Небесные покровители Святой Руси
Небесные покровители Святой Руси.
Когда мы о ком-то вспоминаем, то мы вспоминаем не о самом человеке, а о его имени. И когда мы о ком-то думаем, то мы думаем о его имени, при каждой мысли произнося про себя это имя. И когда с кем-то говорим, то мы тоже говорим не с человеком, а с его именем. Заметьте, что даже когда собеседников всего двое и нет необходимости уточнять, к кому обращены ваши слова, вы всё равно называете имя того, кому говорите. И каждый раз имя слушателя как бы является заголовком тому, что вы ему говорите в данный момент. Причём то имя, с которым вы к нему обращаетесь, может меняться в зависимости от того, что вы от него хотите.
АЛЕКСЕЙ - греческое имя. «Алексо” в переводе означает «отражаю, предотвращаю, защищаю”. Алексий, человек Божий, память которого отмечается 30 марта, был богатым римлянином (V в.). Еще в юности он решил, что посвятит себя Богу. Оставив родителей и невесту, он провел свою жизнь в молитвах, постясь и живя подаянием. После смерти Алексия его мощи помогали исцелиться больным. Примерно таким же, каким был святой Алексий, - добрым, кротким, нежным - представляют себе обладателя этого имени все без исключения участники нашего опроса. (Заметим, что таким же предстает Алексей перед читателем русской классики: вспомните Алешу Карамазова из «Братьев Карамазовых» Достоевского.) Наверное, поэтому у имени Алексей довольно много уменьшительных вариантов. Кроме всем известных Леша и Алеша Алексея можно называть более оригинально - например, Леня или Лека.
Кроме 30 марта, Алексеи празднуют именины 25 февраля, 7 мая, 2 июня, 22 августа, 11 и 18 октября, 6 декабря.
Православному миру известно много праздничных дней, связанных с именем Алексий (Алексей):
25.02 - святитель Алексий, Московский и всея России чудотворец (Рус.).
30.03 - Преподобный АЛЕКСИЙ, человек Божий 411 г. - преподобный Алексий, человек Божий.
07.05 - преподобный Алексий, затворник Печерский (Рус.).
02.06 - святитель Алексий, Московский и всея России чудотворец (Рус.) (обретение мощей).
23.06 - святитель Алексий, епископ Вифинский
22.08 - мученик Алексий.
11.10 - преподобный Алексий, затворник Печерский (Рус.).
18.10 - святитель Алексий, Московский и всея России чудотворец (Рус.).
06.12 - благоверный князь Алексий Невский (в схиме Алексий.) (Рус.).
Известна с давних пор связь имени человека и его судьбы, ибо имя определяет поступки и характер человека, носящего это имя. В звуке имени содержится много информации о человеке. Имя может звучать благозвучно, приятно, добросердечно, ласково и возвышенно, а может отторгать, настораживать, устрашать, вызывать неприятные ощущения.
Анализируя носимое человеком имя, можно понять, как человек относится к себе сам, и как относятся к нему другие люди, которые его так называют. А изменив свое имя или даже разговорную форму имени, можно изменить и отношение к себе окружающих людей и даже изменить свою жизнь, сделав ее более успешной.
Почему мы обращаемся к истории и значении имени Алексий? Дело в том, что Святитель Московский Алексий, всея России чудотворец, родился на рубеже XIII и XIV веков, около 1300 года, в тяжкую для русского народа эпоху татарского ига, когда Русь подвергалась набегам завоевателей, которые грабили и убивали русских людей, уводили их в плен, оставляя после своих набегов одни развалины и пожарища. Положение усугублялось непрестанными междоусобицами удельных князей, без объединения которых нельзя было бороться против общего врага. Святитель Алексий происходил из знатного рода Черниговских бояр Колычевых. Его родители Феодор (по прозванию Бяконт) и Мария, спасаясь от татарских набегов, переселились в Москву, где и родился будущий святитель. При святом Крещении ему дано было имя Елевферий, восприемником его был сын святого благоверного князя Московского Даниила Александровича - княжич Иоанн, будущий великий князь Московский, носивший постоянно с собой мешочек с деньгами для раздачи милостыни, за что и был прозван Калита (т. е. “мешок с деньгами”).
Господь рано открыл будущему святителю его высокое предназначение. На двенадцатом году жизни Елевферий раскинул сети для ловли птиц, незаметно для самого себя задремал и вдруг явственно услышал голос: “Алексий! Что напрасно трудишься? Ты будешь ловить людей”. Отрок тотчас пробудился, но вокруг никого не было. С этого дня Елевферий все более стремился к духовной жизни, к углубленному изучению Священного Писания, стал уединяться, часто посещать церковь. Через несколько лет он испросил у родителей благословение поступить в монастырь.
В возрасте около двадцати лет юноша принял монашеский постриг в одном из московских монастырей с предвозвещенным ему в сновидении именем Алексий. Благочестивая жизнь и высокий ум инока Алексия привлекли к нему внимание митрополита Феогноста, святителя Московского, в то же время святой Алексий пользовался большим уважением у великого князя и бояр за свои мудрые советы не только в церковных, но и в гражданских делах. Уже в это время роль будущего святителя в государственных делах Великого княжества Московского была велика - согласно духовной грамоте великого князя Симеона Иоанновича Гордого святой Алексий оставался советником его младших братьев - князей Иоанна и Андрея.
По инициативе великого князя Симеона Алексий был назначен наместником престарелого митрополита Феогноста и переселился на митрополичье подворье.
В своей многообразной святительской деятельности митрополит Алексий неустанно заботился о благоустроении своей паствы и ее духовном просвещении. Почти за четверть века он поставил 21 епископа, с его именем связано создание и возобновление ряда обителей в Москве и Митрополичьей области. Кроме Спасо-Андроникова (ок. 1360), Чудова (ок. 1365) и Симонова (между 1375 и 1377) монастырей по его благословению в 1360-1362 годах был основан Введенский Владычный в Серпухове монастырь, возобновлены древние, но пришедшие в упадок Цареконстантиновский под Владимиром и нижегородский Благовещенский. Монастырское предание приписывает ему также создание Алексиевского девичьего монастыря в Москве для своих сестер (ок. 1358).
Святитель Алексий прожил около 80 лет. Приближаясь к концу своего жизненного подвига, он желал видеть своим преемником преподобного Сергия, игумена Радонежского. Однако Преподобный, по своему великому смирению, уклонился от этой чести. Святитель Алексий не стал настаивать, провидя великое значение для Русской Церкви преподобного Сергия как “игумена всей Русской земли”.
Перед своей блаженной кончиной митрополит Алексий, святитель Московский, заповедал великому князю Димитрию Иоанновичу Донскому погрести себя вне церкви, за алтарем собора в Чудовом монастыре. Святитель Алексий почил 12 февраля 1378 года, на отпевании присутствовало большое число народа, включая епископов и великого князя. По настоянию великого князя Димитрия Донского (1363-1389), глубоко почитавшего святого владыку, Первосвятителя погребли внутри храма, близ алтаря. Местное почитание святителя Алексия началось, вероятно, вскоре после его кончины, еще при жизни великого князя Димитрия Иоанновича. Свидетельством этого служит воздух сшитый в 1389-м году княгиней Марией, вдовой великого князя Симеона Иоанновича Гордого, изображающий Нерукотворный Образ Спасителя с предстоящими, в числе которых четыре русских митрополита: Максим, Петр, Феогност и Алексий.
Мощи святителя Алексия были открыты 20 мая 1431 года, в царствование великого князя Московского Василия Васильевича Темного (1425-1462). Однажды во время Божественной литургии обрушился свод ветхого храма Чудова монастыря, в котором покоился Святитель. При этом никто из молившихся в храме не пострадал. По повелению великого князя на месте старого храма начали строить новый. При копании рвов под его фундамент и были обнаружены нетленные мощи святителя Алексия. В новом храме, освященном, как и прежний, во имя Архистратига Божия Михаила, был устроен придел в честь Благовещения Пресвятой Богородицы, в котором положили многоцелебные мощи святителя Алексия.
В 1448 году митрополит Иона установил празднование преставления (12 февраля) и обретения мощей (20 мая) святителя Алексия. После этого почитание Святителя получило самое широкое распространение, к нему обращались как к великому заступнику и молитвеннику земли Русской.
В 1484 году в Чудовом монастыре началось строительство новой трапезной с храмом во имя святителя Алексия. В 1485 году святые мощи святителя были перенесены в храм, посвященный его имени. В ноябре 1518 - июне 1519 года у раки святителя Алексия совершился ряд отмеченных летописью чудесных исцелений больных различными недугами. В 1522 году во время прихода под Москву крымского войска хана Мехмед-Гирея, святитель Алексий вместе с другими Российскими чудотворцами явился жителям города в видении крестного хода с чудотворной Владимирской иконой Божией Матери, знаменуя заступничество от вражеского нашествия.
В XVI веке, когда дважды (в княжение Василия III и в царствование Феодора Иоанновича) остро вставал вопрос о рождении наследника престола, святитель Алексий начал почитаться и как покровитель и заступник правящей династии московских Рюриковичей.
В 1596 году был установлен совместный праздник трем святителям Московским: Петру, Алексию и Ионе.
Святитель Алексий занимался строением обителей иноческих. Так, он построил на берегу реки Яузы храм во имя Господа нашего Иисуса Христа, в честь Нерукотворенного Его Образа, устроил при сем храме монастырь и ввел в нем общежительный устав. Старейшинство в новой обители он вручил Андронику, ученику святого чудотворца Сергия. Кроме этого монастыря, святитель Алексий построил и другие церкви и монастыри в Москве и в других городах русских. Так, он построил в Москве каменную церковь во имя святого Архистратига Михаила, в честь славного Чуда его, бывшего в Хонех, и устроил монастырь, доныне именуемый Чудовым; здесь святитель заповедал положить свое тело.
Святитель Алексий преобразовал женские монастыри, поставив во главе их независимых игумений. До его времени женские обители зависели от мужских. Своим новым уставом он довел их до процветания. При нем в Москве было создано несколько женских монастырей по его уставу. В Зачатьевском монастыре чтились могилы его сестер Евпраксии и Юлии. Одна из них была игуменьей. Устав митрополита Алексия был окончательно утвержден Стоглавым собором в 1551 г. и стал обязательным.
Много других дел, достойных памяти, славных и дивных, соделал святитель Алексий во славу Божию и добре пас свое словесное стадо до самой своей кончины.
Предузнав о своем отшествии к Господу, святитель совершил Божественную службу и причастился Святых Тайн. Пожелав всем пребывать в мире, он воздал всем последнее целование и спокойно предал Господу свою душу 12 февраля 1378 года. Святительский престол великий служитель занимал 24 года, всех же лет жизни его было 85. С подобающей честью тело его было погребено в созданном им храме во имя Архистратига Михаила в приделе Благовещения Пресвятой Деве в Чудовом монастыре.
Спустя много лет обретены были святые и многоцелебные его мощи вполне нетленными. Даже ризы на почившем святителе были совершенно целы, как будто их надели накануне.
Мощи святителя Алексия были перенесены в Архангельский собор, а в 1947 г, в связи с подготовкой к празднованию 800-летия Москвы, по просьбе Патриарха Алексия I перенесены в кафедральный Богоявленский собор в Елохове, где они покоятся и ныне.
От них и доселе источаются, как бы от неиссякаемого источника, многие исцеления и подается святыми его молитвами помощь всем с верой припадающим к ним.
Имя Алексей древнегреческого происхождения, означает: защитник. Алексеем назовет сына спокойная, уверенная в себе, тихая по натуре женщина. Алеша очень привязан к матери, внешне похож на нее, но кротость, присущую матери, наследует редко. Напротив, с самого раннего детства он чувствует себя защитником матери, а повзрослев, становится защитником и тех женщин, которые его окружают. Алексей доброжелателен, многословие для него не характерно, он человек дела, за советом всегда обращаются к нему.
Святитель Алексий является небесным покровителем Патриарха Алексия II, и это предопределило жизненный путь Патриарха и его служение народу и церкви.
Алексий II (в миру Алексей Михайлович Ридигер) (р. 1929), патриарх Московский и всея Руси, церковный деятель, ставший первосвятителем во время перестройки, когда в современной истории Русской православной церкви открылась новая эпоха.
Родился в Таллине 23 февраля 1929 (отец, М.А.Ридигер, окончивший Санкт-Петербургское училище правоведения, эмигрировал в Эстонию после Октябрьской революции, в 1940 стал диаконом, в 1942 – священником; мать, Е.И.Писарева, местная уроженка).
С малых лет прислуживал в храмах. Учился (с 1947) в Ленинграде в Духовной семинарии и Духовной академии, окончил последнюю в 1953. Рукоположенный в священники (1950), был настоятелем храмов в Йыхви и Тарту. Благочинный Тарту-Вильяндинского округа Таллинской епархии (с 1959), принял монашеский постриг в Троице-Сергиевой лавре (1961); с того же года – епископ Таллинский и Эстонский. В 1964 возведен в сан архиепископа, в 1968 – в сан митрополита. Управляющий делами Московской патриархии в 1964–1986. В 1986 был назначен на Ленинградскую и Новгородскую кафедру с оставлением за ним управления Таллинской епархией. Избран патриархом Московским и всея Руси в 1990.
Первосвятительство Алексия II совпало со счастливой переменой во взаимоотношениях церкви и государства в России; прежняя непримиримая политика «штурма небес» отошла в прошлое, Русской православной церкви последовательно возвращались ее законные права. Еще до возведения на патриарший престол Алексий деятельно способствовал этим переменам (в особенности тогда, когда возглавлял и обновлял церковную жизнь Ленинградской епархии), в качестве же первосвятителя учредил новые отделы Московского патриархата, прежде всего отделы религиозного образования и катехизации, а также церковной благотворительности и социального служения. Благодаря этому (а также в силу активной роли Алексия и его сотрудников в разработке новых законоуложений, например, федерального закона «О свободе совести и о религиозных объединениях», 1997) Русская православная церковь вновь заняла полноправное место в обществе. При Алексии II были открыты (иной раз вновь построены) и освящены тысячи храмов, в массе обителей возобновилась монашеская жизнь, в святцы вошло много новых святых, в том числе новомучеников и исповедников 20 в., ставших жертвами революционного террора и гонений.
Вместе с тем переходный период принес с собой много религиозных смут (расколы на Украине, в Молдавии и Эстонии, обострение православно-католических отношений, в том числе из-за проблем западно-украинского униатства, беспрецедентная активизация деятельности различных сект и др.). На все нужно было реагировать – тем паче в атмосфере гласности – последовательно и четко. Твердость, даже воинственность в делах церковно-канонических и религиозно-нравственных (к примеру, в отношении к различным расколам, а также к «ересям») в сочетании с дипломатичностью (настойчивые призывы в миру и добротолюбию в дни гражданских распрей) – в этом характерном стиле современного церковного управления личность Алексия II выразилась рельефно и ярко.
Величайшей заслугой Патриарха стало объединение Русской Православной Церкви и Русской Православной Церкви Заграницей. Этим объединением был преодолён очередной этап последствий Гражданской войны.
Святейшем Патриархе был особенный человек. Он был лишён какой-либо фальши, какой-либо искусственности. Патриарх действительно «был, а не казался». Человек, соприкасаясь с ним, ощущал, что он окружён любовью и вниманием. Удивительные глаза Патриарха смотрели вам как бы в самую душу. Его речь, немногословная, и внешне малозначительная, западала в сердце и уже оставалась в нем навсегда. Только спустя какое-то время значение его слов раскрывалось в какой-то несказанной красоте и мудрости.
Подлинная оценка значения Патриарха Алексия Второго для Русской Церкви и Русской истории ещё впереди.
Жизнь Святителя Алексия и Патриарха Алексия Второго – яркий пример служения России, народу, православию. Подвижничество, духовный подвиг сделали их Заступниками и Покровителями России. Духовность и нравственность этих великих людей могут служить эталоном для молодого поколения России.
Оценить: |
Автор: Фастовец Елизавета, 13 лет.
Заглянем в историю вместе
|