Алексий - человек, гражданин, дипломат.
Конкурс
«Святые заступники Руси».
Куратор Полухина Вера Константиновна, учитель истории и православной культуры
Смыкалов Арсений,
ученик 9 «А» класса
МОУ СОШ №28,
г Белгорода
Алексий - человек, гражданин, дипломат.
Моё знакомство с именем митрополита Алексия состоялась не так давно, но, как это часто бывает, первое впечатление оказалось настолько сильным, что захотелось узнать о нём как можно больше. Меня особенно заинтересовал митрополит Алексий как человек, обладающий дипломатическим умом, острым чутьём политика, несгибаемой силой воли, умением выдерживать удары судьбы и отстаивать своё мнение. Алексий мне показался государственником, он твёрдо знал, что государство можно сохранить только через православную веру, какими бы тяжкими ни были жертвы.
Святитель Алексий, митрополит Московский и всея Руси, чудотворец родился в 1292 году (1305г) в Москве. Его родителями были боярин Фёдор и боярыня Мария Бяконт. Они дали ему необычное имя Елевферий. Когда он подрос, они позаботились о его образовании, отдав учителям для книжного учения. Мальчик рос способным и охочим до знаний, но детские шалости и забавы были ему в радость. Однажды, когда ему было 12 лет, он занимался обычным делом для подростков того времени: ловил сетью птиц, случайно заснул и вдруг услышал голос ниоткуда: «Зачем, Алексий, ты напрасно трудишься? Я сделаю тебя ловцом людей».
Проснувшись, он, конечно, никого не увидел, очень удивился, но особенно странным ему показалось, почему его называли чужим именем. Размышления привели Елевферия в церковь, он стал её посещать очень часто, а затем в 15 лет принял решение поступить в монастырь Святого Богоявления, где он становится иноком под именем Алексий. Монах этого монастыря Геронтий, учившийся в Греции, часто приносил книги из монастырской библиотеки, где и находил ответы на многочисленные вопросы ученика Алексия. А Алексий заражался жаждой самому прочесть эти книги. Боярский сын стремился к знаниям, которые находились в монастырских библиотеках.
В монастыре Святого Богоявления монахи писали и переводили труды по истории, математике, архитектуре, географии, военной организации государств, богословские книги. Монахи - переводчики, монахи - греки научили Алексея языкам, переводческому искусству. Он знакомится с военным делом, узнаёт о товарообороте с Европой, Востоком, познаёт Римское Право, изучает судопроизводство западных стран, размышляет о «русском правеже» князя Ярослава, о Церковном Уставе и об отделении церковного суда от княжеского. Свои размышления он излагает на бумаге, и это даёт право называть его писателем. Бесценным памятником митрополиту Алексию служат его литературные труды, сохранившиеся до наших дней. Это собственноручно написанные, переведенные с греческого языка Евангелие, «Окружное послание к пастве», «Послание к христианам Новгородской области», его Духовная.
А ещё его можно назвать знатоком архитектуры. Он подробно изучал секреты строителей Афинского Акрополя, и даже сам лично принимает участие в качестве каменщика при строительстве первой московской каменной церкви - во имя Успения Богородицы, которую заложил Митрополит всея Руси Пётр.
Деятельность Алексия масштабна. Благочестивая жизнь, высокий ум привлекали к себе внимание Митрополита Феогноста, святителя Московского. Его уважали, у него просили мудрого совета как великий князь, так и бояре. Велика его роль и в государственных делах Великого княжества.
Алексия назначают наместником Феогноста. Исследователи его жизненного пути считают, что в этот период Алексий выучил в совершенстве греческий язык.
Должностное продвижение стремительно: в 1352 году он уже епископ Владимирский, и Феогност отправляет в Константинополь князя Симеона Гордого с просьбой утвердить кандидатуру Алексия.
В 1353году и Феогност и Симеон Гордый умирают от моровой язвы, но уже перед их смертью Алексий утверждается Митрополитом.
Настольная грамота Патриарха Филофея датируется 30 июля 1354 года, согласно ей Алексий, не являясь греком, становится митрополитом в виде исключения за его добродетельную жизнь и духовные достоинства. Город Владимир утверждён в качестве места пребывания русских митрополитов с сохранением Киева в качестве первого престола.
Почему же Феогност при жизни назначает преемника? Это вызвано стремлением сохранить единство митрополии и ограничить вмешательство в дела церкви неправославных светских правителей. Усиливается влияние королей-католиков и язычников Великих князей Литовских. Не один раз повторяются попытки создать отдельные митрополии. Особенно это было заметно при великом князе Ольгерде. По его настоянию Туровское, Полоцкое, Литовское княжества, города малой Руси были отделены от русской митрополии и отданы Тверскому князю Роману. Произошло фактическое разделение церкви.
Алексий этого вынести не мог. Его абсолютная убеждённость, что сила светского государства в единстве духовном пронизывает всю жизнь.
На меня это произвело неизгладимое впечатление. Всю жизнь посвятить сохранению единства государства, церкви, веры, чем бы ни пришлось жертвовать! А жертвы были и какие!
Чтобы положить конец смутам и тревогам, святитель отправился в Константинополь к великому вселенскому Патриарху, который дал право Алексию считаться архиепископом Киева и великой Руси. На обратном пути из Константинополя во время бури кораблю грозила гибель. Алексий молится и даёт обещание построить храм святому того дня, в который корабль пристанет к берегу.
В честь этого события была построена церковь Нерукотворного образа Христова, положившая начало знаменитому Андронникому монастырю. А потом по благословению Алексия строятся и восстанавливаются монастыри: женский Алексеевский в Москве, Благовещенский в Нижнем Новгороде, Чуда Михаила Архангела в Москве.
У митрополита Алексия множество забот: хозяйство Москвы опустошено чумой, князья ссорятся между собой, Русь ещё под игом монголо-татар, каждый год князья должны платить огромную дань. Как же решить эти проблемы, как объединить все княжества, как убедить князей, что лояльное отношение митрополита к монгольским ханам есть не что иное, как дипломатическая уловка, как временное явление: Русь пока не готова сбросить иго, нужно перетерпеть, сохраняя веру.
Алексий проявляет мудрость, твердость, показывает себя хорошим дипломатом. Он действует в двух направлениях. Одно из них – кадровая политика: ему удается поставить 21 епископа в княжествах, тяготевших к Литве. Нелегко это далось Алексию. Второе направление – забота о статусе православной церкви в Золотой орде. Меня это поразило особенно. Алексий настаивает на дружеских отношениях с ханами Золотой орды в обмен на сохранение православной веры. Я пытаюсь понять Алексия, хотя это удается с трудом.
В это время восходила военная звезда Дмитрия Донского. К 1375 году после успешного похода на Тверь русских князей во главе с Дмитрием Ивановичем возобладали построения активного переподчинения орде, переходе к политической самостоятельности русского государства.
Рядом с князем Дмитрием постоянно находится уже стареющий митрополит, который благословляет его, наставляет в мирских делах. Но все чаще Алексию приходится слышать от князя горькие слова упрека о коленопреклоненном состоянии Алексия перед ордой. Алексия Дмитрий Иванович (он был крестником его) глубоко уважал, но во взаимоотношениях с ордой придерживался противоположных взглядов. Князь убежден: монголо-татар можно бить, «и это можно» пришло сейчас. Однако митрополит оставался непреложным сторонником союза с ордой. Для него завет Александра Невского на первом месте: князь Александр предпочитал мир с ордой, помощь монголо-татарам в борьбе с русскими князьями в обмен на поддержку ими православной церкви, что не всегда однозначно воспринималось князьями, летописцами. Но Александр был глубоко убежден в своей правоте. Он верил, что смирение перед монголо-татарами - явление временное. Алексий разделял мнение Александра, он был убеждён, что преждевременное отделение от орды означает начало разрушительной, бедственной войны. А ханы, к счастью, не заметили, что церковно-государственная власть превращается в общерусскую национальную идею.
Князья в конце жизни Алексия предъявляли серьёзные нарекания к нему и к церкви. Многие говорили, что церковь идёт на союз с ордой в обмен на налоговые льготы, упрекали церковь в покровительстве орде, что она просто жирует по сравнению даже с князьями.
Имущество церкви, не тронутое ордой, вот что раздражало князей, чьи княжества разрушались монголо-татарами.
Алексия обвиняли, что ему всё равно, что достоинство русских князей уничтожаются, что они везут во время выхода к ханам самое лучшее, что у них есть. Возмущались князья, что приходится давать взятки бесчестным ордынцам.
Я перечитываю строки истории о событиях 800-летней давности. Стараюсь представить положение дел. Честно скажу, что не всегда мне нравится и не всегда понятно, почему русский князь выступает против своего же русского соседа в союзе с монголо-татарами и его поддерживает церковь. Мне кажется, куда проще всем миром выступить против одного врага. И не было бы этого ига долгие сотни лет. Но после мучительных размышлений понимаешь, что именно такие люди-провидцы представляли историю на века вперёд, предостерегали живущих рядом не «пороть горячку», не торопить события, затаиться: не исчезнет русский народ, его культура и традиции, пока сохраняется вера. А вот за эту веру Алексий и его сподвижники жертвовали своей жизнью. И не известно, как повернулась бы история, в которой народ потерял бы православную веру.
Тяжелыми были ноша Алексия, его крест, которые он достойно и смиренно нёс до конца жизни, правдами и неправдами поддерживал Дмитрия Донского и объединение русских земель вокруг Москвы.
Ему пришлось терпеть злые укоры, переносить недобрые взгляды, иногда откровенную ненависть от своих же близких. Наверняка, у Алексия мучительно сердце болело, когда видел опустошённые земли после набегов, многие смерти, но его убеждённость в правоте своей политики по сохранению веры заслуживают почитания и преклонения.
Ещё мне показалось, что жизнь Алексия, его политика может запросто найти аналоги в современной истории. Ведь часто бывает, что народ не поддерживает своих политиков, которые выдвигают непопулярные программы, обещая перемены в будущем и достойную жизнь. Но как знать? А вдруг среди политиков есть человек (хотя бы один) наподобие Алексия и ему подобных.
Перед смертью Алексий не изменил своему правилу. Он прожил жизнь смиренно и по совести. Он даже не попросил его похоронить в монастыре и наказал вырыть ему могилу за храмом. Но Дмитрий Донской, несмотря на разногласия последних лет, глубоко почитал Алексия. Сам велел положить его в церкви близ алтаря.
12 декабря 1378 года Алексий скончался. Ему было восемьдесят пять лет. И, как часто бывает, великого человека стали забывать ещё при жизни. Некоторые историки в этом убеждены. Сразу же после смерти начинается борьба за первенство. Алексий оставил Дмитрию Ивановичу Сергия Радонежского, но в борьбу вступают архиепископы Суздальские Дионисий и Митяй и Киевский митрополит Киприот.
Наверное, поэтому, это стало одной из причин, почему «по горячим следам» не была создана биография Алексия. И только сын Дмитрия Донского Василий восстанавливает почитание Алексия.
Святой Алексий упоминается в летописях как заступник Москвы, его имя значится вторым после имени святого Петра в списке всея Руси Чудотворцев, а память празднуется в один день с памятью Петра, Иона, Филиппа, Гермогена 18 октября.
Я убеждён, что моё знакомство с жизнью митрополита на этом не закончилось, мне захотелось узнать о нём как о чудотворце, подвижнике. Точно знаю, что открою для себя такие страницы, читая которые можно найти ответы на вопросы современной жизни.
Оценить: |
Автор: Смыкалов Арсений, 14 лет.
Заглянем в историю вместе
|