Видео ролики бесплатно онлайн

Смотреть русское с разговорами видео

Официальный сайт teledu 24/7/365

Смотреть видео бесплатно

Номинация "Литературное творчество"

Житие преподобного Сергия Радонежского

Преподобный Сергий Радонежский, в миру Варфоломей, был средним сыном ростовских бояр Кирилла и Марии. Родился в 1314 или 1320 году.

Как-то раз вовремя Божественной литургии, когда мать носила его еще под сердцем, он трижды воскликнул - перед чтением Евангелия. И все перепугались. Когда мать ела мясо, младенец Варфоломей не принимал молоко. Поэтому она перестала есть мясо. Новорожденный словно держал пост.

С малых лет мальчик горячо молился  и посещал церкви. Но не давалась отроку учеба. Он очень горевал от этого, молил Бога о вразумлении. И Господь услышал его. Раз, отыскивая пропавших лошадей, он увидел старца, молившегося под дубом. Отрок подошел к нему, попросил благословения и рассказал о своей скорби. Старец выслушал его, помолился и сказал: «Отныне Бог даст тебе, чадо, уразумети грамоту!» Затем он дал ему часть просфоры и сказал так: «Не смотри, что сия так мала - велика будет сладость, когда ты вкусишь от нее!» По просьбе Варфоломея старец посетил  дом его родителей, и каково было их изумление, когда по благословению его Варфоломей стал перед трапезой стройно читать псалмы. И тогда старец предсказал им будущее духовное величие отрока - избранного сосуда Духа Святого, служителя Пресвятой Троицы. С тех пор Варфоломею Сам Бог отверз ум разуметь писания, и он погрузился в изучение Божественных книг.

Он стал питаться хлебом и водой, воздерживаясь от принятия всякой пищи в среды и пятницы. Мать свою он убедил не мешать ему. Когда Варфоломею было 15 лет, родителей его, сильно обедневшие от татарских набегов, оставили древний Ростов и переселились в московское княжество, в маленький город Радонеж, под покровительство московских князей. В двадцать лет Варфоломей стал просить родителей благословить его постричься в монахи, но родители просили не оставлять их до кончины. И любящий сын повиновался им. Перед кончиной своей Кирилл и Мария постриглись в Покровском Хотьковском монастыре.

Похоронив их, Варфоломей и старший брат его, Стефан, к тому времени уже овдовевший и принявший монашество, решили уйти в отшельничество. Свою часть наследства Варфоломей отдал младшему брату Петру, а часть оставил беднякам на помин усопших родителей. В дремучем лесу, в 60 верстах от Москвы братья нашли полюбившееся им место называемое Маковец, и поставили там церковь в честь Пресвятой Троицы с благословения Феогноста, очень ласково принявшего пустынников. Но Стефан не выдержал пустынной жизни и ушел в Московский Богоявленский монастырь. Варфоломей остался один.

Когда подвижнику исполнилось двадцать три года, игумен ближайшего монастыря Митрофан постриг его 7 октября, с именем Сергий . Семь дней провел новопостриженный инок в церкви, ежедневно причащаясь Святых Христовых Тайн и вкушая одну лишь просфору. Затем Митрофан, преподав новоначальному иноку наставление, вернулся в свой монастырь, и Сергий остался один.

Тяжела была его пустынная жизнь. Часто пробегали мимо него стаи волков, они обнюхивали его, но святой не боялся их, а начинал молиться. Посещали его и медведи. Один медведь приходил к нему целый год, и пустынник делился с ним последним куском хлеба.

Целыми ночами преподобный пребывал в молитве, а днем возделывал огород, колол дрова и читал слово Божие. Но вот проведали о нем иноки, ревнители благочестия. Один за другим стали они приходить к нему, прося принять их, в подвижники. Не сразу преподобный уступал их желанию - он рассказывал им о трудностях пустынной жизни. Всего в Радонеже собралось 12 иноков. Так возник монастырь, со временем превратившийся в великую лавру.

Скромен и убог был ее вид: в глухом лесу над речкой расчищена поляна и обнесена тыном, на ней стояли небольшая церковь и несколько келий, между ними торчали несколько деревьев, кое-где были взрыты гряды и засажены овощами. По слову Спасителя: «Кто хочет быть большим между вами, да будет вам слугой»- Сергий служил братии: сооружал кельи, пек хлеб, готовил пищу, шил одежды и  исполнял другие работы. Питался он хлебом и водой и спал очень мало. Потом пришел к ним игумен Митрофан и стал у них настоятелем. Когда же он умер, то по общему желанию братии настоятелем был избран Сергий.

Преподобный Сергий ежедневно совершал Божественную литургию, причем, все необходимое для богослужения заготовлял сам: делал свечи, варил кутью, молол муку и пек просфоры – и никого к этому делу не допускал. В церковь он приходил первым и уходил последним, никогда не позволяя себе прислониться или сесть.

В управлении Сергий соединял кротость со строгостью. Каждый вечер он после повечерия обходил кельи и если заставал брата за молитвой, чтением или рукоделием, то радовался и молился за него. Если же слышал разговор, то, постучав в окно, шел далее. На другой же день призывал виновного, кроткими словами, наводил его на признание своей вины и кающегося с любовью прощал, а на упорных налагал епитимию.

Обитель в это время терпела большую нужду: сосуды были деревянные, ризы из крашенины, книги написаны на бересте, службы отправлялись при свете лучины. Однажды сам игумен сделал за несколько кусков гнилого хлеба сени в келье одного брата. Перед этим он провел без пищи три дня. Через пятнадцать лет после возникновения Радонежской пустыни вокруг нее стали селиться крестьяне и помогать обители.  

Однажды когда преподобный молился об обители своей и учениках внезапно послышался голос: «Сергий! Ты молишься о чадах твоих, и моление твое услышано. Посмотри, видишь число иноков, собирающихся под твое руководство во имя пресвятой Троицы!» И он увидел множество прекрасных птиц, прилетевших в монастырь и за его ограду. И опять послышался голос: «Так умножится число учеников твоих, подобно сим птицам, и после тебя оно не оскудеет и не умалится, если они станут следовать твоим стопам». В то время святого Сергий знали уже в Иерусалиме, Константинополе и на Святой Горе Афонской.

В это время в монастыре был введен общежительный устав: пища и одежда – все стало общее, монастырское. Тогда преподобный заповедовал братии дела милосердия – нищелюбие, страннолюбие, уход за больными, обещав, что обитель будет стоять, пока эта заповедь будет исполняться. К тому времени возле обители сделали большую дорогу, и гостеприимство ее усилилось. Путники, оказавшиеся в ней в зимнюю непогодь, подолгу жили в ней на полном ее иждивении. Больные пользовались полным уходом. Князья заходили с большими отрядами дружинников.

Находившимся в бедах преподобный помогал, убогих защищал, больных исцелял. Один поселянин принес к нему больного сына, но по дороге отрок умер. Сжалившись над горем отца, Сергий помолился и воскресил умершего, но отцу его сказал: «Отрок от сильной стужи изнемог, ты же подумал, что он умер. Теперь в теплой келье он согрелся, а тебе кажется, что он воскрес!» Раз привезли в обитель бесноватого. Когда по окончании молебна преподобный осенил его крестом, ему показалось, что от креста исходит пламя, и он с воплем бросился было в лужу, но был исцелен.

Всячески уклонялся преподобный от славы человеческой, но она возрастала. Иноки стремились спасаться под его руководством, князья и простолюдины жаждали иго видеть. А в обители все было «худостно, нищенски, сиротски», как выразился один крестьянин, желавший увидеть прославленного игумена. Велико было его разочарование, когда ему показали святого старца, копавшего гряды в худой, заплатанной одежде. Но в это время в обитель прибыл князь с многочисленной блестящей свитой и стремительно поклонился святому игумену в ноги. Пораженный увиденным, богомолец вскоре вернулся в обитель, чтобы остаться в ней трудником навсегда.

Но, вероятно, из-за введения общежития, неизвестного еще в той местности, среди братии возникло неудовольствие преподобным. Среди недовольных был и его брат Стефан. Кроткий подвижник не стал возражать и ушел на реку Киржач, где основал обитель в честь Благовещения Пресвятой Богородицы. Но в Радонежской пустыне жизнь стала расстраиваться, многие стали переходить на Киржач, и, наконец, братия через митрополита Алексия умолила преподобного вернуться, и встретили его с великой радостью. А на Киржаче игуменом остался ученик его преп. Роман. С тех пор мир в пустыне преподобного Сергия больше не нарушался.

Однажды ночью преподобный молился пресвятой Богородице о своей обители. Прочитав канон, он сел отдохнуть и вдруг сказал ученику своему Михею: «Чадо, бодрствуй и трезвись. В сей час будет нам неожиданное и чудесное посещение» И внезапно послышался голос: «Се грядет Пречистая!» Преподобный поспешно вышел в сени кельи, и свет ярче солнечного осиял его – он узрел Пречистую Владычицу, окруженную необычайным блеском. С ней были святые апостолы Петр и Иоанн. Святой пал ниц, но Пречистая коснулась его Своими руками и изрекла: «Не ужасайся, избранник Мой! Я пришла посетить тебя, ибо услышала молитвы твои об учениках. Не скорби более об обители твоей: отныне она будет иметь изобилие во всем не только при жизни твоей, но и по отшествии твоем к Богу. Я же никогда не оставлю места сего!» И Пречистая Богородица стала невидима. Святой был в великом страхе и трепете, ученик же лежал на земле, как мертвый.

Митрополит Алексий, опасаясь, что по его кончине наступит церковная смута, желал видеть своим преемником преп. Сергия, но смиренный подвижник твердо отказывался, говоря: «От юности моей не был я златоносцем».

В 1380 году, перед походом против татарского хана Мамая, грозившего новым нашествием на Русь, великий князь Дмитрий Иоаннович посетил Троицкий монастырь, чтобы помолиться и принять благословение преподобного игумена. Преподобный осенил его и сподвижников крестом, окропил святой водой и предрек князю победу. По просьбе великого князя Сергий Радонежский послал с ним двух иноков, бывших в миру боярами, Александра Пересвета и Андрея Ослябю. 

Во время Куликовской битвы преподобный Сергий собрал братию и молился о победе и упокоении павших воинов, называя их по именам, и, наконец, поведал братии о победе. По возвращении своем в Москву великий князь отправился к преподобному, чтобы рассказать ему о бое, велел поминать павших и сделал щедрый вклад в обитель. Тогда и была установлена поминальная Димитриевская суббота. А во исполнение обета, данного им перед походом, великий князь с помощью преподобного Сергия воздвиг на реке Дубенке монастырь в честь Успения Божией Матери.

Великую помощь оказал преподобный Сергий тем, что содействовал сосредоточению и укреплению государственной власти в руках одного сильного великого князя и умиротворения удельных князей. С этой целью он ездил в 1365 году в Нижний Новгород, а в 1385 – к врагу великого князя, суровому князю Олегу Рязанскому и своими кроткими и тихими речами растрогал его и убедил заключить вечный мир с Дмитрием Донским. Великий князь часто приезжал к преподобному за благословением и советами. Завещание великого князя раз и навсегда установившее порядок владения великим княжеством от отца к старшему сыну, было скреплено подписью преподобного. А сподвижник Дмитрия Донского Серпуховской князь Владимир Андреевич Храбрый, во владениях которого  находилась Радонежская пустынь, был духовным сыном преподобного Сергия и первый из всех удельных князей признал великого князя своим государем.

 За шесть месяцев до своей кончины преподобный Сергий поставил настоятелем молодого еще, но уже духовно опытного ученика своего Никона, а сам ушел в затвор, готовясь к кончине. В сентябре он захворал предсмертным недугом. Наставив братию в последний раз, он поручил ее Господу и Его Пречистой Матери. Ученики благоговейно поддерживали его под руки, когда он в последний раз причащался Святых Христовых Тайн. Затем, воздев свои руки, он с молитвой предал Господу свою чистую душу 25 сентября 1392 года.  Несказанное благоухание разлилось по колье. Лик праведника сиял небесным блаженством, казалось, он уснул глубоким сном. Братия погребли его в обители Пресвятой Живоначальной Троицы.

После его кончины стали происходить многочисленные чудеса и исцеления. Являл свою помощь он и родной обители. Когда в 1608 году Троице-Сергиева лавра была осаждена шайками Тушинского Вора, ни раз являлся преподобный Сергий архимандриту Иоасафу и пономарю Иринарху, укрепляя их и предупреждая об опасностях. Видели его окропляющим стены святой водой; другой раз он предупредил о готовящемся приступе, который был отражен. Явился преподобный и осаждавшим, так что многие казаки из стана Тушинского Вора стали уходить домой, давая клятву никогда больше не воевать с православными.

 

Преподобный Сергий Радонежский – один из самых почитаемых святых Русской Православной Церкви, огромен его вклад и в становление Русской государственности. Ученики преподобного Сергия основали множество обителей, на долгие годы определив облик русского монашества.   


Оценить: 

Автор: Копаев Дмитрий, 14 лет.
Псковская область, город Великие Луки

Заглянем в историю вместе
Комментарии (всего 0)
Чтобы оставлять комментарии Вам нужно зарегистрироваться.

Смотреть видео онлайн

Онлайн видео бесплатно


Смотреть русское с разговорами видео

Online video HD

Видео скачать на телефон

Русские фильмы бесплатно

Full HD video online

Смотреть видео онлайн

Смотреть HD видео бесплатно

School смотреть онлайн