Святые заступники Руси

Сохранение Православия

Русское православие стало той силой, которая объединила всю Русь вокруг Москвы. Это невидимый стержень, без которого русский народ рассыплется и исчезнет. В смутные, тяжёлые для страны времена это становится очевидным и понятным с особой силой. Именно в такие моменты особенно важна роль людей, способных взять на себя тяжёлую и ответственную миссию проводника воли Божией на земле. Таким человеком и был святитель Алексий, митрополит Московский и всея Руси, святитель, государственный деятель, дипломат, всю жизнь посвятивший служению Православной Церкви, сохранению православия, объединению земли Русской.

     В миру Бяконт Елевферий Фёдорович родился в Москве в семье боярина Фёдора Бяконта и его жены Марии, выходцев из Чернигова. Семейство будущего Первосвятителя занимало заметное место среди московского боярства конца 13-14 вв. Выучившись грамоте в раннем возрасте, святитель Алексий уже в отрочестве начал мечтать о монашеской жизни, после того, как однажды, уснув на ловле птиц, услышал голос, называющий его монашеским именем и предвещающий стать «ловцом человеков». В возрасте около 20 лет святитель Алексий принял постриг в Богоявленском монастыре в Загородье, где жил вместе со старшим братом преподобного Сергия Стефаном. Примерно до 40 лет вёл он монашескую жизнь. Затем был назначен наместником митрополита Феогноста, который сам ещё при жизни его благословил. В 1352 г. Святитель Алексий был возведён в сан епископа Владимирского, не будучи греком, согласно настольной грамоте Патриарха Филофея, в виде исключения, за его добродетельную жизнь и духовные достоинства. Его недюжинный ум и широкое образование, твёрдость характера и энергия объясняют то большое влияние, которое он приобрёл не только в правящих кругах, но и по всей Руси.

      Русь, раздираемая непрестанными междоусобицами удельных князей, подвергаемая набегам завоевателей, грабивших и убивавших русских людей, переживала один из самых тяжёлых периодов своей истории. Это была эпоха татарского ига. Без объединения страны нельзя было бороться против общего врага. Заметную роль, причём не только в церковено-духовных, но и политических событиях на Руси играли церковные пастыри. Они немало способствовали усилению Москвы, собиранию русских земель, укреплению авторитета власти великого князя. Святитель Алексей много усилий приложил для примирения строптивых князей, не желающих признавать власть Москвы, где нужно проявляя волю и настойчивость, твёрдость характера, где это необходимо мудрость, терпение чудеса дипломатии. Первоочередной задачей святителя Алексия как руководителя московской политики являлось установление равновесия сил в регионе при первенстве Москвы и по возможности восстановление политического и церковного влияния в других городах, достигнутого великим князем Симеоном Иоановичем. Опора на авторитет митрополита всея Руси позволяла в это время великому князю Дмитрию Иоановичу игнорировать ярлыки на великое княжение, выдававшиеся его соперникам в раздираемой усобицами Орде часто сменявшимися ханами и претендентами на сарайский трон, и отстаивать свои интересы силой оружия. Одновременно с той же целью святитель Алексий стремился не допустить возобладания пролитовских сил в тех севернорусских княжествах, где они имелись (семейство князя Алексея Михайловича в Твери, зять Ольгерда Борис Константинович Городецкий в Нижегородском княжестве), выступая в качестве верховного арбитра во внутридинастических распрях. При верности интересам Москвы его политика была в этих вопросах весьма взвешенной и не носила характера грубой и неприкрытой поддержки «своих» против «чужих».

 При этом он неоднократно подвергал свою жизнь опасности. В январе 1359 года во время смоленско-московско-литовских военных действий, святитель Алексий отправился в Киев, чтобы заручиться поддержкой южнорусских князей, но был захвачен великим литовским князем Ольгердом, ограблен и заточён; однако святителю Алексию удалось бежать, и в 1360 году он вернулся в Москву.

Наставник князя-мальчика, затем взрослого правителя,   Святой владыка был первым руководителем, вдохновителем и помощником Великого князя Дмитрия Донского в его борьбе за объединение государства. Возможностью нового подъёма Московское княжество и его династия во многом обязаны святителю Алексию, связывавшему с ними судьбу митрополии и использовавшему в их интересах свой авторитет Первосвятителя. Участвуя в многочисленных поездках в составе посольств княжества Московского, Алексий немало сделал для централизации государства Русского под руководством Дмитрия Донского. С этой целью ему приходилось путешествовать и в Золотую Орду, налаживать отношения с ордынскими ханами.

 В 1357 году по приглашению ханши Тайдулы святитель Алексий ездил в Орду и исцелил её от глазной болезни. Сохранился ярлык, данный Тайдулой, согласно ему, Русская Церковь, молящаяся за ханов, освобождалась от всех даней, поборов и насилий со стороны светских властей.

    За почти четверть века возглавления Русской Церкви святитель Алексий поставил 21 епископа, всемерно способствовал распространению и упрочению на Руси общежительного монашества. С его именем связано создание и возобновление ряда обителей в Москве и в Митрополичьей области. Это Спасо-Андроников, Чудов, Симеонов, Введенский Владычный в Серпухове монастырь, возобновлены древние, но пришедшие в упадок Цареконстантиновский под Владимиром и нижегородский Благовещенский монастыри. Монастырское предание приписывает ему ещё создание Алексеевского девичьего монастыря в Москве для сестёр. При святителе Алексии продолжало распространяться почитание святителя Петра. Перед поездкой святителя Алексия в Золотую Орду в 1357 году в Успенском соборе в Москве у гроба святителя Петра «зажьглася свеча сама о себе». После молебна она была разделена для благословения присутствующих.

   Перед смертью святитель Алексий заповедал великому князю Дмитрию Иоанновичу погрести себя вне церкви, за алтарём в Чудове монастыре. Скончался святитель 12 февраля 1378 года. На отпевании присутствовало большое количество народа, включая епископов и великого князя Дмитрия. По настоянию великого князя Первосвятителя погребли внутри храма, близ алтаря.    Умирая, митрополит Алексий хотел видеть своим преемником троицкого игумена Сергия Радонежского, самого почитаемого подвижника русской православной церкви.

       Вся жизнь святителя Алексия – подвиг во имя России, Православия, всех людей, живущих на Земле, заслуживающий уважения и преклонения потомков. Имена таких людей как святитель Алексий, Сергий Радонежский не только вошли в историю, но и оставили свой «след» на Земле, подобно падающей звезде, которая, оставляя за собой светящийся след, дарит восхищение и загадку людям. В. Г. Белинский писал: «Зрелище жизни великого человека всегда прекрасное зрелище: оно возвышает душу…, возбуждает деятельность. » Любить людей, быть добрым и отзывчивым, мужественным и благородным, любить Родину – эти истины живут во все времена. Каждый живет на Земле один раз, и тот кто научится ценить жизнь, поймет её смысл, сможет реализовать свои возможности, не будет забыт людьми.


Оценить: 

Автор: Смирнов Антон, 15 лет.
Балахна

Заглянем в историю вместе
Комментарии (всего 0)
Чтобы оставлять комментарии Вам нужно зарегистрироваться.