Номинация "Литературное творчество"
«Жизнь преподобного Сергия Радонежского»
Тамбовское областное государственное бюджетное образовательное учреждение
«Рассказовская общеобразовательная школа-интернат среднего (полного) общего образования»
Эссе
«Жизнь преподобного
Сергия Радонежского»
Выполнила:
учащаяся 8 класса
Тетушкина Кристина
Руководитель: воспитатель
Колтинова Л.В.
с. Платоновка
2013 год
План:
1.Житие преподобного Сергия.
2.Отшельничество.
3.Великая заслуга Сергия Радонежского в русской духовной жизни.
4.Нравственное влияние преподобного Сергия на подрастающее поколение.
Отечество мое! Россия!
В тебе дух старины живет.
И ни одна еще стихия
Не победила твой народ.
Из тьмы веков ты восставала
И становилась все сильней.
Святая Русь – твое начало,
И преподобный Сергий в ней.
Преподобный Сергий родился 3 мая 1314 года в селе Варницы, под Ростовом. Родители его, Кирилл и Мария, принадлежали к ростовским боярам и жили в своём поместье недалеко от Ростова, где отец его, боярин Кирилл, состоял на службе у князя. Ростов в то время еще не был подвластен москвичам. После очередного татарского набега, наведенного на Ростовские земли князем Иваном Калитой, обескровленный Ростов стал легкой добычей московской экспансии. Устанавливаемый повсеместно Москвой оккупационный грабительский режим привел к обнищанию Ростова и его жителей. В этих условиях родители Варфоломея были вынуждены искать службу у московского князя. Кириллу определили место службы город Радонеж, на полпути от Ростова к Москве. Около 1330 года родители Сергия, доведённые до нищеты, должны были покинуть Ростов и поселились в городе Радонеже (54 версты от Москвы). Супруги строго соблюдали церковные обычаи, любили храм Божий, заботились о странниках и убогих. Бог даровал им трех сыновей: Стефана, Варфоломея (будущего Сергия) и Петра. По церковным правилам, ныне почти забытым, ожидающие ребенка родители должны вести целомудренный образ жизни, пребывая в воздержании и усиленной молитве. Так и поступали Кирилл и Мария, а их дети еще до появления на свет как бы предочищались, освящались и тем самым посвящались Господу. В Житие Сергия Радонежского так говорится о матери преподобного: "Мария же, мать его, с того дня, когда было это знамение и происшествие, жила благополучно до родов и носила младенца в утробе как некое бесценное сокровище, как драгоценный камень, как чудесный жемчуг и как сосуд избранный. Когда она носила в себе ребенка и была им беременна, она себя блюла от всякой скверны и от всякой нечистоты, ограждала себя постом, избегала всякой скоромной пищи, мяса, молоко и рыбы не ела, питаясь лишь хлебом и овощами; от вина Мария совершенно воздерживалась, а вместо различных напитков пила одну только воду, и ту понемногу. Она часто тайно, наедине сама с собой с воздыханиями и слезами молилась Богу, говоря: "Господи! Спаси и убереги меня, убогую рабу Твою, и младенца, которого я ношу в утробе моей, спаси и сохрани! Ты, Господи, хранишь младенцев ,— да будет воля Твоя, Господи! И да будет имя Твое благословенно во веки веков! Аминь!"" В житии святого Сергия рассказывается, что, еще находясь в материнской утробе, когда его мать молилась в храме, младенец трижды издал крик. И родители, и приходский священник поняли это необычайное явление как знак, что младенец прославит своею жизнью Святую Троицу. Подобное предзнаменование имело место и в детские годы Варфоломея: однажды, когда он пас лошадей своего отца, он увидел таинственного странника, который благословил его и предрек, что он прославит Бога своею жизнью. Еще ребенком Варфоломей удивлял всех окружающих тем, что соблюдал пост. По средам и пятницам он отказывался от молока матери, а также и в другие дни, когда мать употребляла в пищу мясо. В семилетнем возрасте Варфоломей вместе с братьями Стефаном и Петром отдали обучаться грамоте. Учение давалось Варфоломею с большим трудом. Мальчик молись Богу "одарованию ему книжного разумения", и однажды ему явился Ангел в виде старца-инока. Старец, по просьбе мальчика, вознес молитву к Господу и благословил отрока, с тех пор Варфоломей без труда читал и понимал написанное. В Житии Преподобного, написанном Епифанием Премудрым, читаем: "... по усмотрению Бога нужно было, чтобы от Бога книжное учение он получил, а не от людей; что и сбылось". Со слезами молил Варфоломей Бога научить его грамоте. И был послан ему Богом ангел в облике старца, через благословение которого и постиг отрок премудрую науку. Братья Варфоломея женились, но он отказался от вступления в брак и просил родителей отпустить его на путь отшельничества. Те уговорили его остаться с ними до их смерти, а затем сами постриглись в соседнем Покровском Хотьковском монастыре, где вскоре и умерли. Варфоломей мог наблюдать в этой обители монашеский строй жизни и монастырский быт, который не пришелся ему по душе: его тянуло к подвигам уединенной пустыннической жизни.
После смерти родителей Варфоломей и его старший брат Стефан решили уйти на отшельничество. Всего в Радонежской пустыни собралось 12 иноков. Так возник монастырь превратившись в великую лавру. Будучи основоположником нового иноческого пути, Сергий не изменил основному типу русского монашества. Кротость, духовная ясность, величайшая простота, свобода и любовь являются основными чертами его духовного склада. Велика заслуга Сергия Радонежского в деле свержения татарского ига. Он воодушевлял великого князя Дмитрия Ивановича на решительную борьбу с Золотой Ордой. Перед походом в степь навстречу Мамаю Дмитрий Иванович посетил Сергия в Троице - Сергиевом монастыре, где игумен благословил князя и предсказал победу над врагом. Победа была полной, а событие - одним из ярчайших в истории Руси. Сергий Радонежский содействовал объединению Руси, сосредоточению и укреплению государственной власти в руках одного сильного великого князя и умиротворению удельных князей. Преподобный Сергий скрепил подписью завещание великого князя раз и навсегда устанавливавший порядок владения великим княжеством от отца к старшему сыну.
Свою миссию духовного наставника народа он исполнил в последующей истории России: при свержении татарского ига и установлении государственной независимости Руси, прекращении усобиц и свободном объединении русских княжеств под сильной властью московского князя.
В 1374 году Сергий стал доверенным лицом московских князей, являясь одним из духовников Дмитрия Ивановича Донского, крестным отцом его сыновей. Преподобный Сергий сам утвердил и вручил духовную грамоту Великому князю Дмитрию Ивановичу, завещавшему престол своему старшему сыну Василию Дмитриевичу, исключив повод к усобицам, тем самым помог утвердить самодержавную власть Московского государства.
Преподобный Сергий сам ходил к мятежным князьям Рязани, Твери и Ростова (1356 г.), Нижнего Новгорода (1365 г.) и всеми силами убеждал их помириться с Москвой, дружно встать на общую службу под единой властью великого князя Московского. По словам современника, преподобный "тихими и кроткими словами" мог действовать на самые загрубелые и ожесточенные сердца, очень часто примирял враждующих между собой князей, уговаривая их подчиняться великому князю московскому. Примиряя русских князей, Сергий способствовал объединению российского государства.
Сергий Радонежский объединил русские земли и всех русских людей в борьбе с внешними врагами. В 1380 г. великий князь Дмитрий Донской, собрав войско, пришел в обитель преподобного Сергия попросить благословения на предстоявшее сражение с татарами. В помощь великому князю, Преподобный благословил двух своих монахов: Ослябю и Пересвета и предсказал победу князю Дмитрию. Монахи отца Сергия с честью погибли на поле брани, олицетворяя благословение церкви на святое служение Руси.
Пророчество преподобного Сергия исполнилось, 8 сентября 1380 года русские воины одержали полную победу над татарскими полчищами на Куликовом поле, положив начало освобождению Русской земли от иноземных захватчиков. На Куликовом поле и под Казанью Сергий сам чудесно являлся русским героям и своим явлением уже заранее решал их победу. Во время сражения преподобный вместе с братией стоял на молитве и просил Бога о даровании победы русскому воинству. Заслуга Сергия Радонежского не только в благословении на ратный труд войска Дмитрия Донского на решительную битву с татарами, поднятии духа измученных татаро-монгольским игом людей, но гораздо больше – в переломе самосознания русского народа, в появлении острой потребности в государственном единстве и независимости России.
Проходили века, а Сергий Радонежский продолжал охранять русских людей от врагов. В 1608 г. Троице-Сергиева лавра была осаждена отрядами Лжедмитрия II. Не раз являлся преподобный Сергий архимандриту Иоасафу и пономарю Иринарху, предупреждая их об опасности. Однажды видели его окропляющим стены святой водой, другой раз он предупредил о готовящемся приступе, который и был отражен. Являлся он и осаждавшим, так что многие казаки стали уходить домой, давая клятву никогда не воевать с православными. Благополучное окончание осады Троице-Сергиевой лавры оказало значительное влияние на настроения населения, подняло боевой дух войска, которое впервые за время Смуты дало столь решительный отпор иноземным захватчикам.
Также велика роль Преподобного в деле освобождения Русской земли от польских захватчиков. Преподобный Сергий Радонежский, по преданию, явился во сне городскому голове Кузьме Минину Сухорукому и велел ему собирать казну, войско и идти освобождать русскую землю. Кузьма Минин пришел в страх и не знал, что ему делать. Трижды являлся ему преподобный Сергий и наконец сказал: "Не говорил ли я тебе, чтобы ты собирал ратных людей? Милосердному Господу угодно было помиловать православных христиан, избавить их от волнения и даровать им мир и тишину. Посему я и сказал тебе, чтобы ты шел на освобождение земли Русской от врагов. Не бойся того, что старшие не пойдут за тобой, - младшие охотно исполнят это, и благое дело будет иметь добрый конец". Кузьма принялся за дело. Особенно горячо отозвалась молодежь. Кузьма первый пожертвовал свое имущество, другие присоединились, и он собрал воинство, а начальство над ним принял воевода князь Дмитрий Михайлович Пожарский. И они пошли освобождать Москву, а с нею и всю землю Русскую от врагов. И враги были побеждены заступничеством Божией Матери и молитвами преподобного Сергия, до наших дней не перестающего подавать помощь всем, с верою прибегающим к нему. Троице-Сергиев монастырь, основанный преподобным Сергием, не раз становился центром объединения русских людей в минуты тяжелых испытаний. Именно, это место избрали Минин и Пожарский для сбора дружин народного ополчения перед походом на Москву и изгнания польских княжичей. В годы Великой Отечественной войны у стен Лавры формировалась 1-я Ударная армия, ставшая решающей силой в борьбе с рвущимся к Москве врагом, силой, определившей исход войны.
В тяжелое время «развала церквей» отец Сергий внес неоценимую помощь в дело объединения христианского православия на Руси. Преподобный, терпимо относясь к различным национальностям и языкам, сумел объединить различные племена в самодержавной власти Московского государя.
Немаловажно значение преподобного Сергия и в экономическом развитии Руси. Он сумел создать и развить новые «общежительные» монастыри, опиравшиеся на собственную хозяйственную деятельность. Благодаря этому монастыри и церковь стали иметь все большее влияние на светскую власть. Русский народ никогда не забывал того, кто научил его почитать Святую Троицу. Трудами учеников преподобного Сергия число монастырей удвоилось, и основаны они были большей частью в окраинных, отдаленных землях. Главной движущей силой освоения русскими этих земель была не военная сила, не экономика и торговля, а религия и вера…
О важной роли преподобного Сергия Радонежского как защитника русской земли, объединяющего наш народ в сложнейшие периоды отечественной истории, языком художественных образов точно сказал известный художник, философ Николай Рерих. На его картине «Святой Сергий» (1937 г.) великий Подвижник XIV века благословляет русское воинство на решающее сражение — Куликовскую битву. В руках Преподобный Сергий держит
храм — символ будущей, возрождённой Руси. А внизу картины Рерихом была сделана надпись: «Дано Святому Преподобному Сергию трижды спасти Землю Русскую. Первое при князе Дмитрии. Второе при Минине. Третье теперь».
Пророчество Н.К.Рериха, данное им в надписи на картине «Святой Сергий», сбылось в годы Великой Отечественной войны, но оно дано было и на всё будущее нашей страны. Ведь не только от внешних врагов спасает Сергий Россию, главный его подвиг заключается в поднятии духа народа. Художник писал: «...Вечно жив он — Великий Наставник Народа Русского… не отступит народ русский от своего великого Наставника и не выдаст Преподобный любимую страну Свою».
Достигнув глубокой старости, Сергий, за полгода прозрев свою кончину,
призвал к себе братию и благословил на игуменство опытного в духовной жизни и послушании ученика, преподобного Никона. Перед кончиной он оставил братьям такое завещание: строго хранить чистоту православной веры, сохранять единомыслие, чистоту душевную и телесную, любовь нелицемерную, удаляться от злых желаний, воздерживаться в пище и питии, смирять свою гордыню, проявлять милосердие.
Желал безмолвствовать в пустыне,
Но воля Божия сильней!
Он служит людям и поныне –
Наставник братии своей.
Проводит время, и однажды
Сказали иноки: «Беда!
Как часто мы томимы жаждой,
Но далеко от нас вода».
Игумен, выслушав, спустился
В овраг вблизи монастыря,
К земле иссохшей преклонился,
Молитву кроткую творя.
И тут Господь являет чудо:
Родник из недр фонтаном бьет!
К нему доныне отовсюду
Честной стекается народ.
Идут на Сергиев источник
От скверны сердце очищать,
Омыть заплаканные очи,
Вкусить надежды благодать.
Велико было и остаётся нравственное влияние преподобного Сергия на нас подрастающих детей, живущих сейчас. Всем своим жизненным и духовным подвигом он воспитывал и продолжает воспитывать характер русского народа, подрастающее поколение, созидая в нас могучий дух. Силу духа как у русских взяли в основу образования своих детей, начиная с дошкольного возраста японцы.
Какое влияние оказал Сергий Радонежский на меня? Прежде всего, личным примером следования по стопам Христа, который в своё время сказал: “Я есть Путь, Истина и Жизнь…”. Пока мы, подрастающее поколение России, выстраиваем свою жизнь и берём пример с таких Светочей как Сергий, мы не уйдём с правильного пути своего развития. Сумеем познать истину. Истине не учат, ее познают, постигают. Жизненный и духовный подвиг Сергия Радонежского помог мне понять чем отличается понятие духовность от понятия религиозность. Духовность - это когда мы себя осознаём и членом своей семьи и гражданином своей страны и гражданином мира, который ответственен и перед своей семьёй и перед своей страной и перед миром. Когда я изучал тему ‘христианство” в начальных классах, размышлял о Библии, о фразе, “что человек создан по образу и подобию Божьему”, об искре Божьей, данной нам. Искра Божия - это маленький Христос внутри нас. И мы не имеем право его распинать. Любящий Бога никогда не сделает плохо другому, ведь в другом живёт такая же искра Божья. Я понял что эту искру нужно преумножить преображая душу свою милосердием и состраданием, правильными убеждениями, соизмеряя их с общечеловеческими ценностями, такими как: Истина, Добро. Красота, Вера, Надежда, Любовь. И тогда мы будем застрахованы от того что в христианстве называется грехом: от зависти и гордыни, от гнева и лени, то есть от невежества.
В нашей стране проживают народы, исповедующие разные религии: христиане православные и католики, мусульмане, иудеи, буддисты и представители других конфессий. В каждой религии Единый Бог имеет разные имена. В нашей стане уважают чувство верующих их всех объединяет любовь к Богу и нашей Родине. Хотелось бы, чтобы нашей национальной идеей, которая призвана объединять и сплачивать народ, стала любовь и бережное отношение к нам детям России, будущему России. Великие люди навсегда остаются в веках, если они действительно велики. И Преподобный Сергий один из ярчайших их представителей.
Также велико значение Сергия Радонежского в русской духовной жизни. Недаром к его имени обращались и обращаются не только церковные люди, но и представители русской культуры. Например, историк Ключевский, художник М.Н.Нестеров, художник и мыслитель Н.К.Рерих. В статье “Душа народов” Н.К.Рерих писал: “Как бы ни болело сердце русское, где бы не искало оно решения правды, но имя Святого Сергия Радонежского всегда остаётся тем прибежищем, на которое опирается душа народа. Будет ли это великое имя в Соборе, будет ли оно в музее, будет ли оно в книгохранилище, оно неизменно прибудет в глубинах души народной. Опять далеко за приделами церковного подвига строительное и просветительное имя Святого Сергия хранится в сердцах , как драгоценный Ковчег Духа. Хранится оно, как прибежище народного сознания в трудные минуты мировых перепутий. Не затемниться в существе своём имя Святого Сергия, не затемниться во множестве других имён - сокровищах души народной, от древних и до многих современных. Тогда, когда нужно, народ опять обращается к выразителю своей сущности… ” Н.К.Рерих посвятил Святому Сергию картину “Святой Сергий Радонежский”. Храм в руках Сергия как символ мира, символ Духа. В его статной осанке - непреклонность, верность избранной цели, духовное совершенство людей. На старославянском языке написано: ”Дано Святителю Преподобному Сергию трижды спасти землю Русскую. Первое – при князе Дмитрии, второе - при Минине, третье… (многоточие истолковывается по разному. Известно, что в 1941 году немцы подошли к Лавре, но чудесным образом её не взяли и повернули назад. Может быть многоточие следует понимать, что пророчество ещё впереди?) А сегодня от нашего чистого сердца, с огромной благодарностью и любовью мы, подрастающее поколение, говорим: “Любимый Сергий! Благодарим тебя за твой жизненный и духовный подвиг! Моли Бога о нас”.
Оценить: |
Автор: Тетушкина Кристина, .
Заглянем в историю вместе
|