Святые заступники Руси
Всероссийский детский творческий конкурс «Святые заступники Руси»

"Вся жизнь-завет"

Муниципальное общеобразовательное учреждение

Перво-Эртильская средняя общеобразовательная школа

 

Всероссийский конкурс творческих работ

« Святые заступники Руси».

Номинация: конкурс сочинений.

«Вся жизнь – завет»

 

Автор: Юров Дмитрий Анатольевич

Дата рождения:18.02.1995

Школа: Россия, Воронежская область, Эртильский район, пос. Перво-Эртиль

 

Муниципальное образовательное учреждение

Перво-Эртильская средняя общеобразовательная школа, 11 класс.

Контактный телефон: 84734547224, E-mail: [email protected].

Руководитель: Васильева Ольга Николаевна,

учитель русского языка и литературы, 1 К.К.,

Муниципальное образовательное учреждение

Перво-Эртильская средняя общеобразовательная школа, 11 класс.

Контактный телефон: 84734547224, E-mail: [email protected]

2011

Быть в мире и ничем не обозначить своего
существования - это кажется мне ужасным.  
Николай Гоголь, русский писатель

 

У каждого в жизни свой путь. Через годы ведут людей идеалы, ценности, убеждения. Кто живет по мирским законам, кто – по законам Божьим. К таким относятся Кирилл (в миру Константин) и Мефодий (чье мирское имя точно не установлено; предположительно Михаил) – братья, равноапостольные славянские первоучители, святые не только православной, но и римско-католической церкви, создатели славянской азбуки, переводчики Писания на славянский язык. Почему они стали на путь добра, благочестия? Я думаю, что немалую роль в этом сыграло их детство. Дети военачальника (друнгария) Льва, одного из помощников при солунском стратиге, получили прекрасное образование и воспитание. Благодаря славянскому происхождению матери, они знали славянский язык так же хорошо, как и греческий.

 Самым старшим из семи братьев был Мефодий. Он пошел по стопам отца своего. Царь, узнав о нем, как о хорошем воине, поставил его воеводою в одно славянское княжество, Славинию, бывшую под греческой державой. Пробыв в этом чине около десяти лет и «познав суету житейскую, стал располагать свою волю к отречению от всего земного и устремлять свои мысли к небесному. Оставив воеводство и все утехи мира, он ушел в монахи на гору Олимп (Малая Азия), где с большим усердием и смирением старался выполнять монашеские обеты, занимаясь при сем изучением священных книг». Что подвигло его совершить такой выбор? Я думаю, для него было важнее помогать людям, сеять добро, а не причинять боль и страдания, будучи воином. Все существо его противилось нарушению Заповедей Господних, поэтому он избрал иной путь служения людям.      

И в  этом Мефодий был не одинок. Младший брат его Кирилл с детства обнаружил необычайные умственные дарования. Уже в 15 лет он читал глубокомысленные труды философов и богословов. Показав свои блестящие успехи как в религиозно-нравственном образовании, так и в светском, был взят ко двору императора Михаила «в товарищи по учению к его сыну». Под руководством лучших ученых изучал он  античную литературу, философию, риторику, математику, астрономию и музыку. Его ожидала блестящая карьера при императорском дворе, богатство и женитьба на знатной и красивой девушке.  Но проникнутый религиозным жизнелюбием и любовью к науке, рано принял духовный сан и сделан был священником, а также библиотекарем патриарха. Однако он предпочел только удалиться в монастырь, на Олимп к Мефодию, брату своему. Лишь через шесть месяцев друзья отыскали его и убедили возвратиться. Он стал преподавать философию в Магнаврской академии (отсюда прозвище Кирилл – «философ»). Мудрость и сила веры еще совсем молодого Кирилла были столь велики, что ему удалось победить в прениях вождя еретиков – иконоборцев, бывшего патриарха Анния. Император по достоинству оценил таланты священника и послал его на диспут для прений о Святой Троице с сарацинами (мусуль­манами). «Не хулите Пребожественную Троицу, — говорил им христианский философ, — Кото­рую мы научились исповедовать от древних пророков. Они же учат нас, что Отец, Сын и Дух суть Три Ипостаси. Существо же их едино. Подобие сему можно видеть на небе. Так в солнце, созданном Богом во образ Святой Троицы, находятся три вещи: круг, светлый луч и теплота. Во Святой Троице солнечный круг есть подобие Бога Отца. Как круг не имеет ни начала, ни конца, так и Бог — безначален и бесконечен. Как от солнечного круга происходит светлый луч и солнечная теплота, так от Бога Отца рождается Сын и исходит Дух Святой... И как солнце, состоящее из трех предметов — круга, светлого луча и теплоты — не разделяется на три солнца, хотя каждый из сих предметов имеет свои особенности: одно есть круг, другое — луч, третье — теплота, однако не три солнца, а одно, так и Пресвятая Троица… есть Один Бог». Пылкость речи Кирилла была настолько сильна, что даже убежденные мусульмане признали свое поражение. А нас, современных людей, проповедь тогда еще юного Кирилла поражает своей прозорливостью, ведь суть христианской веры не изменилась более чем за тысячу лет!

Несмотря на столь стремительный взлет, Кирилл пожил некоторое время в Константинополе, а затем удалил­ся к брату Мефодию и несколько лет разделял с ним иноческие подвиги в монасты­ре на Олимпе.  Не каждый современник наш отречется от благ земных ради постижения истины. Легче плыть по течению, нежели преодолевать препятствия, встречающиеся на пути. Поступок Кирилла является  ярчайшим примером того, что человек будет вознагражден за труды свои. Так, благодаря своему выбору он впервые стал заниматься изучением славянского языка. Среда, в которой приходилось ему быть, благоприятствовала этому. В обителях, бывших на горе, было много иноков-славян из разных стран, посему Кирилл мог иметь здесь для себя постоянную практику, что для него было особенно важно, так как он, почти с детства, все время проводил в греческой среде. Император, узнав о новых талантах братьев, отправил их к хазарам для евангельской проповеди, распространять веру Христа. Однако, и в пути продолжали они получать новые знания.

Так, по дороге в Хазарский каганат монахи остановились на некоторое время в городе Корсуни. Здесь жил один самарянин, который ходил к Кириллу для беседы о вере. Однажды он принес самарянские книги и показал их святому. Кирилл попросил их у самарянина и, запершись в своей комнате, стал усердно молить Бога, чтобы Он помог ему изучить их. С помощью Божией Кирилл прочитал книги. Увидев это, самарянин воскликнул: «Воистину, кто верует во Христа, скоро приемлет благодать Святаго Духа». Он и сын его крестились, приняв Христову веру. Здесь же святые братья узнали, что мощи святого мученика Климента, папы Римского, находятся в море и обрели их. Там же, в Корсуни, святой Кирилл нашел Евангелие и Псалтирь, написанные «русскими буквами», и человека, говорящего по-русски, и стал учиться у этого человека его языку.  После этого святые братья отправились к хазарам. Правитель хазарский принял их дружелюбно, и позволил креститься всякому, кто захочет, и объявил смертную казнь тем из находившихся в его стране греков, которые стали бы обращаться в иную веру. Так его впечатлила их победа в прениях с иудеями и мусульманами. Близ хазар жили славяне, и проповедь так же коснулась их. Крестив двести человек хазар и взяв с собою пленных греков, отпущенных на свободу, Кирилл и Мефодий отправились домой. Несмотря на кажущуюся простоту этого деяния, от братьев потребовалось огромное напряжение сил и телесных, и духовных, ведь убедить жесточайших язычников Азии в их неправоте без насилия не смог бы никто, кроме святых братьев. Однако это лишь один из немногих их подвигов. По возвращению домой святой Кирилл при одной из константинопольских церквей занялся работами по составлению для славянского языка особой азбуки, так называемой «глаголицы», и переводом Священного Писания на древнеболгарский язык. Осведомленность о существовании богослужения на родном языке у народов Азии внушила Кириллу мысль о применении в богослужении и славянского языка. Осуществить эту идею суждено было братьям в Моравии, считавшейся уже христианской, но церковно неорганизованной. Император, отправляя братьев в эти земли, говорил святому Кириллу: «Знаю, что ты слаб и болен, но кроме тебя некому исполнить то, о чем они просят. Вы солуняне, а все солуняне часто говорят по-славянски». - «Слаб я и болен, но рад идти наг и бос, готов за христианскую веру умрети»,- отвечал Кирилл. С помощью Мефодия и учеников Горазда, Климента, Саввы, Наума и Ангеляра, он завершил славянскую азбуку и перевел на этот язык Евангелие и  Псалтирь, без которых не могло совершаться богослужение, а так же избранные службы. Этот титанический труд завершили примерно за год – невероятно быстро, ведь в то время на создание одной книги уходило гораздо больше времени! Видимо, религиозное рвение братьев и их учеников было столь велико, что такая работа стала для них естественной и легкой, как дыхание. Удивляешься и задумываешься, почему у них все получалось? А ответ прост. Служение с чистым и открытым сердцем на благо людей практически не может окончиться неудачей, а упорный труд и вовсе разбивает все преграды.

 В Моравии они были приняты с великой честью, и стали учить славянскому языку. Но это вызвало злобу немецких епископов, утверждавших, что богослужение может совершаться лишь на одном из трех языков: еврейском, греческом или латинском, на что святой Кирилл отвечал им: «Вы признаете лишь три языка, достойных того, чтобы славить на них Бога. Но Давид вопиет: “Пойте Господеви вся земля, хвалите Господа вси языцы, всякое дыхание да хвалит Господа!” И в Святом Евангелии сказано: “Шедши научите вся языки...”» Немецкие епископы озлобились еще больше и подали жалобу в Рим. В 867 году св. Мефодий и Кирилл вызваны были папою Николаем I на суд для решения этого вопроса. Взяв с собой мощи Климента, папы Римского, святые отправились в Рим. Когда они туда прибыли, Николая I уже не было в живых; его преемник Адриан II, узнав, что они несут с собой мощи мученика, встретил братьев торжественно за городом; Кирилл поднес ему Евангелие и другие книги на славянском языке, и папа, в знак одобрения, положил их на престол в храме св. Марии, а затем по ним было совершено богослу­жение в нескольких церквях Рима. Но, к сожалению, недолгим был триумф братьев. Кирилл, в видении извещенный Господом о приближении кончины, принял схиму. И 14 февраля 869 года скончался в возрасте 42 лет, а от могилы его начали совершаться чудеса. Брату же он завещал не оставлять дела всей жизни.

После Мефодия рукоположили в архиепископа Моравии и Паннонии. Там он вместе со своими учениками продолжал распространять богослужение, письменность и книги на славянском языке, при этом Мефодий «многия беды и изгнания претерпел» от чужих миссионеров, так, латинские священни­ки сослали его в Швабию на два с половиной года. Но святого это не остановило - продолжал он проповедь среди славян и крестил чешского князя Боривоя и супругу его Людмилу. Прознав про это, немецкие епископы обвинили Мефодия в еретичестве, но он оправдался перед папой, сохранив в чистоте православное учение.

В последние годы своей жизни святитель с помощью двух учени­ков-священников перевел на славянский язык  почти весь Ветхий Завет, а также Номоканон и Патерик. Предчувствуя приближение кончины, святой Мефодий показал на одного из учеников своих, Горазда, и сказал: «Вот муж вашей земли, правоверный и хорошо знаю­щий латинские книги. Если на то будет воля Божия и ваша любовь, я желаю, чтобы он был моим преемником». Святитель предсказал день своей смерти и скончался 6 апреля 885 года в возрасте около 60 лет. Отпевание было совершено на трех языках — славянском, греческом и латинском.

Такой была жизнь братьев – трудной, с суровыми испытаниями и подвигами, но и с радостями и победами. После себя оставили они богатейшее наследие, без которого славяне не стали бы никогда сплоченными, едиными, сильными. Но очень важна и жизнь их в чистом виде, как бы ни пытались ее исказить нерадивые историки. Братья, кроме книг, оставили свой Завет. Являя собой образец мужества, стойкости, мудрости и благочестия, они показывают нам, современным людям, путь истинно праведной жизни, за идеалы которой можно пойти на смерть. И подобно маяку освещают они дорогу тем немногим смельчакам, что идут по этому пути. Не стоит ли и нам, простым людям, попробовать идти по этой дороге? На этот вопрос каждый сам найдет ответ…

 

Оценить: 

Автор: Юров Дмитрий, 16 лет.
Перво-Эртиль

Заглянем в историю вместе
Комментарии (всего 0)
Чтобы оставлять комментарии Вам нужно зарегистрироваться.