Решающие события в жизни Митрополита Алексия
«Святые заступники Руси». Меня заинтересовала тема конкурса. Людей, преданно служивших Родине, отдавших за неё свое здоровье, жизнь очень много. Но впервые я встречаю словосочетание «святые заступники». Безусловно, их жизненный подвиг еще более поучителен и ярок для потомков.
Имя Патриарха Московского и всея Руси Алексия II очень популярно, чтимо в народе. Совсем недавно Алексий II ушел из жизни и весь православный мир скорбел о большой потере. Но я поняла, что в этом конкурсе идет речь о его небесном покровителе - Митрополите Алексее. Задачей моей является восстановление и сохранение исторической памяти о Святителе Алексии, жившем в 13 – 14 веках. Итак, приступим к изучению его жизни и решающих событий для этого пока еще незнакомого и далекого для меня человека.
Основные даты жизни Святого Алексия - Митрополита Московского и всея Руси.
Ф.И.О.: Бяконт Елевферий Федорович
Сан: митрополит
Место:
рождения: Москва
погребения: Москва, Чудов монастырь
Дата рождения: 1292-1300 (13 век)
Дата пострига: 1304 г. (14 век)
Дата хиротонии: 06.12. 1354 г. (14 век)
Дата смерти: 12.02. 1378 г. (14 век)
Церковная принадлежность:
Русская православная церковь
МИТРОПОЛИТ АЛЕКСИЙ
Он родился в 1292 году в Москве, в семье боярина Федора Бяконта, давшего род Плещеевых, и при крещении получил имя Елевферий. Получил первоклассное но тому времени светское и церковное образование под руководством митрополита Феогноста. Решение посвятить себя служению Церкви не было случайным. Когда мальчику исполнилось тринадцать лет, с ним произошел необычный случай, оказавший влияние на всю его дальнейшую жизнь. Как-то раз, Елевферий приготовил силки для ловли птиц и услышал голос, идущий с небес: «Зачем же ты ловишь птиц Божиих? Тебе суждено быть ловцом людей». С этого момента жизнь отрока круто изменилась.
На 20-м году жизни ушел в Московский Богоявлений монастырь. Там он принял иночество и получил новое имя — Алексий. Почти 25 лет провел он в этой обители, прославив себя не только мудростью, но и духовными подвигами. Свободно владеющий иностранными языками, Алексий служил переводчиком у греческого митрополита Феогноста, а после его смерти стал полноправным преемником владыки.
В 1340 году митрополит Феогност определил его жить при своем святительском дворе и заведовать судебными делами Церкви. С 1345-епископ в г. Владимире. 6 декабря 1354 года митрополитом Феогностом хиротонисан во епископа Владимирского и Суздальского.
По смерти Феогноста Алексий стал митрополитом.
В 1354 году патриархом Каллистом был утвержден "архиепископом Киева и Великой России с титулом всечестного митрополита и экзарха".
Скончался 12 февраля 1378 года в Чудовом монастыре.
20 мая 1431 года в Чудовом монастыре обрушилась церковь, в которой был погребен святой Алексий. Падавшими камнями был разбит гроб его, в котором и обрели нетленные мощи святителя.
Святой Алексий явил собою образ доброго пастыря и деятельного патриота. Он сумел сочетать в себе эти два великих качества. Это был муж славный в добродетелях, отличавшийся силою слова, сведущий в канонах и искусный в знании как церковных, так и гражданских законов. Эти качества и послужили причиной представления его, как достойного и способного, к иерархическому управлению самой святейшею митрополией Киевскою и всея Руси.
Используя свой церковный авторитет, Алексий энергично поддерживал московских князей в их объединительной политике и тем способствовал росту и усилению Московского княжества. В княжение Симеона Гордого и при князе Иване II Алексей играл видную роль в управлении, а в малолетство князя Дмитрия Ивановича (Донского), будучи его опекуном, являлся фактич. главой цравительства.
Со времени возведения святого Алексия в сан митрополита началась его деятельность по устройству и восстановлению церквей и монастырей.
В 1361 году были восстановлены монастыри: Чудов, Спасский, Спасо-Андрониев и Алексеевский в Москве; в 1362 году - Симонов, Серпуховской Владычний вне Москвы. Из развалин восстановлены монастыри в 1365 году Константинов близ Владимира, Благовещенский в Нижнем Новгороде.
Святому Алексию пришлось вести напряженную борьбу за единство Русской Церкви. Благодаря своей настойчивости, энергии и твердости характера в соединении с умом и образованием он смог поставить архипастырскую власть в России на небывалую высоту. Призванный волею Божией к управлению дел церковных и государственных, он, как первоиерарх Русской Церкви, всегда оставался первомолитвенником за православных людей, церковным пастырем, кротким аскетом, человеком безупречной иноческо-подвижнической жизни.
Духовно-нравственный облик святителя раскрывается из его поучений, которых сохранилось два. Одно к Нижегородской пастве, а другое вообще к христианам.
Содержание этих посланий выявляет смирение святителя и его глубокое понимание высоты архиерейского сана. Сознавая свою ответственность пред Богом как архипастырь, он наполняет свою душу заботою о спасении вверенной ему паствы. "Дети, - пишет святитель, - пишу вам и побуждаю вас на благое, игуменов, священников, диаконов и всех православных христиан, дабы вы последовали Спасову Евангелию".
Мы видим, что святитель заботился обо всех: о пастырях и мирянах. Всех охватывает его пастырская попечительность. Он учил пастырей избегать нерадения, лености, страха человеческого пред сильными мира сего, заступать немощных и учить добрым взаимоотношениям между собою.
Из этого видно, что святой Алексий был пастырем ревностным, мужественным, заступником бедствующих. Мирян он призывал иметь любовь между собою и страх Божий, исполнять заповеди Божии и искренно каяться, любить храм Божий, благоговейно стоять и молиться в нем и всегда помнить час кончины.
Особо поучал святитель князей, бояр и вельмож. Их он учил справедливости на суде, бескорыстию и защите ими вдовиц, сирот и обиженных.
Таким образом, святой Алексий имел следующие духовно-нравственные качества: смирение, или глубокое сознание своего недостоинства пред высотою архиерейского сана, всестороннюю заботу о пастырях и пасомых, ревность духовную, мужество, заступничество бедных, мир душевный, непорочность, милосердие, справедливость, любовь к храму Божию, молитвенность, любовь к людям и богопреданность.
Самою яркою чертою его духовно-нравственного облика является горячая и преданная любовь к своему отечеству. В этом отношении святой Алексий был поистине печальником и мудрым государственным мужем Русской земли. Его содействие великому князю Московскому окончательно возвысило Москву и способствовало с одной стороны подчинению удельных княжеств Московскому, а с другой - положило начало свержению монгольского ига.
После смерти великого князя на попечении святого Алексия остался малолетний сын усопшего Димитрий. Как опекун Димитрия, он принимал самое активное участие в дальнейшем возвышении Москвы. В заботе об отечестве были проявлены святителем мудрость, миротворчество, строгость и в то же время осторожность, обдуманность и выдержанность во всех поступках.
Подвергая свою жизнь опасности, он трижды ездил в Золотую орду на защиту отечества. При этом открылся и дар чудотворения святого Алексия, когда он после дерзновенной молитвы пред Богом исцелил жену хана Чанибека Тайдулу. Произошло это во второй приезд в Орду — по вызову хана Чанибека, а точнее, по просьбе жены хана, Тайдулы, которая три с половиной года тяжело болела и потеряла зрение. Она слышала, что Алексий творит чудеса — может вылечить от любой болезни. Вот хан и написал Алексию письмо-вызов, в котором просил прибыть в Орду и оказать его жене помощь. В случае неповиновения Чанибек грозился подвергнуть русские земли разграблению...
Святитель Алексий обратился с молитвой к Богу, и, когда перед дорогой в Орду служил в церкви молебен, получил знамение: перед аркой святого митрополита Петра сама собой загорелась свеча. Алексий приехал в Орду, отслужил молебен об исцелении жены хана и окропил Тайдулу святой водой. И чудо свершилось: женщина-мусульманка прозрела, благодаря молитвам митрополита. В память об этом чудодейственном исцелении в Кремле был возведен монастырь, получивший название Чудов.
Третья поездка митрополита Алексия в Орду состоялась почти сразу же после второй. Новый хан Бердибек, умертвивший своего отца Чанибека и братьев, угрожая войной, требовал от русских князей резкого повышения дани. Используя свой козырь, — исцеление Тайдулы, приходившейся Бердибеку матерью — Алексий не только сумел договориться с новым ханом о выгодных для русских князей условиях, но и получил у него новый ярлык, подтверждающий права церкви и духовенства. Кроткой и разумной беседой он укротил ярость хана и благополучно возвратился в свое отечество, неся радость и восторг своим соотечественникам.
Алексий был возведен в сан митрополита в Константинополе в 1354 году и возглавлял Русскую Православную Церковь до 1378 года. Он был одним из самых образованных людей своего времени. Блестяще владея иностранными языками, митрополит Алексий перевел с греческого на церковно-славянский язык Новый Завет, основал Спасо-Андронниковский монастырь, в котором работал известный иконописец Андрей Рублев, также женский монастырь Алексеевский. Митрополит прожил долгую и яркую жизнь, а главное, полезную для Отечества: он мирил враждующих князей, увещевал властолюбивых иерархов, добивался расположения и милости Чанибека и отводил от родной земли гнев Бердибека.
В середине XV века Русская Православная Церковь причислила митрополита Алексия к лику святых. Его нетленные мощи в настоящее время находятся в Елоховском Богоявленском соборе.
Святой Алексий был связан с преподобным Сергием узами тесной дружбы. Великий старец по просьбе Алексия совершил несколько походов в Нижний Новгород и Рязань, чтобы усмирить словом местных князей и заставить их присягнуть Московской Руси. Когда в 1380 году на Куликовом поле русские войска одержали внушительную победу над Золотой Ордой — в этом была огромная заслуга Святителя Алексия и Преподобного Сергия Радонежского. Алексий высоко ценил преподобного, имел намерение сделать его своим преемником, но скромный угодник Божий уклонился от этого.
Существует любопытное предание о посещении святым Алексием Самары. Говорят, что следуя в одну из своих поездок в Золотую орду (в 1353 или 1357 г.), святитель остановился на неизвестной ему реке, которая впадала в Волгу. Находившиеся при нем люди, идя по берегу, поросшему густым лесом, увидели одну тропинку и, идя по ней, к ужасу своему, нашли в необитаемом лесу человека, забравшегося в эту глушь, как оказалось, для спасения души. Тотчас же донесли об этом святителю. Святой Алексий, интересуясь жизнью пустынника, призвал его к себе, потом сам был у него, расспрашивал об этой местности и между прочим полюбопытствовал узнать название реки. "Названия ей не знаю, сам я зову ее Самарой", - ответил пустынник.
Как говорит летописец, святой Алексий, видя добродетельное житие сего пустынника, не только оное название подтвердил, но, благословляя его и место, духом пророчески предрек: "Будет на сей реке град того же имени, в нем просияет благочестие и оный никакому разорению подвержен не будет".
Кончина святого Алексия была мирная и безболезненна. Летопись сообщает, что святой, почувствовав приближение своей кончины, призвал своего сына великого князя Димитрия Иоановича, преподал ему мир и благословение и конечное целование и заповедал положить его тело в церкви, в близи алтаря и «тако предаде дух свой в руце Божии».
По другим источникам, он пред самою своею кончиною совершил Божественную литургию и приобщился Св. Таин, затем, пожелав всем мира и любви, воздав последнее целование, мирно предал Господу свою душу. Алексий умер в 1378 году и был погребен в Чудовом монастыре.
В середине XV века Русская Православная Церковь причислила митрополита Алексия к лику святых. Его нетленные мощи в настоящее время находятся в Елоховском Богоявленском соборе.
Более шести веков прошло с тех пор, как праведно жил один из самых замечательных русских сподвижников митрополит Алексий, постоянно размышляя о своем пройденном пути. Много воды утекло с тех пор. Архивные документы, труды митрополита, Спасо-Андронниковский монастырь на Яузе, который мы больше знаем как Музей древнерусского искусства имени Рублева, напоминают нам о делах этого незаурядного человека, возведенного в ранг святых. Осталась память об Алексии и в Черкизове - северный придел храма Илии Пророка носит имя святителя Алексия.
Оценить: |
Автор: РАЗИНКОВА ЕКАТЕРИНА, 12 лет.
Заглянем в историю вместе
|
Комментарии (всего 0)
Чтобы оставлять комментарии Вам нужно зарегистрироваться.