Номинация "Литературное творчество"
Сергий Радонежский - игумен земли Русской
Сергий Радонежский — игумен земли Русской
Прости нас, преподобие отчет Сергие,
если мы дерзнем теперь мысленно войти в твою
пустынную, убогую келию, чтобы грешным умом своим
проникнуть в сокровенное святилище души твоей
и утешить себя созерцанием незримых миру твоих
подвигов!
Арх. Никон.
В.О. Ключевский сказал, что Россия будет стоять до тех пор, пока теплится лампада у раки преподобного Сергия. Преподобный Сергий - самый почитаемый, самый любимый русский святой. Сергий Радонежский - это победа на Куликовом поле. Сергий Радонежский - это церкви и монастыри Руси. Этого святого называют игуменом земли Русской. Мне стало интересно разобраться — почему?
Сергий родился в окрестностях Ростова Великого. Родители его - бояре - жили просто, быт был приближен к крестьянскому. Мальчиком Сергия (тогда Варфоломея) посылали за лошадьми в поле. В семь лет Варфоломея отдали учиться грамоте в церковную школу вместе с братом Стефаном. С юности Сергий любит церковь и службы, читает священные книги и постится среды и пятницы.
Около 1330 года Сергий перебрался с родителями в Радонеж. Он просится у родителей отпустить его в монастырь. Родители уговаривают его не торопиться: "Мы стары, немощны, послужи нам немного. Вот отойдем в могилу, тогда...". Сергий не может ослушаться. И вот родители сами ушли в монастырь. Мы видим, что будущий святой с детства проявляет послушание. Эта черта очень важна для христианина, особенно для монаха.
Монахи посвящают себя Богу, уходят от мирской жизни в уединение. Варфоломей со своим братом ушли в близлежащие леса. Братья срубили "церквицу" - ее осветили во имя Святой Троицы. Сергий все делал сам, сам осваивал премудрости строительства. Он - святой - плотник. "В благоуханье его святости явственен аромат сосновой стружки". Стефан вскоре не выдержал трудностей пустынножительства - ушел в Москву, в Богоявленский монастырь. Варфоломей остался один. Рядом с ним не было никого - ни брата, ни друга, ни учителя. Для пострижения он позвал Митрофана, иеромонаха, которого, по-видимому, знал и раньше. 7 октября Варфоломей был пострижен с именем Сергий. Пострижение означает новую для человека жизнь с новым именем. Меняются и главные цели жизни — молитва, служение Богу.
Очень тяжелы первые месяцы отшельничества. Велики искушения: мир, богатство, слава. Все мирское кажется обольстительным. Одинокого пустынника посещают жуткие ведения: полки лукавых духов грозят изгнать его, келья вдруг наполняется змеями, за стенами - шум, бесовские крики. Стефан не выдержал. Но Сергий упорен и терпелив.
Слухи же о подвижничестве Сергия шли. Стали являться люди, прося взять к себе, спасаться вместе. Сергий отговаривал. Единственным желанием было жить и молиться посреди леса - так он думал и умереть. Но - уступил, не разгневался, что прервали покой его уединения. Как выглядел тогда монастырь? Маленькая деревянная церковка Сергия на лесной поляне, вокруг нее располагались кельи — крохотные деревянные хижины. Участок земли между хижинами, с великим трудом отвоеванный у леса, служил огородом для пропитания братии. Жила братия тихо и сурово. Сергий подавал во всем пример. Сам рубил кельи, таскал бревна, носил воду в двух водоносах в гору, молол ручными жерновами, пек хлебы, варил пищу, кроил и шил одежду и обувь. Как выразился Епифаний Премудрый, был для всех как "купленный раб". Летом и зимой ходил в одной одежде из ветхой ткани. Телесно, несмотря на скудную пищу (хлеб и вода), был очень крепок - "имел силу противу двух человек". Это подтверждает важность душевной чистоты для человека, которая ведет и к телесному здоровью.
Шли годы. Монастырь рос. Братия желала, чтобы Сергий стал игуменом. Он по смирению своему отказывался, говорил: "Желание игуменства есть начало и корень властолюбия". Но на это была воля Божия: епископ Афанасий из города Переславль - Залесского произвел его в игумены. Игумен — это руководитель монастыря. Его задача вести и воспитывать монастырскую братию. Сергий воспитывал других монахов собственным примером — трудился вместе со всеми, совершал молитвы, переносил все тяготы.
И до Сергия Радонежского были монастыри на Руси. Но до XIV века они возникали в городах или рядом с ними. Сергий и его последователи создавали монастыри вдали от поселений, в лесных районах. В эти пустынные места переселялись люди. Образовывались рядом с монастырями сёла. Монастыри практически охраняли местных жителей от поборов и разорений монголо-татарских баскаков, которые не имели права грабить церковные владения. Как не вспомнить слова Серафима Саровского: «Стяжи дух мирен и тысячи вокруг тебя спасутся». Деятельность монастыря была направлена не только на молитвенный подвиг, но и помощь обществу в трудное время. В настоящее время монастыри продолжают это служение — помогают нуждающимся.
В русских монастырях был всегда особножитный устав: каждый сам запасался провизией, ели не в общей трапезной, а каждый в своей келье. Ясно, что одни иноки всегда оказывались "побогаче" других. Сергий же был убежденным общиннком и около 1354 г. ввел общежительный устав. Это означало, что братия теперь стала одной большой семьей, что у них все общее. Были выстроены трапезная, монастырская кухня и другие хозяйственные помещения. Братия росла числом, приношения благочестивых людей, в том числе князей и великих князей, текли в Сергиев монастырь, который год от года занимал все более видное место в религиозной жизни русского народа.
Св. Сергий Радонежский — основатель русского иночества. Благодаря Сергию и его ученикам, Русь засияла куполами церквей. Сергий с помощью своих учеников и последователей принимал участие в строительстве таких знаменитых монастырей, как московские Симонов и Андроников на Яузе, ростовский Борисоглебский, Георгиевский на Клязьме, Зачатьевский, Высоцкий близ Серпухова, Голутвинский в Коломне, Дубенский, Успенский в память о Куликовской битве (в сорока верстах от Лавры) и т. д. Сергиевы ученики создали на севере страны Ферапонтов, Кирилло-Белозерский и другие монастыри. Андроников монастырь, куда Сергий направил своего любимого ученика и земляка Андроника, стане вскоре школой иконописи для всей Руси. Он связан с именем Андрея Рублева. Родословное же древо Радонежских святых включает более семидесяти пяти имен угодников Божиих - это уже не только духовные дети, но и духовные внуки, духовные правнуки преподобного.
На примере Сергия Радонежского мы видим, что монашество не стояло в стороне от мира и его проблем. Когда Русь собрала силы, чтобы дать бой ненавистным завоевателям, великий князь Дмитрий обращается за советом и благословением к Сергию. Сергий не только вселяет в князя веру в победу, но и дает ему в помощь двух монахов-воинов. Получается, что монахи не только молятся за свой православный народ, но и при необходимости берут в руки оружие и защищают свою землю от врагов.
Преподобного Сергия называют игуменом земли Русской. Я полностью согласен с этим высказыванием. Прочитанные мною книги о Сергии позволили прийти к мнению о том, что Преподобный Сергий принес на Русь возрождение духа, способствовал распространению монашества. Он показал пример монашеской жизни и монашеского подвига для многих современников и последователей, он помогает нам и сейчас не только небесным покровительством, но и в решении вопросов веры, устроения монашеской жизни, роли монашества и взаимоотношения монастыря и общества.
Список использованной литературы:
1. О.П.Федорова. Допетровская Русь. Исторические портреты. - М.:Астрель, 2008.
2. Б.Зайцев. Житие Преподобного Сергия Радонеского.
3. Д.Орехов. Святые места России.- Спб.: Амфора, 2009.
4. Интернет.
Оценить: |
Автор: Дударев Егор, 12 лет.
Заглянем в историю вместе
|