Номинация "Литературное творчество"
СВЕТИЛЬНИК ЗЕМЛИ РУССКОЙ
Светильник Земли Русской.
Заступник, Господу угодный!
Крест помоги нам донести.
Моли, наш Сергий Преподобный,
Русь православную спасти!
Всякий раз, когда я бываю в Сергиевом Посаде или Коломне, меня охватывает душевное волнение и восторг от видов Кремля, монастырей и храмов, без которых нельзя представить всю величавую красоту моей любимой необъятной страны – России. Здесь родились мои родители, здесь родился я и, смею надеяться, что здесь же, в России, родятся мои дети, внуки, правнуки. Эти два подмосковных города связаны незримой нитью великим подвижником земли русской, преобразователем монашества Святым Преподобным Сергием Радонежским.
Основатель Троицкого монастыря (ныне Троице-Сергиевой Лавры в Сергиевом-Посаде) Преподобный Сергий благословил в трудную годину благоверного князя Дмитрия Донского, который из Коломны со своим войском отправился на Куликовскую битву за православную веру и освобождение Родины от татаро-монгольского ига. Возле Коломны Сергий основал ещё один монастырь Старо-Голутвин. Мне кажется, что именно благодаря Сергию Радонежскому, и Сергиев-Посад, и Коломна, являются самыми благодатными местами русской земли.
Иногда я задумываюсь, смогла бы Русь существовать, если бы не огромный вклад Преподобного Сергия в становление и дальнейшее развитие русской государственности? Именно ему удалось свести на нет братоубийственные усобицы, именно благодаря Сергию, его молитвам и обращениям к народу, происходило объединение отдельных княжеств в Великую Русь. Своим духовным зрением он видел, что творилось на Куликовом поле, как победа в битве изменила ход русской истории, как разрозненные войска отдельных княжеств, куда входили русские, чуваши, мордва, удмурты и другие, возвращались с Куликовской битвы единым народом.
А недавно мы с мамой ездили в Свято-Троицкую Сергиеву лавру, где приложились к Святым мощам Преподобного Сергия. С трудом подбираю слова, чтобы описать чувства, которые охватили меня в тот момент, и понимаю, что таких слов мне не найти. Что-то неземное, неуловимое, уносящее в светлые небеса, испытал я. Это ни с чем несравнимые восторг и радость, и одновременно благодатный покой и умиротворение. Я ощущал присутствие Святого. Он был
здесь, в храме, среди нас, прихожан, и я чувствовал, как к горлу подкатывает комок, а на глазах появляются слёзы. Хотелось, чтобы Сергий взял меня за руку и увёл меня с собой в чудесный мир Божественной Вечности, где царят блаженство и душевный покой, где нет войн и убийств, где все равны и счастливы.
Очнулся я только тогда, когда мы с мамой вышли из Троицкого собора. Мне сразу же захотелось лучше узнать, кто же такой Преподобный Сергий Радонежский, как прошли его детство, отрочество, как удалось ему своей святой жизнью, высотой и силой своего духа поднять упавший дух русского народа? Мне захотелось познакомиться с той эпохой, в которой игумен всея Руси составлял крепость и славу народной русской жизни. Но, с другой стороны, я также понимал, что в рамках одного рассказа невозможно описать всю полную чудес жизнь Преподобного. А поскольку по моему возрасту мне легче понять, как прошли детство и отрочество Сергия, то именно об этом периоде его жизни, о том, что мне наиболее запомнилось, я и решил написать.
Итак, остановив движение времени, я шагнул в далёкое прошлое и оказался недалеко от Ростова Великого в поместье благородных и знатных бояр Кирилла и его жены Марии, предпочитавших уединение сельской природы, суете городской жизни при княжеском дворе.
Семья вела благочестивый, праведный образ жизни. Кирилл и Мария, люди добрые и богоугодные, имели сына Стефана. Это был разумный и послушный ребенок, воспитанный в труде, любви и ласки. Однажды, в один из теплых и солнечных дней уходящего лета, Мария вдруг почувствовала, что у неё во чреве зародилась новая жизнь. Этой радостью она поделилась со своим мужем. Счастье ожидания ребенка поселилось в их доме.
Как-то в воскресение, Мария, как всегда, пришла в церковь к Божественной литургии и стала смиренно с другими женщинами в притворе храма. Она с благоговейным и молитвенным восторгом слушала священника и вдруг, перед чтением святого Евангелия, в общей тишине из её чрева вскрикнул младенец. Ещё дважды люди слышали крик младенца в важные моменты священнодейства. Смущенная Мария от страха едва не лишилась сознания, но заботливые женщины, окружавшие её, помогли матери прийти в себя. Она поняла, что ещё до рождения младенца, дивный Промысел Божий дал о нём знамение.
Этот эпизод из жизни Сергия Радонежского глубоко потряс меня. Разве то, что произошло в храме во время Богослужения, не чудо? И разве то, что младенец прокричал во чреве матери трижды, ни есть предзнаменование того, что он будет некогда служителем Святой Троицы и многих приведет к познанию Слова Божия, раскрывая духовное зрение людей?
Все остальное время беременности Мария готовилась встретить своего ребёнка как подвижника благочестия и воздержания. И вот, 3 мая 1319 года в доме боярина Кирилла произошла всеобщая радость и веселье: Бог дал Марии сына. На сороковой день после его рождения родители принесли младенца в церковь, чтобы совершить над ним самое первое таинство – Святое крещение, при котором нарекли ему имя Варфоломей.
В детские годы дитя поразило всех воздержанием и строгим постом. Чистый душой он питался не столько молоком, сколько благочестием. А в среду и пятницу малыш не вкушал даже молоко. Однако младенчество пролетело быстро, как один день. Когда Варфоломею исполнилось семь лет, его отдали в церковную школу обучаться грамоте. Но обучение ему не давалось. Отрок очень переживал по этому поводу, горько плакал в уединении о своей неспособности к учению, горячо и усердно молился Господу Богу с просьбой просветить и вразумить его.
Как-то послал отец своего сына в поле искать пропавших жеребят. Там под дубом Варфоломей увидел незнакомого благоговейного и ангелоподобного старца, который приносил свои молитвы Богу. Окончив молитвы, старец поинтересовался, почему дитя пребывает в тревоге. Мальчик с детской простотой и наивностью поведал ему о своей скорби и попросил незнакомца помолиться Господу, чтобы он открыл отроку книжную грамоту для чтения слова Божия.
О, как пламенна, трогательна и сильна была молитва таинственного старца под тенью дуба, соединенная с чистой детской молитвой блаженного Варфоломея! И Господь услышал эту молитву! Он дал мальчику разумение хорошо понимать книжную мудрость и свободно читать Божественное Писание.
Меня очень взволновало это событие из жизни юного отрока, в будущем Преподобного Сергия Радонежского. Как велика была сила духа у ребенка, который день и ночь напрягал все усилия своего детского ума, пытаясь познать грамоту, прежде всего для того, чтобы научиться читать Слово Божие, и не просто читать, но и понять и донести это Слово до других людей. Дитя, направляя свои чистые и высокие стремления на познание Святых Писаний, черпал в них духовную силу и крепость, которые избавили его впоследствии от душевной и телесной скверны.
Ловлю себя на мысли, что я (не хочу и не имею права говорить о других) не смогу, как Варфоломей, отдавать себя полностью желанию познать учебную грамоту. Порой так интересно посмотреть фильмы по телевизору, залезть в компьютер или планшет, а уроки так не хочется делать, повисли они камнем на шее. Куда привлекательнее игры, другие занятия. И вдруг пронзает чувство стыда за свою слабость, за неспособность понять, что в жизни самое главное, а что второстепенное, мешающее стать просто обыкновенным человеком, преданным своей семье, своему дому, своей стране.
Иногда слышу фразу о том, как вирус проникает в компьютер, мне же думается, что через компьютер вирус проникает в душу человека, делая её черствой, циничной, слабой. От этих дум мне становится грустно. Я вспоминаю отрока Варфоломея и понимаю, что он, будучи еще совсем ребенком, уже знал как можно внести в свою душу отрадную тишину, ясность и спокойствие. Для этого нужно свято верить в Бога и трудиться, трудиться, трудиться!
Никакие мирские искушения не могли поколебать его кроткий и смиренный нрав. Отрок прекрасно обходился без мирских игр, забав и развлечений. Дух его был крепок и несокрушим. Как же велик он был в своей духовной силе и крепости. И каким же слабым и безвольным кажусь себе я, со своим игрушками, планшетом, телевизором. Мне становится неловко за своё отношение к урокам и свои предпочтения в жизни. Я скоро вырасту, перестану играть, мне необходимо будет закончить ВУЗ, чтобы найти работу, но кто и где меня ждет, кому я буду нужен без школьных знаний – основой, базой всему тому, что мне в жизни может пригодиться.
Нет, я не хочу прожить свою жизнь слепым неучем. И уроки мне уже не кажутся камнем на шее. Они представляются мне той необходимостью, которая поможет мне найти любимую профессию, открыть многие красоты мира, определить в дальнейшем свой жизненный путь. Я поражаюсь, почему понимание важности обучения грамоте в школе пришло ко мне на десятом году жизни, а юный Варфоломей ещё в младенчестве знал, как важно учиться, и для чего ему нужна грамота. Все очень просто. Отроку всегда и во всем помогала безграничная, светлая и святая вера во Всевышнего. Я же, к своему стыду, духовно слаб и ленив. И я мысленно обращаюсь к Преподобному Сергию Радонежскому с просьбой укрепить мой дух, избавиться от лени, открыть мне духовное зрение.
Но вернемся к Варфоломею. Каким послушным и истинным утешением он был для своих родителей. Отрок был ласковым, добрым и обходительным не только со своими родителями, но и со всеми людьми, которые встречались ему в течение всей его жизни. Он ни на кого не раздражался и от всех с любовью принимал случайные неприятности. И каждый, видевший добрый нрав ребенка, верил, что такой благодати его сподобил Бог.
Как много хочется рассказать о жизни Преподобного Сергия Радонежского, о его подвигах и чудесах, которые он свершал, о его сподвижниках и учениках, о тех монастырях, которые он основал и о многом, многом другом. Я же описал несколько эпизодов из жизни юного Варфоломея, которые поразили меня и которые помогли мне увидеть его внутренний мир, силу его духа, кроткий и смиренный нрав, отрешенность от всего мирского ради высшей веры – веры в Бога.
И чем больше я узнавал об отроке, тем больше был уверен в том, что мир вокруг такой же, какой и внутри нас: или он мрачный, тревожный и скверный, или он светлый, чистый и радостный, как наша душа. Но душу, как и дух надо воспитывать, отбросив лень, унынье, всяческие искушения.
Я счастлив, что немного узнал о своём сверстнике, отроке Варфоломее, и говорю: «СЛАВА БОГУ ЗА ВСЁ!»
Яковенко Роман,
Ученик 4 «Б» класса
Гимназии № 24 г.Люберцы
Оценить: |
Автор: Яковенко Роман, .
Заглянем в историю вместе
|