Эссе «Подвиг служения Богу и Отечеству»
-
Третий Всероссийский детский творческий конкурс
«Святые заступники Руси»
Пастырь
Святитель Алексий
Митрополит Московский и всея Руси Чудотворец
Суетовская муниципальная средняя (полная) общеобразовательная школа
Ярцевского района Смоленской области
Тема: «Подвиг служения Богу и Отечеству»
Номинация: «Литературное творчество» - проза (эссе)
Работу выполнила
Буренкова Александра Геннадьевна
10 класс
Суетовская МСОШ, д.Суетово,
Ярцевский район, Смоленская область
Паспорт 6606 №297633,
выдан МО УФМС России по Смоленской области
в городе Ярцево 11.12. 2007 года
Дата рождения: 10 ноября 1993 года
Домашний адрес: 215840 д.Суетово,
ул. Магистральная, д.10, кв.56
Ярцевский район, Смоленская область
Руководитель:
Жолудева Вера Викторовна,
учитель высшей категории английского языка и истории
православной культуры земли Смоленской
Место работы: Суетовская муниципальная
средняя (полная) общеобразовательная школа
Ярцево
2009
«…На пространстве десяти вёрст лилась кровь Христиан и неверных. Ряды смещались: инде Россияне теснили Моголов, инде Моголы Россиян; с обеих сторон храбрые падали на месте, а малодушные бежали… Настал девятый час дня: сей Димитрий, с величайшим вниманием примечая все движения обеих ратей, вдруг извлёк меч и сказал Владимиру: «Теперь наше время». Тогда засадный полк выступил из дубравы, скрывавшей его от глаз неприятеля, и быстро устремился на Моголов. Сей внезапный удар решил судьбу битвы: враги изумлённые, рассеянные не могли противиться новому строю войска свежего, бодрого, и Мамай, с высокого кургана смотря на кровопролитие, увидел общее бегство своих; терзаемый гневом, тоскою, воскликнул: «Велик Бог Христианский!» и бежал вслед за другими…» - так описывает Куликовскую битву Н. М. Карамзин [3, с.159].
Русь ликовала, наслаждаясь торжеством. Везде гремела хвала Богу и Государю.
Князь Димитрий Донской возвысил этой победой Москву и сплотил вокруг неё Россию. Святитель Алексий не дожил до этого триумфа всего два года. Но его вклад в победу на берегах Дона и Непрядвы ничуть не меньше вклада благоверного князя Димитрия, ибо он был тем человеком, который готовил последнего к этому триумфу с малых лет.
Димитрий начал княжить в 12-летнем возрасте. До своего возмужания он лишь формально носил титул великого князя Владимирского. Подлинным Правителем Северо-Восточной Руси и добрым наставником юного Димитрия был митрополит всея Руси Алексий, в миру Елевферий.
Святитель Алексий родился в 1292 (?) году в семье боярина Феодора Бяконта, представителя родовитой черниговской фамилии. Боярин пользовался такой благосклонностью св. князя Даниила, что крестным отцом одного из его многочисленных сыновей, нареченного Симеоном-Елевферием, стал молодой княжич Иоанн Данилович, будущий Калита. Впоследствии крестного и крестника связывали тесные узы дружбы.
Господь рано открыл будущему святителю его высокое предназначение. На двенадцатом году жизни Елевферий раскинул сети для ловли птиц, незаметно для самого себя задремал и вдруг явственно услышал голос: «Алексий! Что напрасно трудишься? Ты будешь ловить людей». С этого дня отрок стал уединяться, часто посещать церковь и в пятнадцать лет решился стать иноком. В 1320 году он был пострижен в Московском Богоявленском монастыре с именем Алексия, которое слышал он в сонном видении. Прошло более двадцати лет в строгих иноческих подвигах. Здесь же Алексий продолжал совершенствовать своё образование. Руководителями его и друзьями были замечательные подвижники этой обители – старец Геронтий и Стефан, брат преподобного Сергия Радонежского. О молодом подвижнике узнали великий князь Симеон Гордый и митрополит Феогност. Вопреки своему желанию и устремлению к тихой монашеской жизни Алексий был приближен ко двору. Феогност поручил будущему святителю заведовать судебными делами, творить митрополичий суд. 12 лет он был верховным судьёй со званием наместника митрополичьего. В конце 1352 года блаженный первосвятитель, уже дряхлый и слабый, рукоположил наместника своего в сан епископа Владимирского и на совете с великим князем Симеоном назначил Алексия своим преемником. Ставший горячим патриотом Руси и приверженцем объединительного курса Московских князей Феогност тем самым хотел обеспечить продолжение уже четко оформившегося к тому времени союза между великокняжеской властью и митрополией всея Руси. Наша страна в этот период была вдвойне зависимой – в государственном и церковном смысле. Русских удельных князей, как и их главу, великого князя, утверждали своими ярлыками ордынские властелины, а главу нашей Церкви утверждали Константинопольские Патриархи. Историческим заданием Руси было обрести самостоятельность, как политическую, так и духовную. Если бы на кафедре оказался какой-либо архиерей, равнодушный, в отличие от Феогноста, к делам Руси, это могло бы привести к печальным для нашей страны последствиям. Уже ощущалось, что церковная зависимость от Константинополя для Русской Церкви, вполне созревшей к середине XIV века для своей автокефалии, становится фактором неблагоприятным. Если в период раздробленности независимые от русских князей греки – митрополиты много содействовали объединению Руси в смысле духовном, то теперь, когда начался процесс государственного объединения Руси, греческое влияние становилось его тормозом, так как в Константинополе стремились учитывать в первую очередь свои собственные интересы, а не русские. Поэтому вполне объяснимо стремление русских видеть на митрополичьей кафедре в столь ответственное время своего соотечественника.
Особый вклад в становление Московского государства внес митрополит Алексий, до конца осознавший, что только при единодержавии и целостности страны она будет жить и прирастать. При юном великом князе Димитрии митрополит боролся за собирание Руси вокруг Москвы. А сделать это в то время было нелегко. Тогда Северо-Восточная Русь состояла из отдельных сильных независимых княжеств, князья которых носили титул «великих». Старейшим князем считался тот, кто носил титул великого князя Владимирского. Князья старались завладеть Владимирским престолом. Часто их стремления заканчивались усобицами, распрями и войнами, а страна становилась лёгкой добычей внешних врагов. Путь к накоплению могущества Руси Алексий видел в постепенном уничтожении губительной системы разделения её на уделы и подчинении удельных князей власти единого государя. И, главное, власть государя должна передаваться не по лествичному принципу (старшинству), а по монархическому: от отца к сыну.
Трудами святителя Алексия за Москвой был окончательно закреплён авторитет нового церковного центра Руси. Не последнюю роль при этом сыграло то обстоятельство, что Первосвятитель стал после смерти Иоанна опекуном преемника великого князя – Димитрия Иоанновича, - будущего Донского. Это был беспрецедентный случай, когда Предстоятель Русской Церкви стал фактически главой Русского государства. Подобное стало возможным благодаря небывало высокому авторитету, который имела Церковь на Руси в это тяжелейшее время, ибо в ней народ видел главный залог единства. Русь воскресала из небытия именно как православная держава, как Святая Русь. Мудрость и святость митрополита Алексия проявились в том, что он не воспользовался слабостью государственной власти для того, чтобы возвысить над ней Церковь.
Святитель Алексий служил верой и правдой Московским князьям, но отнюдь не как их царедворец. Убеждение в том, что им суждено стать той силой, которая объединит Русь, лежало в основе деятельности митрополита. Алексий понимал, что если Русь не станет свободной от Орды и Литвы державой, она потеряет не только государственность, но, неминуемо, и Православную веру.
Несмотря на все смуты, святитель Алексий всячески заботился о своей пастве – ставил епископов, устраивал общежительные монастыри (по образцу Троицкого, основанного преподобным Сергием), налаживал отношения с ордынскими ханами. Не раз святому и самому приходилось путешествовать в Золотую орду.
В 1357 году хан Джанибек потребовал у великого князя, чтобы святитель прибыл к нему и исцелил слепую Тайдулу – его супругу. «Прошение и дело превышает меру сил моих, - сказал святой Алексий, - но я верю Тому, Который дал прозрение слепому, - не презрит Он молитвы веры». И действительно, по его молитве, окропленная святой водой, супруга хана исцелилась. Алексий вернулся в Москву с почётом и подарком: ему был подарен татарский двор в московском Кремле. Алексий избавил своим подвигом Москву от этого страшного символа ига. На месте двора в память о чуде исцеления святитель основал монастырь во имя Чуда святого архистратига Михаила в Хонех.
Вскоре Джанибек был убит своим сыном Бирдибеком, который сменил отца на ханском престоле. Отцеубийца похвалялся, что пойдёт на Русь в поход, ибо не довольствовался той данью, которую она платила Орде до сих пор. Но даже этого изверга сумел укротить вновь приехавший в Сарай Алексий. Проявив недюжинный талант дипломата и обаяв своей светлой личностью нового хана, митрополит получил от него ярлык в подтверждение прав Русской Церкви и изъявление отказа от намерения идти в поход на Русь.
Свою верность объединительной политике Московских князей митрополит Алексий засвидетельствовал и после того, как малолетством Димитрия Московского воспользовался князь Димитрий Константинович Суздальско-Нижегородский. Он добыл себе ярлык на великое княжение у свергнувшего Бирдибека хана Навруза. За князя-ребёнка мгновенно вступились его бояре и митрополит, душой болевшие за продолжение объединительной политики Московской династии. Великое княжение удалось вернуть Димитрию Иоанновичу уже к 1363 году. В этом была немалая заслуга святителя Алексия.
Авторитет Церкви ещё не раз помогал сохранить политическую линию Москвы. Так, святитель Алексий и преподобный Сергий Радонежский помогли исключительно своим духовным авторитетом бескровно покончить с конфликтом, возникшим в Нижнем Новгороде. Алексий тогда наложил на город интердикт за непослушание законному князю, а прибывший в Нижний Новгород преподобный Сергий затворил в отлученном от Церкви городе все храмы. Князь Борис покаялся, и конфликт в Нижнем был улажен. В другой раз митрополит Алексий отлучил от Церкви Смоленского князя Святослава и некоторых других русских князей за клятвопреступление, нарушение союзного договора с Москвой и последующее участие в походе на Москву Ольгерда Литовского.
Однако иногда союз митрополита и великого князя Московского оборачивался для Алексия большими трудностями. Ольгерд Литовский использовал любую возможность для того, чтобы очернить святителя Алексия перед лицом Патриарха и вновь вытребовать для своего Литовского государства отдельного митрополита. Он заваливал Константинополь жалобами на митрополита Алексия, вменяя ему в вину промосковскую ориентацию и небрежение к делам западно-русских земель. Причём, Ольгерд в 1371 году требовал отдельного митрополита не только для Литвы, но и для всех других русских княжеств, которые находились в оппозиции Москве.
После новых жалоб Ольгерда на Алексия Патриарх прислал в Литовскую Русь для ознакомления с церковными делами иеромонаха Киприана. Его целью было примирение Ольгерда с Алексием. Однако, честолюбивый Киприан повёл дело так, что сумел убедить Филофея Константинопольского в невозможности мира между Литовским князем и митрополитом Алексием и необходимости поставить на Литовскую Русь независимого от Москвы митрополита. Киприан привёз из Литвы грамоту, которая содержала новые обвинения в адрес святителя Алексия и угрозу Литовского князя перевести свой народ в католичество в случае отказа греков дать Литовской Руси отдельного митрополита. Киприан, судя по всему, был не прочь встать во главе не только митрополии Литовской, но и объединить под своей юрисдикцией всю Русскую Церковь, перенеся её центр в завоеванный Литвой Киев.
Киприан был поставлен в митрополиты «Киевские и всея Руси», то есть с тем же титулом, который имел Алексий. При этом в Москву была направлена группа греческих патриарших чиновников для проведения расследования. Однако, в Москве греки не обнаружили фактов, подтверждающих возведённые на Алексия обвинения. На Руси такого ещё не бывало, чтобы при живом митрополите всея Руси поставили вместо него нового. Димитрий и Алексий послали в Константинополь свой протест.
Очевидно было, что Русская Церковь начинает становиться заложницей политики – главным образом, литовской и византийской.
Святитель Алексий, митрополит Киевский и всея Руси, Московский чудотворец скончался в 1378 году. Митрополит Алексий был не только первосвятителем, но и духовником князя Димитрия Донского и игумена Сергия Радонежского, благословляя последнего на его труды, а перед смертью предложил ему взять на себя управление Русской Церковью, от чего преподобный отказался, считая себя недостойным такого сана.
Победа над Мамаем на Куликовом поле была подготовлена деятельностью избранников Провидения святителя Алексия, митрополита Московского, великого князя Димитрия Донского и преподобного Сергия Радонежского.
Их вклады в нашу победу невозможно разложить по полочкам: государственность, укрепление Церкви, развитие монашеского делания. Эти сферы были тесно переплетены между собою в век подъёма русского духа и перехода скрытой силы нашего народа в силу явную. Победа была одержана Русью под знамёнами московского великого князя, после чего Москва сделалась в умах русских людей бесспорным объединяющим центром.
«Святая вера Православная. Она соединила воедино разрозненные племена славянские, уничтожила племенные их отличия…и образовала один многочисленный, сильный и единодушный народ русский…» - так отозвался преосвященный Дмитрий, архиепископ Херсонский о роли Православной Церкви в те времена [1, с.6-7].
Завершая обзор деятельности святого митрополита Алексия, надо отметить, что он немало способствовал возрождению русского монашества. Один лишь факт дружбы, существовавшей между Первосвятителем и преподобным Сергием Радонежским, говорит сам за себя. Кроме того, св. Алексий основал несколько монастырей. В частности, в Москве: Спасо-Андронников, созданный им по обету в благодарность за спасение от бури на Черном море; Чудов в Кремле; Алексеевский женский, где подвизались родные сестры святителя. В Серпухове митрополит основал Владычный монастырь.
В настоящее время мощи святого митрополита Алексия покоятся в Елоховском Богоявленском соборе в Москве. Местом последнего пристанища Патриарха Московского и всея Руси Алексия II стал также Елоховский собор. Под сводами одного и того же собора покоятся два великих человека и деятеля Русской Православной Церкви. Жили они в разное время, но объединяет их одно: любовь к Отечеству и ревностное служение Богу и Церкви.
Литература
1. Быть русским. Партия Православного Возрождения. – СПб, 1998.
2. Воскобойников В. М. Иллюстрированная православная энциклопедия. – М.: Эксмо, 2008, с. 13.
3. Карамзин Н. М. История Государства Российского. – М.: ОЛМА Медиа Групп, 2008, с. 142 – 164.
4. Кулюгин А. И. Правители России. – М.: ЗАО «Фирма СТД», ЗАО «Славянский дом книги», 2006, с. 167 – 190.
5. Русские имена в исторических лицах, церковных и народных праздниках, пословицах и приметах /Сост. Н. И. Решетников. – Москва – Париж, 2002, с. 33 – 35.
6. Тростников В. Н. Подвиг служения Богу и Отечеству //Русский дом, 2003, № 2, с. 10 – 11.
Оценить: |
Автор: Буренкова Александра, 15 лет.
Заглянем в историю вместе
|