудом. Впечатлительный мальчик очень переживал эту напасть и усердно молил Господа «открыть ему дверь книжного разума»
Однажды, разыскивая в поле пропавших лошадей, он увидел монаха. От монаха веяло такой необыкновенной добротой и любовью, что неожиданно для самого себя Варфоломей поведал ему своё горе. Старец помолился, благословил мальчика, и…Господь дал тому память и разумение: Варфоломей стал преуспевать в книжной премудрости гораздо больше, чем его братья, и все прежде насмехавшиеся над ним соученики. После этого чудесного события в юном Варфоломее ещё более окрепло желание служить только Богу. Евангилие стало любимым предметом размышлений Варфоломея. В отличие от большенства людей он рассматривал нравственные заповеди Иисуса не столько как прекрасный, но недостижимый в земной жизни идеал, сколько как руководство к действию. Этот взгляд на Евангилие стал основной особенностью его христианского мировоззрения. Вся жизнь Варфоломея-Сергия может быть понята только через Евангилие. Оно было его компасом в плавании по «многомутному морю житейскому».
Отец Варфоломея боярин Кирилл вместе с несколькими именитыми земляками был отправлен в небольшое село Радонежское, затерянное среди лесов северо-восточной окраины Московского княжества. Жизнь в Радонежском, или попросту- Радонеже, была не та, что в Ростове. Шли дни, месяцы, годы… Сыновья Кирилла из отроков превратились в статных юноше. Все трое были разными, непохожими один на другого. Старший, Стефан, рос вспыльчивым, горячим, готовым очертя голову броситься в любую крайность. Средний, Варфоломей, напротив, был всегда спокоен, сдержан, приветлив. В нём уже явно смешалась какая-то особая внутренняя сила. Младший, Пётр, был прост, деловит и домовит.
Каждый из братьев по-своему переживал разлуку с родным Ростовом, унижение радонежской ссылки. Но пока был жив отец, ни один из них ни словом, ни вздохом не упрекнул его за гордость, лишавшую их надежды на лучшую долю.
В Радонеже Стефан и Пётр обзавелись семьями, зажили своим домом. Старость Кирилла и Марии скрашивала возня с внучатами. Впрочем, семейное счастье Стефану не суждено, после смерти жены он впал в отчаяние и затворился в стенах монастыря. Два малолетних сына, Климент и Иван, остались на попечение сородичей.
Это событие произвело сильное впечатление на Варфоломея. И так же, как бедствия и разорение отца убеждали его в призрачности земного благополучия, так и преждевременная смерть жены Стефана наглядно показала мимолетность земного счастья. Давно пришла пора женитьбы и для Варфоломея. По обычаям того времени брачный возраст у юношей наступал после 16 лет, а у девушек после 14 лет. Однако, несмотря на уговоры родителей, Варфоломей не думал о женитьбе. Однажды он объявил родителям, что собирается уйти в монастырь. Узнав об этом, отец наотрез отказался благословить его. После ухода в монастырь старшего сына, Стефана, Кирилл возлагал на Варфоломея свои надежды о продолжении их рода, возрождении былой славы. Он видел среднего сына победоносным воином, главой и опорой всего племени Кирилловичей. Церковные кановы запрещали родителям удерживать детей, пожелавших посвятить себя служению Богу. Однако Варфоломей слишком любил своих родителей, чтобы нанести им такой удар. Оставшись в отчем доме, он терпеливо сносил насмешки соседей и ждал, когда сам Всевышний укажет ему путь.
Родители Варфоломея скончались почти одновременно. Их похоронили рядом. У стен Покровской церкви Хотьковского монастыря. По обычаям того времени сыновья почтили память умерших панихидами, раздачей милостыни и обедами для нищих. По окончании сорокадневного траура Варфоломей приступил к исполнению своего давнего желания. 23-летний Варфоломей из Радонежа решил уйти из общества людей. Это не был жест отчаяния, безысходности. Перед ним открыты были и другие жизненные пути, привычные, проторенные и далеко не столь тернистые, как тот, на который вступил он. Но Варфоломей не захотел «жить как все» или, иначе говоря, плыть по течению. Он сделал свой выбор. Для Варфоломея это был самостоятельный поступок. И поступок этот был основан на свободном выборе- свободном от поиском личного благополучия, от корысти и страха, словом от всех тех прозаических и довольно низменных мотивов, которые обычно и определяют выбор поступка. Он сделал первый шаг на пути самоотречения и на пути к внутренней свободе.
Покинув Радонеж, Варфоломей направился в соседний Покровский Хотьковский монастырь. Там были погребены его отец и мать, там жил его старший брат Стефан. Придя в Хотьков, Варфоломей попросил своего брата последовать за ним. Вскоре они оба покинули Хотьково.
В поисках подходящего места для поселения братья исходили десятки вёрст по лесным дебрям. Наконец они нашли то, что искали: большой, поросший лесом холм, у подножия которого тёк ручей. Ни на самом холме, ни в окрестностях не было никакого жилья. Варфоломей выйдя из леса на береговой склон, увидел даль, простор, замер на миг, перекрестился и сказал: «здесь!». И вот они засучив рукава, рубили лес, очищали брёвна, складывали сруб приземистой избушки. Братья прожили вместе в этой церкви не более чем год-полтора. Вскоре Стефан не выдержавший столь суровой жизни, ушёл в Москву, в Богоявленский монастырь. После ухода Стефана Варфоломей с головой погрузился в стихию одиночества. Его окружило таинственное безмолвие природы. Тяжела была жизнь в «пустыне». Первая зима в лесу, вероятно, была для Варфоломея самой трудной. Туго было с припасами. Где-то неподалеку, в овраге, по ночам выли голодные волки. Тускло краснели подернутые пеплом уголья остывающего очага. В мерцающем свете лучины по стенам качались и вздрагивали черные тени. Единственными друзьями отшельника были звери и птицы. Больше года к нему каждый день приходил медведь, требовавший краюхи хлеба, которую Варфоломей оставлял на пне. Но какая-то чудесная сила, жившая в нём, заставляла переносить все тяготы и невзгоды, во всех скорбях и искушениях был с ним Господь!
Вскоре о необыкновенном пустынножителе повсюду стала распространяться людская молва. Одни говорили о его трудолюбии и строгом воздержании, другие удивлялись его простоте и незлобию, третьи рассказывали о его власти над злыми духами- все поражались его смирению и душевной чистоте. Из окрестных сел и деревень к обители Варфоломея (Сергия) начали пробираться многие: кто обращался к нему за советом, кто желал насладиться его душеспасительной беседой- всякий слышал от него доброе слово, возвращался утешенный и успокоенный.
Пришли к нему однажды двенадцать иноков, которые стали делить с ним тяготы пустынножительства. Сергий трудился больше всех: рубил дрова, пек хлеб, носил воду. Он оставался самым смиренным из монахов, носил самую ветхую одежду. Вскоре как наиболее достойного, братия избрала Сергия своим игуменом. Было ему в это время около сорока лет.
Шли годы… Слава о преподобном Сергии распространилась не только по Русской земле, но и за её пределами: сам Константинопольский патриарх Филофей прислал Сергию крест и грамоту, на которой утверждались новые порядки пустынножительства.Сергий оказывал неоценимые услуги Русской земле в укреплении и поддержании мира - содействовал сосредоточению и укреплению государственной власти в руках великого князя Московского, умирял удельных князей.
Так в 1365 году по просьбе митрополита Алексия он отправился к рассорившимся суздальским князьям-братьям Димитрию и Борису Константиновичам, оспаривавшим друг у друга Нижний Новгород - стольный город их княжества. Чтобы заставить покориться младшего, Бориса(противника Москвы), преподобный Сергий применил УК упрямцу небывалую тогда на Руси «крайнюю» меру: «затворил» все церкви в Нижнем, прекратив богослужения. И князь Борис был вынужден помириться с братом, отдать ему город.
В другой раз, по просьбе великого князя Московского Димитрия Иоановича, будущего Донского. Преподобный пришел пешком к рязанскому князю Олегу, чтобы склонить его к примирению и союзу с Москвой. После долгих увещеваний миссия троицкого игумена завершилась успешно.
Преподобный Сергий благословил князя Димитрия на битву против полчищ Мамая, предсказав победу русскому воинств: «Без всякого сомнения, господине, со дерзновением пойди противу свирепства их, никакоже ужасайтеся, всяко поможет ти Бог».
Отказавшись от всех благ этого мира ради любви к Всевышнему, преподобный Сергий не имел кровных детей, но создал величайшую «семью» святорусскую. Его духовные дети, внуки, правнуки праправнуки возглавили Русскую Церковь, осваивали глухие края и повсюду зажигали «светильники духа».
За четыре года до кончины явилась ему Матерь Божия и обещала покровительство его обители. И действительно, за всё время своего существования Троице-Сергиева лавра ни разу не была захвачена врагами: татары проходили мимо неё, поляки бузуспешно осаждали её, русские(Приверженцы Самозванца) не смогли взять её.
Осенью 1392 года, примерно на восьмидесятом году жизни, Преподобный Сергий впал в тяжкий недуг. Предчувствуя скоры конец, он призвал братию для последних наставлений…
Оценить: |
Автор: Иванова Анастасия, 14 лет.
Заглянем в историю вместе
|