Новости
Итоги конкурса 2009 года – «Пастырь»
С итогами конкурса можно ознакомиться здесь.
Комментарий итогов третьего Всероссийского детского творческого конкурса «Святые заступники Руси» члена главного жюри конкурса Константина Ковалёва-Случевского
Уникальность православного мировоззрения заключается в том, что оно может существовать вне времени. Когда мы входим в храм, то видим много икон или фресок, на которых изображены люди, которые на самом деле существовали. Мы можем также видеть на изображениях и их деяния, которые на самом деле были совершены. Живая история будто разговаривает с нами, рассказывает нам о прошедшем, и любой современный человек понимает, что расстояние в сотни лет на самом деле не является чем-то серьезным или трудным, хотя бы для понимания главных основ нашего бытия.
Вот почему, когда я прочитал строки сочинения О. Сазоновой, то есть – письма митрополита Алексия из XIV столетия направленного нам, потомкам прямиком в XXI столетие, то вовсе не был удивлен. Такое послание не только могло быть на самом деле, но и реально существует в виде Жития святителя Алексия, сказаний о его великих деяниях. Всё, что мы знаем о жизни святых является по сути их заветом для нас. И поэтому их опыт и пример абсолютно современны, понятны и достойны для подражания.
Многие участники конкурса этого года почувствовали такое отсутствие грани между прошлым и будущим, свойственное человеку, который понимает, что «Дух дышит, где хочет, и голос его слышишь, а не знаешь, откуда приходит и куда уходит». Это и есть – преодоление времени, это и есть величайший смысл духовного проникновения в тайны обыденной жизни.
Хотелось бы отметить, что в этом году сочинения стали во многом более углубленными, последовательными, разнообразными по жанру и стилистике. Появились даже настоящие писательские работы, похожие на профессиональный труд работников пера. Это радует.
Мне показалось, что я ощутил и более отчетливые приятные «нотки» в творчестве наших участников. Среди них удалось уловить знание истории, мощный позитивный заряд в подтексте, удачные ассоциации, связующие древность и современность, продуманные сравнения разных одноименных героев (Алексия митрополита, Алексия Патриарха и неких иных монахов, и даже авторов сочинений – с тем же именем). Порадовали меня и творческая фантазия, ощущение понимания веры и служения людям, внимание к литературным и историческим источникам, самостоятельность в выводах и размышлениях, образность, некоторые неожиданные намеки на проповедь, умение выразить мысль своим, собственным языком, сделать нестандартные выводы, личностный подход к оценке событий.
Всё это говорит о том, что наш конкурс идёт в верном направлении, и все его участники правильно осознают свою задачу: быть искренними и открытыми, не стремиться к идеальному тексту или рисунку, а показывать в первую очередь свои возможности и способности. То есть – быть самими собой. А это и есть залог успеха труда настоящего творческого человека, сочинителя.
Поэтому еще раз хочется напомнить, что жюри оценивало и оценивает именно индивидуальность, неповторимость, необычность вашего сочинения или рисунка. Похожесть, слишком хрестоматийное освещение событий, отсутствие души (а значит – и Духа), вовсе не интересны. Многие участники поняли, что списывать из Интернета или просить помощь у взрослых, которые могут что-то исправить или подправить – совсем не нужно. Дело не в «правильности» труда участников и даже не в ошибках, которые можно допустить. В итоге побеждает настоящее стремление к выражению правды своей индивидуальности.
Вот почему, как я уже писал однажды, мы легко замечаем то, что было кем-то заимствовано из чужих источников, Интернета или книг. Это имеет отношение и к рисункам, в которых можно быстро распознать руку взрослого, который где-то подправил «неправильность», которая по его мнению могла бы повредить успеху ребенка. Хотелось бы как раз сказать тем же взрослым: напрасно! Ведь мы это видим. На то мы в жюри и профессионалы, чтобы отличить изюминку и оригинальность от подделки. А потому, если кто-то решит, что хорошую работу его чада жюри не заметило, то можно сказать: мы замечаем всё, но – увы – работы не искренние, не собственные мы считаем в некотором роде «испорченными».
Однако в этом году таковых было не очень много, и надеемся, что в будущее время – они исчезнут вовсе.